Управление запасами в снабжении. Управление запасами в логистике снабжения Учебная программа повышения квалификации «логистика закупок

Понятие и объект логистики снабжения

Логистика снабжения – это функциональная область логистики, основание логистической системы предприятия, определяющее начало и направление движения материального потока.

Определение 1

Логистика снабжения – система управления материальными потоками, а также сопутствующими потоками информации и финансов, назначение которой – надежно, качественно и комплексно удовлетворять потребности производства в требуемых материально-технических ресурсах в нужное время и по конкурентной цене.

Объект логистики снабжения – поток материальных ресурсов и услуг, циркулирующих в функциональном цикле снабжения. По аналогии с другими материальными потоками он представляет собой движение неких материальных субстанций, к которым применяются логистические операции, связанные с физическим перемещением в пространстве и времени материальных ресурсов в функциональном цикле снабжения.

Понятия снабжения и закупок

Существует два основных подхода к определению термина «снабжение». Первый касается тактической оперативной деятельности по организации закупочных операций, в этом плане в большей степени подходящим является термин «закупки». Второй подход касается стратегической деятельности по обеспечению предприятия необходимыми товарно-материальными ценностями. Таким образом, можно сформулировать следующие два определения.

Определение 2

Снабжение или закупки (в оперативном плане) – регулярные операции, связанные с закупкой товарно-материальных ценностей, необходимых для производства, и направленные на избежание дефицита.

Определение 3

Снабжение (в стратегическом плане) – процесс управления закупками, включающий планирование и разработку закупочных схем и методов, связи и взаимодействия с другими отделами предприятия, внешними поставщиками и подрядчиками, потребностями и запросами конечного потребителя.

Функциональный цикл снабжения

Под функциональным циклом снабжения понимают промежуток времени между возникновением потребности и получением заказанной продукции. Функциональный цикл снабжения состоит из следующих этапов.

    Этап 1. Определение потребности в закупаемых ресурсах

    Определение потребности в ресурсах может осуществляться на основе информации о прошлых заказах, путем экстраполяции динамики потребления или нормативным методом (исходя из программы производства и норм расхода). На данном этапе также осуществляется проверка уровней запасов того или иного материального ресурса во избежание заказа избыточного количества.

    Этап 2. Анализ и отбор поставщиков

    На данном этапе определяются потенциальные источники поставки, то есть поставщики. Они могут быть определены на основе прошлых поставок и заключенных договоров. В случае если возникшая потребность – новая или возникла необходимость обновления структуры поставок, требуется провести анализ рынков снабжения и провести отбор новых поставщиков. Критериями выбора поставщика чаще всего выступают цена продукции, качество товара, надежность поставки.

    Этап 3. Размещение заказа на поставку

    На данном этапе с выбранным поставщиком (или поставщиками) заключается договор. Если это оговаривается условиями, вносится предоплата. Формируется заказ на поставку, то есть требование поставщику обеспечить отгрузку определенного количества ресурса в определенный срок в соответствии с заключенным договором.

    Этап 4. Поступление продукции и контроль качества

    Приняв заказ, поставщик отгружает его, товар транспортируется покупателю. Когда заказ прибывает от поставщика, осуществляется его проверка по качеству и количеству, приемка и отправка на место хранения или использования.

Логистика снабжения

5.1. Сущность логистики снабжения

Логистика снабжения – это функциональная область логистики, связанная с планированием, заказом и поставкой сырья, полуфабрикатов и комплектующих для производственного предприятия.

Цель логистики снабжения – удовлетворение потребностей производства с максимально возможной экономической эффективностью.

Достижению этой цели способствует решение следующих основных задач:

– разработка плана снабжения производственного предприятия;

– выдерживание обоснованных сроков поставки сырья и комплектующих;

– обеспечение точного соответствия между количеством единиц сырья и потребностями в них;

– соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий;

– анализ существующей системы снабжения.

В специальной литературе и в практике коммерческой деятельности термин «снабжение» часто отождествляют с термином «закупка». В общем смысле термин «закупка» характеризует процесс покупки, то есть осознание необходимости приобретения, переговоры о цене, а также прочие условия, связанные с доставкой и оплатой товара.

Термин «снабжение» имеет более широкое значение. Это комплексная функция, включающая в себя различные типы приобретений (закупка, аренда, лизинг, выполнение работ по контракту), а также связанные с этим операции, то есть выбор поставщиков, проведение переговоров по согласованию условий сделки, согласование условий поставки, мониторинг показателей работы поставщиков, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков. Как правило, служба снабжения самостоятельно не осуществляет перемещение материалов, а организует его.

С организационной точки зрения, отделы снабжения создаются на производственных предприятиях, так как осуществляется внутреннее потребление и трансформация входящего материального потока, а отделы закупок создаются на торговых предприятиях, где осуществляется перепродажа товаров.

Использование логистики в снабжении позволяет реагировать на изменения в продажах готовой продукции, изменять ассортимент производимых товаров по пожеланиям потребителей и управлять материальными потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем и полуфабрикатами.

В снабжении прибыль не создается, но формируется экономия капитала и снижаются затраты за счет совершенствования управления входящим материальным потоком и части внутреннего материального потока. Решающее значение имеет приобретение материалов по разумным ценам, сокращение расходов на осуществление закупок, доставку, хранение и формирование оптимальных производственных запасов.

Для осуществления функции обеспечения производства сырьем и материалами на предприятии создается служба снабжения. Работники службы снабжения выполняют следующие функции: выбирают поставщиков; заключают договоры и контролируют их исполнение; принимают меры в случае нарушения условий поставки.

Снабженческие операции на предприятии выполняются в следующей последовательности:

– выбор источников поставки и поставщиков; проведение переговоров об условиях поставки;

– заключение договора поставки или купли-продажи;

– организация доставки;

– приемка товаров от поставщиков по количеству и качеству;

– транспортно-складские работы.

– При решении задач снабжения непосредственно на предприятии выполняются основные процедуры:

– анализ потребности предприятия в материальных ресурсах и определение требований к ним;

– расчет бюджета закупок.

Операции снабжения осуществляются в зависимости от существующей организационной структуры предприятия либо одним, либо несколькими подразделениями (функциональная и товарная специализации соответственно).

В отделе снабжения различают два вида специалистов – это рядовые и ведущие специалисты.

Рядовой специалист по снабжению выполняет следующие функции: заключение договора; контроль исполнения договора; организация доставки сырья; организация складирования.

Ведущий специалист в службе снабжения занимается аналитической работой и решает следующие задачи:

– определение целесообразности закупок комплектующих или собственное их производство – задача «сделать или купить»;

– получение и оценка предложений от поставщиков; поиск необходимых комплектующих;

– выбор поставщиков;

– выбор вида транспорта или сочетания видов транспорта при мультимодальных перевозках;

– управление запасами и их регулирование.

В то же время собственно служба логистики в организации не должна заниматься непосредственно поставками материальных ресурсов. Она должна определять оптимальные показатели функционирования логистической системы предприятия, включая систему снабжения.

Эффективность результатов снабжения определяется по следующим показателям: уменьшение величины затрат на сырье, осуществленное усилиями покупателя и поставщика; процент поставщиков, осуществляющих своевременную доставку продукции (по видам сырья); экономия затрат на сырье; процент дефектных изделий; процент просроченных заказов; средний срок доставки.

Из книги Логистика: конспект лекций автора Шепелева Анжелика Юрьевна

Тема 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА

Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна

Тема 4. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА

Из книги Экономический анализ. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

Тема 6. ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ И

Из книги История моего успеха [сборник] автора Форд Генри

Тема 7. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА И ЛОГИСТИКА СЕРВИСНОГО

Из книги Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества автора Имаи Масааки

Тема 3. Производственная логистика 3. 1. Предмет производственной логистики Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Тема 4. Информационная логистика 4.1. Информационный логистический поток Информационный поток – это совокупность сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, которые необходимы для управления и контроля за

Из книги автора

Тема 5. Закупочная логистика 5. 1. Цель и задачи закупочной логистики Основная цель закупочной логистики заключается в удовлетворении потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Достижение этой цели зависит от решения

Из книги автора

Тема 7. Логистика складирования 7. 1. Функции и задачи складского хозяйства в логистической системе Современный крупный склад – это сложное техническое сооружение, состоящее из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеющее определенную структуру и выполняющее ряд

Из книги автора

109. Оценка качества планов материально-технического снабжения и анализ их выполнения Оценка качества планов материально-технического снабжения (МТС). Важным условием бесперебойной, нормальной работы предприятия является полная обеспеченность потребности в

Из книги автора

Из книги автора

Первые шаги: совершенствование системы материально-технического снабжения больницы Объектом первого в OHC кайдзен-проекта, названного Hospital Logistics System (HLS) (рис. 8), стала система материально-технического снабжения больницы. Его цель состояла в том, чтобы повысить

Из книги автора

5.1. Сущность логистики снабжения Логистика снабжения – это функциональная область логистики, связанная с планированием, заказом и поставкой сырья, полуфабрикатов и комплектующих для производственного предприятия.Цель логистики снабжения – удовлетворение

Из книги автора

Тема 6 Логистика производства 6.1. Сущность логистики производства Совокупный материальный поток на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на предприятии имеет определенную

Из книги автора

Тема 7 Логистика сбыта 7.1. Сущность логистики сбыта Логистика сбыта это область системной интеграции функций логистики, реализуемых в процессе распределения материальных и сопутствующих потоков между потребителями производственного предприятия, то есть в процессе

Из книги автора

Тема 10 Логистика складирования 10.1. Классификация складов Деятельность любого предприятия, связанного с товарно-материальными ценностями, основана на необходимости управления запасами, ведения учета и обеспечения их сохранности. Для содержания запасов на предприятиях

Из книги автора

Тема 12 Логистика возвратов Возвратная логистика торговых и производственных предприятий фактически существует, однако выделение ее как обособленной функции отмечается редко. Следует рассматривать не только материальные возвратные потоки, но также финансовые и

Введение

Тема 1.Введение в логистику

Тема 2.Логистические активности, системы и звенья

Тема 3.Взаимодействия и издержки в логистических цепях, каналах и сетях

Тема 4.Логистическая миссия. Место логистического менеджмента в фирме

Тема 5.Интерфейс логистического менеджмента с маркетингом

Тема 6.Основные микрологистические концепции и системы

Тема 7.Управление заказами

Тема 8.Управление закупками

Тема 9.Дистрибьюция и физическое распределение

Тема 10.Управление запасами

Тема 11.Управление качеством в логистике

Тема 12.Складирование, грузопереработка и упаковка

Литература

Введение

Логистика - наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее сравнительно молодая наука. Особенно бурное развитие она получила в период Второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием. Постепенно понятия и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую - вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве. Подразделения логистики созданы на предприятиях промышленности, аграрно-промышленного комплекса, транспорта, в аппарате НАТО, они включаются в состав организационных комитетов по проведению крупных международных соревнований и т. д.

Расширение сферы применения логистики, которое наблюдается в 80-е и особенно в 90-е гг., объясняется в первую очередь развитием методов управления материальными потоками. Естественно, что при этом идея и метод логистики начинают выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане. Однако основной потенциал логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками.

Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывают использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов. Применение логистики ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и мн. др. Каждая из перечисленных функций глубоко изучена и описана в соответствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная новизна логистического подхода - органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Логистика - важнейшая сфера деятельности любой производственной и торговой компании, затраты на которую в промышленно развитых странах составляют 20-30% ВВП. Передовые компании мира успешно применяют в своей деятельности логистические концепции, стратегии и технологии, что позволяет им оптимизировать ресурсы, связанные с управлением товарными и информационными потоками.

Опыт промышленно развитых стран и передовых компаний показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе. Как известно, под ней понимают эффективное управление материальными и сопутствующими (информационными, финансовыми, сервисными) потоками для достижения корпоративных целей с оптимальными затратами всех ресурсов. В настоящее время в передовых фирмах традиционные функции логистики: транспортировка, управление запасами, закупками и заказами, складирование, грузопереработка, упаковка - интегрировались на базе общей информационно-компьютерной платформы, образовав стратегическую инновационную систему. Внедрение методов логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить товарные запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость продукции и общие логистические издержки, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей в отношении качества товаров и сопутствующего сервиса.

логистический менеджмент управление снабжение

Тема 1.

Введение: Определение и объекты исследования. Методология и научная база логистики

Логистика как наука и как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в начале 1950-х годов прежде всего в США. Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в развитых капиталистических странах, причем сам термин «логистика» в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов.

В логистике как научной дисциплине принято выделять такие разделы, как логистика снабжения (logistics of supply), производственная (промышленная) логистика (production logistics), логистика сбыта (logistics of distribution), транспортная логистика (traffic logistics) и др. В отечественной, пока еще не многочисленной литературе встречаются названия промышленная (внутрипроизводственная), производственно-коммерческая, коммерческая, закупочная, сбытовая, транспортная, распределительная, предпринимательская логистика. Такое широкое толкование понятия «логистика» и отдельных ее частей, по-видимому, связано с двумя основными причинами: исторически небольшим временем развития логистики в гражданской сфере (сфере бизнеса) и генезисом логистической концепции на Западе в плане совершенствования рыночных отношений.

Логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой. Многие вопросы, относящиеся к её понятийному аппарату и терминологии постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием.

В 1985 г. Совет логистического менеджмента (СЛМ) сформулировал определение логистики следующим образом:

«Логистика есть процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного Производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения требований потребителей».

Логистика - это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей. (Сергеев В.И.)

Логистика - это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств. (Сергеев В.И.)

В соответствии с новой, интегральной парадигмой определение логистики звучит следующим образом: «Логистика представляет собой общую точку зрения: стратегическую, тактическую, операционную на компанию и ее партнеров по бизнесу с материальным потоком в качестве интегратора».

Раскроем более подробно смысл некоторых частей определения.

«Общая точка зрения» означает, что фокус логистики направлен на потенциальную синергию организационных единиц, систем, различных перспектив, подобных концепциям в производстве и управлении качеством, и различных подходов.

Значение слов «стратегическая, тактическая, операционная» заключается в том, что отправной точкой является цель, а не существующие функции системы. «Компания и ее партнеры по бизнесу» означает, что логистические посредники помогают фирме-производителю товара достичь цели ее бизнеса, реализуя при этом и свои цели, например, получение прибыли. Кроме того, это означает и предупредительность фирмы-производителя по отношению к своим партнерам - дилерам, торговым посредникам, компаниям физического распределения, банкам и т.п.

Значение выражения «материальный поток в качестве интегратора» заключается в том, что с материальным потоком нужно обращаться как с единым целым, а не как с рядом независимых активностей.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что логистика - это некоторая метадисциплина, объектом исследования и оптимизации которой является материальный поток. Новая, интегральная парадигма представляет собой ситуационную и комбинационную перспективу при организации бизнеса как на внутрифирменном (микроуровне), так и на различных макроуровнях, например, региональном, международном и т.д. Важнейшее значение при этом имеет согласование локальных критериев оптимизации функционирования элементов (центров активности) логистической структуры, таких, например, как максимизация прибыли или минимизация логистических издержек, с глобальной бизнес-целью структуры, интегрируемой единым материальным потоком.

Современная теория логистики и логистического менеджмента в концептуальном плане базируется на методологиях :

·системного анализа,

·кибернетического подхода,

·исследования операций,

·экономико-математического моделирования.

Для решения конкретных проблем, возникающих при анализе и синтезе логистических систем и методов управления на разных экономических уровнях используются более детально методы программно-целевого планирования, функционально-стоимостного анализа, макро- и микроэкономики, прогнозирования, моделирования и т.п.

Научную базу логистики составляет широкий спектр дисциплин:

·математики (теория вероятностей, математическая статистика, теория случайных процессов, математическая теория оптимизации, функциональный анализ, теория матриц, факторной анализ и др.);

·исследования операций (математические методы оптимизации (линейное, нелинейное и динамическое программирование, теория игр, теория статистических решений), теория массового обслуживания, теория управления запасами, метод имитационного моделирования, метод сетевого планирования и др.);

·технической кибернетики (теория больших систем, теория прогнозирования, общая теория управления, теория автоматического регулирования, теория графов, теория идентификации, теория информации, теория связи, теория расписаний, теория оптимального управления и др.);

·экономической кибернетики и экономики (теория оптимального планирования, методы экономического прогнозирования, маркетинг, менеджмент, стратегическое и оперативное планирование, производственный (операционный) менеджмент, ценообразование, всеобщее управление качеством, управление персоналом, дистрибьюция, организация продаж, предпринимательство, финансы, бухгалтерский учет, управление проектами, управление инвестициями, социальная психология, экономика и организация транспорта, складского хозяйства, торговли и др.).

Уже это простое перечисление показывает, какой огромный багаж научных знаний, накопленных человечеством за предыдущие десятилетия, используется в настоящее время в логистических исследованиях и разработках. В ретроспективном периоде при анализе и проектировании логистических систем, методов и приемов логистического менеджмента были разработаны и апробированы многие методологические принципы , основными из которых в настоящее время являются:

  1. Системный подход, который проявляется в рассмотрении всех элементов логистической системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления. Отличительной особенностью системного подхода является оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всей логистической системы в целом.
  2. Принцип тотальных затрат, т.е. учет всей совокупности издержек управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками по всей логистической цепи. Как правило, критерий минимума общих логистических затрат является одним из основных при оптимизации логистических систем.
  3. Принцип глобальной оптимизации. При оптимизации структуры или управления в синтезируемой логистической системе необходимо согласование локальных целей функционирования элементов (звеньев) системы для достижения глобального оптимума.
  4. Принцип логистической координации и интеграции. В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев логистической системы (цепи) от ее начала и до конца в управлении материальными (информационными, финансовыми) потоками при реализации целевой функции.
  5. Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки. При анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в логистических системах и цепях широко используются различные модели: математические, экономико-математические, графические, физические, имитационные (на ЭВМ) и другие. Реализация логистического менеджмента в настоящее время практически невозможна без соответствующей информационно-компьютерной поддержки.
  6. Принцип разработки необходимого комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.
  7. Принцип TQM - всеобщего управления качеством - обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента логистической системы для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям.
  8. Принцип гуманизации всех функций и технологических решений в логистических системах, что означает соответствие экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям работы персонала и т.п.
  9. Принцип устойчивости и адаптивности. Логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней среды (например, при колебаниях рыночного спроса на конечную продукцию, изменениях условий поставок или закупок материальных ресурсов, вариациях транспортных тарифов и т.п.). При значительных колебаниях стохастических факторов внешней среды логистическая система должна приспосабливаться к новым условиям, меняя программу функционирования, параметры и критерии оптимизации.

Основным объектом исследования управления и оптимизации в логистике всегда оставался материальный поток. Позднее в сферу интересов логистики попали информационные и финансовые потоки, сопутствующие материальному, а совсем недавно (около десяти лет назад) на западе все активнее стали применять принципы логистики к потоку услуг (сервиса).

Очевидно, что формой существования материальных потоков должно быть движение конкретных видов продукции (МР, НП, ГП) в процессах закупок, производства и сбыта. Поэтому материальный поток можно определить, как находящиеся в состоянии движения МР, НП и ГП, к которым применяются логистические активности, связанные с физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.

Если продукция не находится в состоянии движения, то она переходит в запас . Таким образом, материальный поток, рассматриваемый в определенном временном сечении, является запасом МР, НП или ГП.

Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, но это соответствие не является изоморфным. То же можно сказать и о финансовых потоках (потоках денежных средств), сопровождающих материальные.

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров и может быть классифицирован по нескольким признакам.

Параметрами материальных потоков могут быть:

  1. номенклатура, ассортимент и количество продукции;
  2. габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);
  3. весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);
  4. физико-химические характеристики груза;
  5. характеристики тары (упаковки);
  6. условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);
  7. условия транспортировки и страхования;
  8. финансовые (стоимостные) характеристики;
  9. условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции, и др.

С каждым из указанных параметров связан определенный объем информации и со многими параметрами - финансовые показатели (издержки, цены, тарифы) и ограничения. Однако следует иметь в виду, что, зачастую, во временном и пространственном аспектах информационные и финансовые потоки могут не совпадать с материальными.

Абстрагируясь пока от анализа информационных и финансовых аспектов, дадим классификацию материальных потоков с позиций логистики. В схеме классификации выделены следующие основные признаки:

1.По отношению к логистической системе различают внутренние (не выходящие за пределы ЛС) потоки и внешние, поступающие в ЛС из внешней среды (входные) и выходящие из ЛС во внешнюю среду (выходные).

2.По отношению к звену логистической системы материальные потоки делятся на входные и выходные. Внутренние материальные потоки в ЗЛС обычно не рассматриваются в рамках заданной декомпозиции ЛС.

.По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые и многопродуктовые.

.По ассортименту материальные потоки можно разделить на одноассортиментные и многоассортиментные.

.По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, габаритные, весовые и физико-химические характеристики груза, способы затаривания, условия транспортировки и др.

.По степени детерминированности параметров потока различают материальные потоки детерминированные и стохастические. Детерминированным материальным потоком мы будем называть поток с полностью известными (детерминированными) параметрами. Если хотя бы один из параметров не известен или является случайной величиной (процессом), то материальный поток будем называть стохастическим.

.По признаку непрерывности во времени различают непрерывные и дискретные материальные потоки. К непрерывным материальным потокам относятся, например, потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др. Большинство материальных потоков являются дискретными во времени.

Материальный поток может быть охарактеризован таким показателем как интенсивность. Под интенсивностью материального потока мы будем понимать количество объемных или массовых показателей (единиц) продукции, поступающей на вход ЛС в единицу времени. Кроме того, применяются такие показатели как скорость, плотность потока и другие.

Тема 2

Логистические активности, системы и звенья

В наиболее общей постановке с позиций логистики, можно исследовать возникновение, преобразование или поглощение материальных потоков в определенном экономическом объекте, функционирующем как целостная система, т.е. система, реализующая поставленные перед ней цели и рассматриваемая в этом смысле, как единое целое. Действия, прикладываемые к материальному потоку в такой системе, мы будем называть логистическими активностями.

Элементарной логистической активностью (логистической операцией) (Ordinary logistical activity) назовем любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему информационного и (или) финансового потоков.

Комплексной логистической активностью (логистической функцией) (Complex logistical activity) будем называть обособленную совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой задач.

К элементарным логистическим активностям относятся, например, такие действия, совершаемые над МР или ГП, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, сортировка, консолидация, разукрупнение, маркировка и т.п.

Логистическими операциями, связанными с информационными и финансовыми потоками, сопутствующими материальному, могут быть сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и покупателями товаров, страхование груза, передача прав собственности на товар, различные трансакционные операции и т.п.

Объединение элементарных логистических активностей в комплексные зависит прежде всего от вида рассматриваемой ЛС.

Среди комплексных логистических активностей на уровне организации бизнеса принято выделять базисные, ключевые и вспомогательные. К базисным логистическим активностям относятся: снабжение, производство и сбыт. Действительно, указанные три комплексные логистические активности присутствуют практически для любого товаропроизводителя. Выделение базисных логистических активностей важно для понимания и продвижения логистической концепции бизнеса в плане маркетинговой и интегральной парадигм.

В большинстве зарубежных литературных источников по логистике и логистическому менеджменту в качестве ключевых комплексных логистических активностей выделяют следующие:

  1. поддержание стандартов обслуживания потребителей(Customer service standards);
  2. управление закупками (Procurement); закупки (Purchasing);
  3. транспортировка (Transportation);
  4. управление запасами (Inventory management);
  5. управление процедурами заказов (Order processing);
  6. управление производственными процедурами (операциями) (Operations management);
  7. ценообразование (Pricing);
  8. физическое распределение (Physical Distribution).

Обеспечение и поддержание заданного уровня качества производства продукции, дистрибьюции товаров и послепродажного сервиса является первоочередной задачей логистического менеджмента любой западной фирмы. Широко распространившаяся за рубежом идеология TQM, обязательная сертификация продуктов и услуг с помощью серии стандартов ISO-9000 требуют от фирм непрерывных усилий, в том числе и с помощью логистических подходов, по обеспечению наивысшего уровня качества товаров и сервиса по сравнению с конкурентами. Логистические решения играют определяющую роль по доставке товара и сервиса требуемого качества в заданное время, в нужное место.

Большое внимание в логистическом менеджменте уделяется процедурам закупок МР для обеспечения производственных целей: Организация и управление закупками в фирме включает в себя комплекс таких задач, как выбор поставщиков МР, планирование потребности в МР, определение рациональных периодов времени и объемов поставок ресурсов, организация договорной работы, выбор форм поставок и типов транспорта для доставки МР к производственным подразделениям и т.п. Важность процедур закупок объясняется еще и тем, что факторы времени и дислокации поставщиков, качество МР оказывают большое влияние на величину логистических издержек.

Одной из ключевых, комплексных логистических активностей является транспортировка. Это объясняется прежде всего тем, что без транспортировки практически не существует материального потока. При этом сам процесс транспортировки рассматривается в более широком плане, чем собственно перевозка грузов, как совокупность перевозки, погрузки-разгрузки, экспедирования и других сопутствующих логистических операций. Важность транспортировки объясняется не в последнюю очередь тем, что затраты на нее достигают в некоторых отраслях экономики до двух третей от суммарных логистических издержек. Управление транспортировкой обычно предполагает решение таких задач, как выбор перевозчика и экспедитора, выбор вида транспорта, определение рациональных маршрутов, подбор транспортного средства под определенный вид груза и т.п.

Управление запасами МР и ГП представляет собой процесс создания, контроля и регулирования уровней запасов в снабжении, производстве и сбыте продукции. Если транспортировка определяет значение фактора места для продукции, то запасы - значение фактора времени. Обычно всегда имеется определенная потребность в запасах МР и ГП, играющих роль буфера между поставщиками МР и производством, с одной стороны, и между производством и потребителями ГП - с другой. Снижая риски возникновения дефицита МР в процессе производства продукции или неудовлетворения спроса на ГП у потребителей, запасы в то же время играют негативную роль в экономике, замораживая финансовые ресурсы организаций бизнеса в больших объемах товарно-материальных ценностей. Поэтому важнейшей задачей логистического менеджмента является оптимизация уровней запасов в логистических цепях и системах при обеспечении требуемого уровня обслуживания потребителей. Высокие затраты на создание и поддержание уровней запасов, составляющие от 20 до 60 % общих логистических издержек, еще более подчеркивают значение этой комплексной логистической активности.

Функция управления (обработки) заказами определяет процедуры получения и обработки заказов, моменты времени получения ГП или оказания услуги потребителю, а также инициирует работу фирменной дистрибутивной сети или логистических посредников по доставке и продаже ГП потребителям. Хотя затраты на эту комплексную логистическую активность не столь велики, как на транспортировку или управление запасами, однако значение ее в современном бизнесе весьма велико, так как напрямую определяет качество обслуживания потребителей.

Управление производственными процедурами или операционный менеджмент, как принято называть его на Западе, представляет собой ключевую логистическую активность в производстве продукции. С позиций логистики важность операционного менеджмента заключается в наиболее эффективном с точки зрения снижения затрат и повышения качества продукции управлении потоками МР и НГГ в технологических процессах производства ГП. При этом большое значение имеют логистические задачи объемно-календарного планирования, минимизации уровней запасов в производстве, прогнозирования потребности в МР, сокращения длительности производственного цикла и т.п. Эти и другие задачи операционного менеджмента решаются, например, упоминавшимися выше микрологистическими внутрипроизводственными системами MRP, ОРТ, KANBAN и другими.

К одной из ключевых логистических активностей относится и ценообразование. Стратегия ценообразования тесно связана с маркетинговой и логистической стратегиями фирмы-производителя продукции. Логистическая стратегия задает уровень общих логистических издержек, составляющих базу цены ГП, а от маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и окончательная цена продажи ГП потребителю, определяемая конъюнктурой рынка, уровнями цен конкурентов и прогнозами спроса.

Физическое распределение - это комплексная логистическая активность, являющаяся составной частью процесса дистрибьюции и включающая в себя все логистические операции, связанные с физическим перемещением и хранением ГП в товаропроводящих структурах производителей и (или) логистических посредников.

К поддерживающим комплексным логистическим активностям обычно относят:

  1. складирование (Warehousing);
  2. грузопереработку (Materials handling);
  3. защитную упаковку (Protective packaging);
  4. поддержку возврата товаров (Return goods handling);
  5. обеспечение запасными частями и сервисом (Parts and servicesupport);
  6. сбор возвратных отходов (Salvage and scrap disposal);
  7. информационно-компьютерную поддержку (Information andcomputer maintenance).

Складирование представляет собой логистическую функцию управления пространственным размещением запасов и предусматривает выполнение таких задач, как определение количества, типов и дислокации складов; объема (площади) хранения МР, ГП; планировки размещения запасов; проектирования зон транспортировки, сортировки, погрузки-разгрузки; выбор погрузочно-разгрузочного и другого складского оборудования и т.п.

Грузопереработка (обработка грузов) обычно осуществляется параллельно со складированием и также обеспечивает функцию поддержания запасов. Элементарные логистические активности, из которых складывается процесс грузопереработки, представляют собой, перемещение МР или ГП на складе, размещение продукции на складских стеллажах, движение продукции, например, с входной площадки получения до места размещения и от него - до выходной грузовой площадки и т.п. Данная комплексная логистическая активность обычно связана с выбором технологического оборудования для. организации коротких перемещений грузов по складу, погрузочно-разгрузочного оборудования; организацией процедур сортировки, консолидации или комплектования грузов для выполнения заказов и транспортировки; поддержанием рационального объема грузооборота склада и т.д.

В процессах дистрибьюции ГП производителей важная роль принадлежит защитной упаковке, обеспечивающей сохранность грузов, доставляемых Потребителям различными видами транспорта. Кроме того упаковка имеет большое значение в маркетинге, так как от ее вида и привлекательности в сильной степени зависит потребительский спрос. Применение в физическом распределении стандартных типоразмерных рядов тары и упаковки позволяет значительно снизить логистические издержки за счет согласования объемных модулей тары и упаковки с грузовместимостью транспортных средств, а также технологическими параметрами складских помещений и грузоперерабатывающего оборудования.

К логистическим активностям относятся также различные процедуры сбора и возврата товаров, которые по каким-то причинам не удовлетворяют покупателей или не прошли гарантийного срока службы. Наряду с организацией сервисного обслуживания, ремонта ГП и обеспечения потребителей запасными частями, процедуры возврата ГП предприятиям-изготовителям образуют систему послепродажного сервиса, которую иногда рассматривают как ключевую комплексную логистическую активность.

В процессах производства и сбыта ГП возникают так называемые вторичные МР, которые состоят из отходов производства (возвратных и невозвратных) и отходов производственного и личного потребления. Вторичные МР образуют специфические материальные потоки, управление которыми в настоящее время также относят к сфере исследования логистики.

Современные ЛС не могут функционировать без информационно-компьютерной поддержки. Во многом именно электронная обработка информации о материальных и финансовых потоках, автоматизация документооборота при организации товародвижения, планирование, организация, регулирование, учет, контроль и анализ материальных потоков на компьютерах в снабжении, производстве и сбыте сделали возможной реализацию современной интегральной концепции логистики. Информационно-компьютерная поддержка применяется в настоящее время практически для всех логистических активностей как на микро-, так и на макроэкономических уровнях.

Рассмотренные логистические активности являются основными, но не исчерпывают всего их многообразия в плане возможных действий над материальными, сервисными потоками и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в современном бизнесе.

Логистическая система - это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов-звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями.

Большинству реально функционирующих на практике ЛС присущи основные черты сложных (больших) систем, позволяющих применять к их анализу и синтезу системный подход, а именно:

·сложность;

·иерархичность;

·эмерджентность (целостность);

·структурированность.

Любая ЛС состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Назовем звеном логистической системы (ЗЛС) некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или синтеза ЛС, выполняющий свою локальную целевую функцию, связанную определенными логистическими активностями.

ЗЛС могут быть трех основных типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки.

Особенностями реальных звеньев, из которых может состоять ЛС, являются:

·различная форма собственности и организационно-правовая форма;

·различия в характере и целях функционирования;

·различная мощность, концентрация, используемое технологическое оборудование, потребляемые ресурсы;

·рассредоточенность технических средств и трудовых ресурсов на большой территории;

·экстерриториальность и высокая мобильность средств транспорта;

·зависимость результатов деятельности от большого числа внешних факторов и смежных звеньев;

·и другие.

Кроме того нужно учитывать, что большинство ЗЛС являются синтезом субъектов и объектов логистического управления со своими организационно-функциональными структурами и локальными критериями оптимизации функционирования, которые в общем случае могут не совпадать с глобальной целью ЛС. Это значительно усложняет формирование управления в ЛС и приводит к необходимости создания органа высшего логистического менеджмента для координации и интеграции действий ЗЛС.

На рис. 1 представлена классификация ЛС.

Микрологистические системы относятся, как правило, к определенной организации бизнеса, например фирме-производителю товара (ассортимента товаров) и предназначены для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства и (или), снабжения и сбыта. Соответственно, различают внутренние (внутрипроизводственные) внешние и интегрированные микрологистические системы.

Однако в полной мере концепция бизнес-логистики в современном понимании была реализована при появлении интегрированных ЛС, синтез которых базировался на интегральной парадигме логистики. С позиций данной парадигмы границы интегрированной микрологистической системы определяются производственно-распределительным (логистическим) циклом, включающим процессы закупок МР и организации снабжения, внутрипроизводственные логистические функции, логистические активности в дистрибутивной системе, при организации продаж ГП потребителям и послепродажном сервисе. Эти процессы, наряду с сопутствующими информационными и финансовыми потоками, образуют операционную функциональную логистическую среду, в которой интегрально взаимодействуют многочисленные внутрифирменные ЗЛС и логистические посредники.

Логистический менеджмент в интегрированной ЛС представляет собой такой управленческий подход к организации работы фирмы и ее логистических партнеров (посредников), который обеспечивает наиболее полный учет временных и пространственных факторов в процессах оптимизации управления материальными, финансовыми и информационными потоками для достижения стратегических и тактических целей фирмы на рынке. Определяющими для формирования интегрированных ЛС являются концепции минимизации общих логистических издержек и управления качеством на всех этапах производственно-распределительного цикла.

Иногда внутрипроизводственную и внешние ЛС рассматривают, как подсистемы интегрированной ЛС.

Общая структура микрологистической системы, представленная схемой (рис. 2), может функционировать как интегрированная, внешняя или внутрипроизводственная ЛС в зависимости от степени охвата базисных логистических активностей и цели синтеза. Для достижения этой цели управляющие воздействия в микрологистической системе реализуются обычно на внутрифирменном уровне специальным отделом логистики или интегральным менеджером, принимающим решения и координирующим работу всех элементов системы.

Цели создания макрологистических систем могут в значительной степени отличаться от целей и критериев синтеза микро-ЛС. Для фирмы в качестве критериев оптимизации ее функционирования в рыночной среде бизнеса и, соответственно, формирования логистической организации и управления могут применяться, например, такие, как минимум общих логистических издержек, максимальный объем продаж ГП (или прибыли), завоевание максимальной доли рынка, удержание позиций на рынке сбыта, максимальная величина курсовой стоимости акций и т.п.

Обязательным условием при этом является наиболее полное удовлетворение запросов потребителей в качестве продукции, сроках выполнения заказов, логистическом сервисе.

В большинстве случаев критерий минимума общих логистических издержек используется и при синтезе макрологистических систем. Однако зачастую критерии формирования макро-ЛС определяются экологическими, социальными, военными, политическими и другими целями. Например, для улучшения экологической обстановки в регионе может быть создана макрологистическая система оптимизации транспортных (грузовых) региональных потоков, решающая задачи оптимизации маршрутов, развязывания транспортных потоков, переключения перевозок с одного вида транспорта на другой и т.д.

В макрологистических системах могут решаться такие задачи, как формирование межотраслевых материальных балансов; выбор видов и форм снабжения и сбыта продукции групп потребителей и производителей; размещение на заданной территории складских комплексов общего использования, грузовых терминалов, диспетчерских (логистических) центров; выбор вида транспорта и транспортных средств; организация транспортировки и координация работы различных видов транспорта в транспортных узлах; оптимизация административно-территориальных дистрибутивных систем для многоассортиментных материальных потоков и т.п.

С позиций общей теории управления, в частности, по аналогии с автоматизированными системами управления (АСУ) ЛС как на микро-, так и на макроуровне можно представить в виде синергии субъекта и объекта логистического управления, поддерживаемой комплексом обеспечивающих подсистем (рис. 3). При таком подходе в большинстве реально функционирующих ЛС реализуется кибернетический принцип «следящей» системы управления.

Согласно этому принципу субъект (управляющая система) непрерывно отслеживает выходные параметры материальных (информационных, финансовых) потоков, сравнивая их с заданной настройкой, определяемой целевой функцией и накладываемыми на управление в ЛС ограничениями.

Кортеж представляет собой векторы параметров входных материального Y = {y1, y2, ..., yn}, информационного R = {г, г2, ..., гn} и финансового С = {с1, с2, ..., ck} потоков. F = {f1, f2, …, fi} представляет собой вектор внешних возмущений (воздействий окружающей среды); Z = {z1, z2, ..., zs } - вектор параметров состояния ЗЛС. Выходной кортеж представляет выходные векторы параметров, соответственно, материального (Y), информационного (R) и финансового (С) потоков, размерность которых в общем случае может не совпадать с размерностью входных векторов. Часть параметров вектора R представляет собой управляющую информацию, поступающую от субъектов управления в ЛС.

Используя введенные выше обозначения, настройкой ЛС назовем кортеж , который сравнивается в измерителе рассогласования с выходным кортежем векторов объекта управления . В результате сравнения может возникнуть рассогласование (невязка) α, появление которого вызвано влиянием на объект управления вектора внешних возмущений F или изменением вектора Z параметров внутреннего состояния ЛС. В зависимости от величины рассогласования α логистический регулятор (координатор) формирует вектор U управляющих воздействий на объект, которые должны постоянно на рассматриваемом периоде времени стремиться свести рассогласование к нулю.

Для поддержки процессов логистического управления в ЛС обычно формируется комплекс подсистем, состоящей из информационного, организационного, экономического, технического, правового, эргономического, экологического и других видов обеспечения.

Тема 3.

Взаимодействия и издержки в логистических цепях, каналах и сетях

Назовем логистической цепью множество ЗЛС, линейно упорядоченное по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа или синтеза определенного набора логистических активностей и (или) издержек. Как правило, логистическая цепь заканчивается либо операцией складирования (хранения, перевалки груза), либо передачей прав собственности на товар.

Рассмотрим примеры логистических цепей. На рис.4 представлена ориентированная по материальному потоку логистическая цепь, включающая фирму-производителя ГП (одного наименования), потребителя (покупателя) и логистического посредника, в качестве которого выступает перевозчик - юридическое или физическое лицо, осуществляющее доставку товара покупателю. По существу приведенная на рис.4 логистическая цепь представляет собой цепь сбыта (прямой дистрибьюции) ГП фирмы-производителя. С позиций логистического менеджмента продавец, перевозчик и покупатель являются линейно связанными ЗЛС, генерирующими, преобразующими и поглощающими материальный и сопутствующие ему информационный и финансовый потоки. В рассматриваемой логистической цепи для реализации процедуры поставки (продажи) товара покупателю необходим набор определенных логистических активностей: получение и обработка информации о заказе, подготовка нужного количества ГП к перевозке, затаривание, погрузка,-перевозка, разгрузка, приемка ГП у покупателя, оформление товарно-транспортных документов, расчеты за перевозку и другие операции, передача прав собственности на товар покупателю (собственно продажа) и т.д. Каждой логистической активности соответствуют определенные издержки производителя. Если одни и те же логистические активности могут выполняться различными ЗЛС, например, операции погрузки, разгрузки, экспедирования в рассматриваемом примере могут осуществлять как производитель, так и перевозчик, то у логистического менеджера возникает задача выбора из нескольких возможных альтернатив закрепления логистических операций за ЗЛС. При одинаковом уровне качества или времени выполнения указанных операций логистический менеджер фирмы-производителя товара решает поставленную задачу путем прямого сравнения цен перевозчика и собственных затрат на эти услуги по критерию минимума общих издержек.

В рассматриваемой схеме может возникнуть еще одна задача логистического менеджмента - задача выбора перевозчика. Действительно, если на рынке транспортных услуг функционируют несколько перевозчиков (транспортных фирм), способных осуществить доставку требуемого количества товара покупателю, то логистический менеджер должен решить проблему выбора, сопоставляя тарифы транспортных фирм на собственно перевозку, экспедирование и другие операции, из которых складывается ключевая логистическая активность - транспортировка. Кроме того, логистический менеджер, исходя из цели наиболее полного удовлетворения потребителя в качестве товара и сервиса, должен при выборе перевозчика учитывать качество предлагаемых транспортными фирмами услуг: обеспечение требуемого времени доставки, сохранности груза и т.п. Таким образом, проблема выбора перевозчика становится оптимизационной и, как правило, многокритериальной.

Логистические цепи в этой же схеме, ориентированные по информационным и финансовым потокам, связанным с материальным, могут в принципе отличаться от цепи, представленной на рис.. Предположим, что заказ покупателя на товар поступает продавцу через торгового (информационного) посредника, а расчеты фирмы-производителя за услуги логистических посредников и оплата товара производятся через банк. Тогда по информационным и финансовым потокам логистическая структура приобретает вид, представленный на рис.5. В схеме (рис. 5) появились два новых звена: торговый (информационный) посредник (ЗЛС4) и банк (ЗЛС5), а взаимосвязи по финансовым потокам показаны в предположении, что логистические партнеры (ЗЛС1-ЗЛС4) обслуживаются одним банком. Здесь необходимо сделать одно важное, на наш взгляд, замечание. Учитывая, что большинство торговых сделок и расчетов за товары и услуги выполняется в настоящее время безналичным способом через банки, то финансовые потоки, показанные на рис. 5, являются по существу информационными, так как не связаны с физическим перемещением наличных денег. Тем не менее мы здесь и в дальнейшем будем считать их финансовыми, учитывая, что подобная информация отражает движение денег на расчетных счетах ЗЛС.

Построение и исследование логистических цепей по информационным и финансовым потокам имеет большое практическое значение, так как в современном бизнесе отсутствует изоморфность между материальными и сопутствующими им потоками. Это проявляется в несовпадении (несинхронности) движения МР, ГП и относящимся к ним потоков информации и денежных средств. Например, информация о том, что товар отгружен и находится в пути, приходит покупателю гораздо раньше, чем сам товар. Процесс купли-продажи товаров и логистических услуг обычно оторван во времени от момента получения товара или услуги (например, при предоплате). Кроме несовпадения по времени исследуемые потоки разорваны и отделены в пространстве. Проблемы, возникающие из-за неизоморфности потоков, значительно осложняют принятие эффективных логистических решений, требуют постоянного внимания персонала логистического менеджмента.

Информационные и финансовые потоки в рассматриваемом примере связаны с определенными логистическими активностями, расшифровка которых приведена в таблице 1:

Таблица 1

Логистические активности по информационным и финансовым потокам

Информационные потокиФинансовые потокиОбозначениеЛогистические операцииОбозначениеЛогистические операцииr1Подача заказа на товарc1Оплата товара покупателем (предоплата)r2Обработка заказа и передача его производителю (продавцу)c2Получение денег за товар от покупателяr3Оформление счета на товарc3Оплата производителем услуг перевозчика, посредника, банкаr4Передача счета на товар для оплаты покупателюc4Получение денег за транспортировку перевозчикомr5Оформление документов на груз для перевозчиковc5Получение денег за услуги торговым (информационным) посредникомr6Регистрация грузовых документов покупателемr7Выставление счета за перевозку производителю

В схеме (рис. 5) можно выделить несколько логистических цепей (таблица 2).

Таблица 2

Логистические цепи, ориентированные по информационным и финансовым потокам

Логистическая цепьЛогистическая функцияЗЛС3 r1 ЗЛС4 r2 ЗЛС1Оформление процедуры заказаЗЛС1 r5 ЗЛС2 r6 ЗЛС3Экспедирование грузаЗЛС3 c1 ЗЛС5 c2 ЗЛС1Передача прав собственности и расчет за товарыЗЛС1 c3 ЗЛС5 c4 ЗЛС2Расчеты за транспортировку товаров

Все возможные логистические цепи (рис. 5) продуцированы исходным материальным потоком и их композиция с цепью (рис. 4) представляет собой логистическую сеть.

Назовем логистической сетью (Logistical network) полное множество ЗЛС, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным.и финансовым потокам в рамках исследуемой ЛС.

Понятие логистической сети не тождественно понятию ЛС, которое является более широким, так как предполагает наличие высшего логистического менеджмента, реализующего целевую функцию системы.

Рассмотренный выше пример является типичным примером работы сбытового аппарата фирмы-производителя товара, однако нашей задачей было показать, что даже в простейшем случае возникают достаточно сложные логистические сети, множество логистических цепей и активностей, связанные с которыми затраты должен учитывать логистический менеджер. Кроме того на этом примере мы видим, что имеется набор альтернатив, вызывающий необходимость оптимизации процесса принятия логистических решений.

Приведем пример более сложной логистической сети, ориентированной по материальному потоку, абстрагируясь от информационных и финансовых потоков (рис.6).

Предположим, что эта логистическая сеть построена для конкретной интегрированной микро-ЛС. Она включает в себя четырнадцать звеньев, взаимодействующих между собой по материальным потокам и генерирующих определенные логистические активности. Каждой логистической активности сопутствуют издержки, которые несет фирма-производитель.

В рассматриваемой сети можно выделить несколько логистических цепей, однако с позиций интегрированной микрологистики важными являются так называемые полные логистические цепи, представляющие собой линейно упорядоченное множество ЗЛС от поставщика МР до конечного потребителя ГП. Если в нашем примере предположить, что при изготовлении ГП, используется только МР, то последовательность < ЗЛС1® ЗЛС4®ЗЛС6 ® ЗЛС3® ЗЛС8® ЗЛС11®ЗЛС13> представляет собой полную логистическую цепь.

Очевидно, что в реальных организациях бизнеса полные логистические цепи встречаются достаточно редко, учитывая большое количество логистических посредников, многоассортиментность МР, используемых при производстве современных товаров, и разветвленные дистрибутивные сети. Поэтому в зарубежной литературе концепцию общих издержек обычно связывают с понятием логистического канала (Logistical channel) или логистического трубопровода (Logistical pipeline).

Логистическим каналом в интегрированной микро-ЛС будем считать упорядоченное множество ЗЛС, включающее в себя все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков МР, необходимых для изготовления конкретного вида продукции (ассортимента продукции), до ее конечных потребителей.

Понятие логистического канала можно использовать для внутрипроизводственных и внешних микрологистических систем в пределах базисных функций снабжения, производства и сбыта.

Если для примера (рис. 6) предположить, что МР1 и МР2 применяются для изготовления ГП2, то логистический канал интегрированной микро-ЛС для продукции (ГП2) будет включать в себя множество {ЗЛС2, ЗЛС3, ЗЛС5, ЗЛС6, ЗЛС7, ЗЛС9, ЗЛС10, ЗЛС12, ЗЛС14}. В том случае, если, например, МР2 и МР3 используются также (наряду с МР1) для производства ГП1, то полная логистическая цепь ГП, преобразуется в логистический канал, куда дополнительно включаются звенья в системе снабжения: ЗЛС2, ЗЛС3, ЗЛС5.

Введенные понятия логистических цепей, каналов и сетей можно распространить и на макрологистические системы, заменяя поставщиков МР и потребителей ГП, соответственно, на точки входа и выхода материальных и связанных с ними потоков в границах рассматриваемой макро-ЛС. Роль логистического менеджмента фирмы-производителя, осуществляющего координацию и интеграцию действий всех ЗЛС в микрологистике, для макрологистических систем обычно выполняют логистические центры.

Каждой логистической активности соответствуют определенные издержки, которые несут конкретные ЗЛС. Если ЗЛС не входят в структуру фирмы-производителя товара, то для нее издержки ЗЛС-партнеров выступают как плата за их посреднические услуги, т.е. цены (тарифы) за перевозку, погрузку-разгрузку, складирование, хранение, экспедирование и т.п.

В основу классификации издержек может быть положен принцип классификации логистических активностей. Выделение тех или иных издержек или группы издержек зависит от вида ЛС, задач управления и оптимизации в конкретных логистических цепях и каналах. При этом принципиально важным является понятие общих логистических издержек.

Для примера интегрированной микрологистической системы (рис. 6) укрупненно можно выделить соответствующие издержки на комплексные логистические активности на участках сети снабжения (затраты на грузопереработку, транспортировку и закупки МР1, МР2, МР3), производства (затраты на производство ГП1 и ГП2) и сбыта (затраты на управление заказами, запасами, грузопереработку, складирование, транспортировку ГП1 и ГП2). Эти издержки необходимо дополнить затратами на информационно-компьютерную поддержку и финансовые операции при реализации базисных логистических активностей. Сумма всех издержек с учетом затрат на логистическое администрирование образует общие (тотальные) логистические издержки в рассматриваемой микро-ЛС.

Часто для решения задач оптимизации структуры или управления в ЛС в составе общих логистических издержек учитываются потери прибыли от замораживания (иммобилизации) МР, НП и ГП в запасах, а также ущерб от недостаточного уровня качества снабжения, производства, дистрибьюции ГП потребителям и логистического сервиса. Этот ущерб обычно оценивается как возможное уменьшение объема продаж, сокращение доли рынка, потеря прибыли и т.п.

Резюмируя вышеизложенное, можно предложить следующую укрупненную классификацию логистических издержек.

·Издержки на элементарные и комплексные логистические операции

·Потери от иммобилизации средств в запасах

·Ущерб от недостаточного уровня качества логистического менеджмента и сервиса

·Издержки на логистическое администрирование

За рубежом логистические издержки в основном рассматриваются и анализируются в системах сбыта (дистрибьюции) товаропроизводителей. Целью анализа является исследование динамики издержек в различных предприятиях, отраслях или экономике страны в целом. В составе издержек, как правило, выделяют укрупненные группы затрат (характеризующие, например, базисные или ключевые комплексные логистические активности). Обычной практикой является выделение затрат на транспортировку, управление запасами, складирование, администрирование, грузопереработку.

Анализ структуры логистических издержек развитых капиталистических стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20-40 %), транспортные расходы (15-35 %), расходы на административно-управленческие функции (9-14 %). За последнее десятилетие заметен рост логистических издержек многих стран на такие комплексные логистические активности, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, администрирование.

Тема 4.

Логистическая миссия. Место логистического менеджмента в фирме

Потенциал логистики позволяет реализовать целевые установки фирмы в рамках ее миссии, являясь стратегическим фактором в условиях усиления конкуренции. В этом плане логистическую миссию за рубежом часто трактуют, как правило «семи R-s» или логистический микс (по аналогии с маркетинговым миксом): «ensuring the availability of the right product, in the right quantity and the right condition, at the right place, at the right time, for the right customer, at the right cost». Что можно перевести как «обеспечение наличия нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с наилучшими затратами».

В правиле «семи R-s» отражены существенные черты логистической миссии организации бизнеса, ключевыми из которых являются качество, время и затраты. Фирма должна разрабатывать логистическую миссию, непротиворечивую с общей маркетинговой и производственной стратегиями. Целью логистики в фирме должно быть обеспечение общего менеджмента материальных и сервисных потоков, как основы для достижения долговременного успеха в бизнесе. Отсутствие миссии и когерентной стратегии логистики может поставить фирму в позицию наблюдателя, с запозданием реагирующего на рыночную динамику спроса, не имеющего ясной перспективы в будущем.

Логистическая миссия должна обеспечить фирме систему видения высокого качества ее продукции и сервиса, конкурентоспособности, интеграции снабженческой, производственной и маркетинговой стратегии, быть кредо фирмы, позиционирующем ее относительно рынка и конкурентов.

Для более четкого понимания места логистики в фирме необходимо рассмотреть ее окружение - окружающую среду, которую обычно подразделяют на внешнюю и внутреннюю.

Факторы внешней среды укрупненно можно разделить на политические, экономические, правовые, технологические, социальные и экологические.

Политические факторы, отражая общую политическую ситуацию в стране и в мире, оказывают сильное влияние на организации бизнеса, определяя их стратегическое (в том числе и логистическое) поведение, например, в плане принятия стратегических решений по расширению или свертыванию бизнеса, инвестиционной и финансовой политики, политики дистрибьюции, экспортно-импортных операций и т.д.

Правовые внешние факторы определяются государственными и местными законодательными актами и ограничениями. Основой правовой базы логистики в России являются Конституция РФ, Гражданский кодекс, налоговое, таможенное законодательство, Законы РФ о банках, биржах и т.д.

Экономическое окружение логистики фирмы необходимо рассматривать в многоаспектном плане:

oна уровне экономики страны в целом в разрезе макроэкономических показателей и индикаторов (курса национальной валюты, уровня инфляции, среднего темпа прироста валового национального продукта, темпов развития промышленного производства, биржевых индикаторов и т.п.);

oна отраслевом и территориальном уровнях (темпы и ограничения развития отдельных отраслей и территорий, динамика реструктуризации, инвестиционная политика в отраслях и территориях, динамика отраслевой производительности труда и т.д.);

oв разрезе рынков факторов производства (рынков труда, землепользования, капитала), финансового рынка, банковской системы;

oв разрезе анализа спроса и предложения на рынке конечных продуктов и услуг, анализа возможных конкурентов;

Управление запасами в системе снабжения предприятия

  • Что такое управление запасами и что такое запасы?
  • Без чего управление запасами на предприятии невозможно?
  • Структура издержек на управление запасами. Учет расходов на содержание запаса, как основа расчета совокупных издержек, связанных с закупками. Расчет и управление издержками на содержание запаса: методика и примеры.
  • Определение необходимого объема оборотных средств, для обеспечения стабильной закупочной деятельности. Методика планирования потребности в оборотных средствах для закупочной деятельности, источники покрытия потребности в оборотных средствах.
  • Основные KPI управления запасами торгового и производственно-торгового предприятия: оборачиваемость запаса, рентабельность запаса, уровень запаса для удовлетворения текущего спроса, уровень обслуживания. Взаимосвязь и управление показателями.
  • Цель создания запаса, виды запасов, подходы к управлению запасами.
  • Неликвиды в составе запаса. Что считать неликвидом? Что делать с неликвидами?
  • АВС и XYZ анализ запасов. Классификация запасов и формирование подхода к управлению запасами на основе результатов АВС и XYZ анализа. Матрица ABC-XYZ, как «зеркало» запасов предприятия. Пример проведения анализа с помощью EXCEL.
  • Параметры запаса, необходимые для эффективного управления запасами: спрос, размер заказа, расходы на управления запасами, максимально желательный уровень запаса, время выполнения заказа, уровень страхового запаса. Что необходимо знать логисту и закупщику для управления запасами?
  • Связь между затратами и размером заказа. Понятие оптимального размера заказа.
  • Прогнозирование спроса, как основа планирования запаса. «Дорожная карта» успешного прогнозирования спроса. Методы прогнозирования спроса. Измерение точности прогнозов. Выбор наиболее подходящего метода для прогнозирования.
  • Страховой запас: все разновидности расчета.
  • Время выполнения заказа. Понятие и структура закупочного цикла.
  • Точка заказа, как основной элемент управления запасами и поддержания оптимального уровня запаса для удовлетворения спроса потребителей предприятия.
  • Модели и системы управления запасами.
  • Практикум : «Расчет расходов на содержание запаса».
  • Практикум : «АВС-анализ оборотных средств, инвестируемых в товарные ресурсы».
  • Практикум : «ABC-XYZ анализ».
  • Практикум : «Прогнозирование спроса с использованием различных методов и инструментов».
  • Практикум : «Расчет страхового запаса», «Расчет точки заказа».
  • Практикум : «Управления запасами с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня».

Управление закупками и взаимоотношениями с поставщиками

  • Ежедневные вопросы при работе с поставщиками и управлении закупками.
  • Глобальные типы закупок.
  • Основные подходы поставщика при взаимоотношениях с предприятием-закупщиком.
  • Что нужно делать, чтобы иметь хороших поставщиков.
  • Способы закупок. Методическая грамотность при организации каждого способа закупки (запрос цены, запрос предложения, закупка у единственного поставщика).
  • Система критериев для выбора и оценки поставщиков. Основные критерии, применяемые предприятиями России и в западных странах.
  • Модели и методы оценки и выбора поставщиков для коммерческих предприятий: комментарии и рекомендации по применению.
  • Контракт с поставщиком. Основные типы контракта. Что необходимо предусмотреть в контракте для более качественного его исполнения сторонами.
  • Система текущей оценки работы поставщиков для непрерывного анализа эффективности поставщиков. Традиционный подход и методика OTIF. Автоматизация системы оценки: пример и описание.
  • Ценовые стратегии в закупках. Способы защиты от повышения курса валюты закупки.
  • Информационные технологии в закупках. Система электронного документооборота: схема и правила. Самые распространенные закупочные технологии в России и западных странах.
  • Состав данных и «механизмов» для автоматизации закупок. Как правильно интегрировать существующие процессы закупок с программным обеспечением для информационной поддержки процессов.
  • Инструменты планирования закупок: план закупок, период планирования, точка перепланирования.
  • Скидки при закупках. Как управлять скидками, практические приемы.
  • Условия оплаты при закупках. Оплата по факту, как скрытая отсрочка платежа. Отсрочка платежа не всегда выгодна: как связать отсрочку с ценой, объемом, скидкой и рентабельностью. Сравнение предложений поставщиков и манипуляции условиями для получения максимальной выгоды.
  • Кому и когда платить? Как действовать в условиях ограничения денежных средств.
  • Практикум : «Оценка и выбор поставщика с помощью метода рейтинговых оценок».
  • Практикум : «Расчет предполагаемого кредитного лимита для получения отсрочки у поставщика».
  • Практикум : «Расчет стоимости отсрочки, скидки и объема закупок. Альтернативные сравнения для получения выгоды. Анализ полученных результатов».

Образование материальных запасов является необходимым условием эффективного функционирования логистики снабжения. Они помогают решить проблему соотношения величины дополнительных затрат и оптимального размера заготовленного впрок. Но необходимо учитывать закон меры - правильно определять объём запасов: излишек запасов сырья и материалов увеличивает затраты на их хранение, что может привести к снижению рентабельности предприятия, а недостаток - создаёт угрозу срыва производственной программы предприятия.

Изучением закономерностей образования и расходования запасов, выработкой рекомендаций по их оптимизации занимается специальный раздел науки логистики - теория запасов.

В логистике снабжения запасы изучаются в контексте жизненного цикла товара и полного логистического цикла материального потока. Объектом управления здесь являются не сами товарные запасы, а параметры входного потока, интенсивность и интервал между поставками.

Закупка сырья, материалов и готовой продукции представляет собой функцию обслуживания процессов потребления, без осуществления которой невозможна нормальная деятельность любой организации. Иными словами, снабжение призвано гарантировать бесперебойное обеспечение процесса производства товаров или услуг сырьем, материалами или готовой продукцией соответствующего качества, в необходимом количестве и с наименьшими затратами.

Снабжение обеспечивает входной поток в производственную систему и поэтому от того, как этот процесс реализуется, зависит выполнение (реализация) всех преобразующих процессов в системе. Процесс снабжения имеет как прямое, так и косвенное влияние на достижение целей организации.

Прямой вклад - это, например, экономия на закупках за счет более выгодных цен или снижение затрат на осуществление процессов снабжения вследствие более эффективного управления.

Косвенный вклад выражается в том, что осуществление процессов снабжения с более высоким качеством проявится в повышении эффективности (снижении издержек, повышении производительности труда, повышении степени удовлетворенности клиентов) основных производственных и обслуживающих процессов. Важное значение снабжения состоит и в том, что оно является источником информации для других подразделений (как известно, в сфере материально-технического снабжения сосредоточивается 65% информации о состоянии экономики). Здесь концентрируется информация о ценах, наличии товаров, появлении новых товаров и их поставщиках, новых технологиях и методах управления и организации производства и т. д. Отделы снабжения представительствуют от имени организации, а значит, влияют на формирование ее имиджа. В целом все это оказывает существенное влияние на конкурентоспособность организации. Отметим также значительное влияние снабжения на формирование стратегии организации.

Глобальная, или общая, цель логистики снабжения - обеспечение процессов потребления сырьем, материальными и товарными соответствующего качества и необходимом объеме, в нужное время и в нужном месте от надежного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по выгодной цене.

Цель логистических операций конкретной фирмы должна формулироваться на основе общей цели логистики снабжения, но в рамках корпоративной и логистической стратегии фирмы.

Подцелями общей цели логистики снабжения являются:

  • - бесперебойное обеспечение процесса потреблением сырьем, материалами и готовой продукцией;
  • - повышение качества закупаемых сырья, материалов и готовой продукции;
  • - повышение качества процесса снабжения;
  • - поиск и развитие долгосрочных связей с компетентными и надежными поставщиками;
  • - повышение уровня стандартизации закупаемых товарно-материальных ценностей;
  • - снижение общих издержек на процесс снабжения;
  • - снижение административных расходов службы снабжения;
  • - развитие координации, интеграции и гармонизации отношений с другими подразделениями фирмы;
  • - повышение конкурентно способности фирмы.

Решение вопроса «производить или покупать» является в ряде случаев ключевым для сохранения имиджа и конкурентоспособности организации, так как носит стратегический характер.

Традиционно такое решение принималось на основе сопоставления затрат на закупку и на производство собственными силами (например, комплектующих) и чаще решение принималось в пользу собственного производства, что означало расширение производственной базы.

Последние годы ввиду повышения требований к гибкости и конкурентоспособности организаций решение вопроса «производить ил покупать» все чаще решается в пользу поиска внешнего поставщика.

Это связано с тем, что высокий уровень конкуренции вынуждает организации сосредоточивать усилия на предпочтительных видах деятельности, с тем, чтобы добиваться большей компетентности, и в большей мере пользоваться услугами со стороны.

Тенденция приводит к значительному расширению сферы закупок, что существенно повышает роль снабжения в деятельности организаций.

При решении вопроса «производить или покупать» возможны два подхода:

  • 1) по этому поводу в организации выработана общая политика;
  • 2) в каждой конкретной ситуации принимается отдельное решение. Тенденция поиска внешнего поставщика особенно широко распространилась в сфере услуг (консалтинг, юридические услуги, обучение, компьютерное обслуживание, аудит, бухгалтерский учет и др.), что привело к появлению нового вида закупок - закупки услуг.

Основной целью управления логистикой снабжения является своевременное, надежное и качественное обеспечение обслуживаемых процессов потребления с минимальными общими затратами.

Логистический менеджмент снабжения предполагает координацию, контроль взаимодействия функциональных подразделений организации, потребляющих и обслуживающих входной материальный поток (наиболее важными являются производственные и финансовые подразделения) с целью сокращения общих издержек, связанных со снабжением.

Состав функций логистического менеджмента снабжения, их приоритетность определяются выбранной логистической стратегией и микро логистической концепцией, которая используется в организации.

Так как издержки на осуществление закупок зависят от большого числа факторов и ограничений, то решение основной задачи логистического менеджмента - сокращение общих издержек на закупки при обеспечении заданного качества и количества материальных ресурсов, выполнении временных условий -- носит оптимизационный характер.

В целом управление логистикой снабжения призвано реализовать стратегию закупок, которая вырабатывается исходя из анализа рынка поставщиков, используемой микрологистической концепции, общей логистической и корпоративной стратегии.

Логистическое управление снабжением должно использовать новые прогрессивные методы и компьютерные информационные технологии, что позволит снизить затраты на управление снабжением - одну из основных составляющих общих затрат на обеспечение организации материальными ресурсами. логистика снабжение запас результативность

Одним из подходов, позволяющих значительно повысить эффективность управления снабжением, является управление по процессам и использование команд.

error: