Нейрофизиология мозга человека. На сколько процентов раскрыт наш мозг Ученые академии наук которые исследовали работу мозга

Экология жизни.Наконец, получен ответ на считавшийся всегда риторическим вопрос: где у человека совесть? Она находится в боковой фронтальной коре головного мозга, т.е. прямо над бровями.

Ученые нашли разницу между людьми и животными

Наконец, получен ответ на считавшийся всегда риторическим вопрос: где у человека совесть? Она находится в боковой фронтальной коре головного мозга, т.е. прямо над бровями.

Ученые из Оксфорда нашли у человека совесть, главное, по их мнению, наше отличие от животных. Об этом 29 января сообщили британские СМИ.

Область мозга, которая не позволяет нам принимать плохие решения, оксфордские ученые открыли при помощи сканирования мозга 25 мужчин и женщин. Затем они сравнили снимки мозга добровольцев со снимками макак, которые являются одними из ближайших наших родственников. Боковая фронтальная кора состоит из 12 отделов. 11 из них одинаковые и у людей, и у обезьян, а вот 12-й, боковой лобный полюс, у животных отсутствует.

Грубо говоря, совесть является маленьким сгустком нервной ткани в форме шарика и располагается в боковой фронтальной коре мозга.
«Мы обнаружили область мозга,- объяснил профессор Мэттью Рашуорт,- которая является исключительно человеческой и которой нет у животных».

Как и следовало ожидать, совесть у людей разного размера. У одних совсем маленькая, размером с кочанчик брюссельской капусты; у других побольше, с мандарин.

Эта часть головного мозга особенно важна в многозадачной деятельности. Например, если человек решит что-то сделать, то она будет размышлять о других вариантах и представлять их последствия. Из статьи в журнале Neuron, где оксфордские ученые опубликовали результаты своего исследования, следует, что эта часть мозга также позволяет нам учиться на чужих ошибках, ускоряет приобретение новых навыков и умений и имеет еще много полезных функций. Одна из них - выбор между добром и злом.

В прошлом году ученые много исследовали мозг человека и животных. Мы выбрали шесть наиболее важных, на наш взгляд, открытий в этой области.

1. Мозг мужчин и женщин устроен по-разному

Внимательно изучив снимки головного мозга 428 представителей сильной и 521 представительницы слабой половин человечества в возрасте от 8 до 22 лет, ученые из университета Пенсильвании пришли к выводу, что женские мозги отличаются от мужских. У женщин сильнее развиты связи между левым и правым полушариями мозга в то время, как у мужчин – между передней и задней его частями.

Это незначительное, на первый взгляд, отличие и объясняет разницу в процессах мышления между полами. Поскольку левое полушарие мозга больше связано с логическим мышлением, а правое – с интуитивным, мужчинам лучше удается выполнение задач, связанных с восприятием и скоординированными действиями, а женщинам – с социальной деятельностью и всем, что связано с памятью. Это, кстати, делает их лучше приспособленными к многозадачному режиму работы.

2. Лишние килограммы и увлечение порнографией в интернете негативно влияют на память

Ученые из шведского университета Умео установили, что у тучных людей страдает память. Они в течение полугода наблюдали за 20 полными женщинами старше 60 лет, которых посадили на диету. Вместе с потерей лишних килограммов улучшилась и память, активизировалась работа областей мозга, отвечающих за идентификацию и сравнение лиц, повысилась эффективность процесса извлечения информации.
В университете Дуйсбурга-Эссена считают, что проще всего превратиться в рассеянного и забывчивого человека, подсев на порнографию в сети.

Все 28 участников эксперимента были гетеросексуалами и имели средний возраст 26 лет. Им много раз показывали на экране компьютера снимки как порнографического содержания, так и не имеющие к сексу никакого отношения. Причем, многие повторялись. Участники эксперимента нажимали кнопку «да», когда им показывали те, что они уже видели в числе четырех последних снимков, и «нет», когда видели что-то новое.

Выяснилось, что больше всего ошибок, добровольцы допускали при просмотре порнографических снимков. Причем, разница по сравнению с несексуальными снимками оказалась довольно существенная. В среднем они отвечали правильно в 67% случаев, когда видели порнографию, и 80%, когда – снимки несексуального содержания.

3. Голубой свет помогает сохранить бодрость и концентрацию внимания

Шведские исследователи из университета Мид Сведен сравнили действие голубого света и кофеина на мозг человека. Оказалось, что голубой свет обладает достаточной силой, чтобы включать в организме человека определенные биологические функции. По положительному эффекту он превосходит кофеин.

Голубой свет лучше кофе позволяет сохранить бодрость. Кроме этого, он помогает сохранять концентрацию внимания на высоком уровне и улучшает такие познавательные способности, как память и реакцию.

4. Мозг по-разному реагирует на еду

Путь к сердцу мужчины, впрочем, так же, как и женщины, лежит не через желудок, а через голову, уверены в Институте клинической психологии в Пизе Особенно наглядно эта зависимость проявляется в любви некоторых людей к сладкому. Одних даже обычная фотография шоколада приводит в дикий восторг, а другие относятся к сладкому абсолютно равнодушно. И у первых, и у вторых так же, как у всех остальных людей, за симпатии и антипатии в еде отвечает мозг.

Итальянские ученые доказали, что мозг людей по-разному реагирует на еду . Они кормили участников эксперимента шоколадными пирожными и показывали им сладости на экране монитора и при этом следили за деятельностью их мозга. У одних реакция была приглушенной. Передняя часть их мозга находилась как бы в состоянии спячки. У сладкоежек же она проявляла повышенную активность.

Нездоровая еда вызывает такое же привыкание, как героин или сигареты . Опыты показывают, что бургеры, чипсы и прочая еда из ресторанов быстрого питания заставляет наш мозг требовать все больше сахара и соли.

5. Способность помнить то, чего не было, имеет объяснение

Сусуми Тонагава из Массачусетского технологического института с помощниками вживил мыши ложную память. Это удалось сделать при помощи манипуляции с отдельными нейронами, т.е. оптогенетики, методики, позволяющей контролировать клетки мозга. Тонагава изменил клетки в гиппокампе грызуна, которые отвечают за выработку белка родопсина. Когда клетки с родопсином облучают синим светом, они как бы просыпаются и начинают энергично работать.

Мышь помещали в камеру и разрешали досконально ее изучить. При этом соответствующие клетки вырабатывали родопсин, то есть проходил процесс запоминания. На второй день ту же самую мышь переселяли в другую камеру. Там ей давали слабый электрический шок для того, чтобы она запомнила испуг. Одновременно включали синий свет, чтобы включить воспоминания о первой камере. Таким образом, в памяти грызуна испуг начинал ассоциироваться с первой камерой.

После этого мышь возвращали в первую камеру. Она замирала на пороге и показывала все классические признаки испуга, хотя никаких отрицательных воспоминаний, связанных с ней, у нее не было.

6. Мозг работает с астрономической скоростью

Ученые из Массачусетского технологического института (MIT) доказали ошибочность расхожей фразы: «Что-то я медленно соображаю». Наш мозг работает почти в 8 раз быстрее, чем считалось ранее. Для того, чтобы «зафиксировать» зрительный образ, ему нужны не 100 миллисекунд, как считалось ранее, а всего 13 .

Участников эксперимента просили находить в сериях из 6-12 показываемых им в течение 13-80 миллисекунд снимков картинки пикников и улыбающихся пар. С поставленной задачей они справились вполне успешно.

Ранее считалось, что человеку необходимо не меньше 100 миллисекунд для того, чтобы различать визуальные образы. опубликовано

1

В данной обзорной статье представлены научные достижения многих известных ученых по изучению мозга человека. Организм человека представляет собой слаженную работу мозга с другими органами и системами. Исследования функций мозга человека проводились такими известными учеными, как И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.П. Бехтерева и многими другими. Ими были исследованы и показаны основополагающие представления о функциях мозга. Несмотря на множество проведенных исследований, человеческий мозг остается самым загадочным и малоизвестным науке органом. Он не так легко раскрывает свои тайны. Серое вещество мозга определяет уникальный, разнообразный внутренний мир с воспоминаниями, фантазией, эмоциями и желаниями. С развитием современных методов исследования в области нейрофизиологии, возможностью применения новейшей аппаратуры ученым удалось раскрыть некоторые тайны мозга.

нейрофизиология

медицина

сигнал возбуждения

1. Бехтерев В.М. Психика и жизнь // Книжный клуб Книговек. – 2015. – С. 220–221.

2. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. – М., 2013. – C. 156–168.

3. Кобозев Н.И. Исследование в области термодинамики процессов информации и мышления. – М., 1971. – С. 58–59.

4. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М.: АСТ, 2014. – С. 70–80.

5. Медведев С.В. Тайны мозга человека // Вестник РАН – 2005. – № 6.

6. Страук Б. Тайны мозга взрослого человека. Удивительные таланты и способности человека, достигшего середины жизни. – М.: Карьера Пресс, 2011.

7. Стюар-Гамильтон Я., Рудкевич Л.А. Психология старения // Питер, 2010. – С. 155–169.

С развитием новых методов в нейрофизиологии скрытые возможности мозга человека становятся объектом научных исследований. В.М. Бехтерев , Н.П. Бехтерева , Н.И. Кобозев и многие другие в своих исследованиях доказали, что физиологический мозг не способен полностью обеспечивать сознательные и тем более бессознательные функции из-за низкой скорости передачи электрических импульсов в межнейрональных синапсах. Известно, что в синапсах импульсы задерживаются на 0,2-0,5 миллисекунд, тогда как человеческая мысль возникает гораздо быстрее.

На данном этапе развития нейрофизиологии мы хорошо представляем, как работает одна нервная клетка. Основываясь на данных научных исследований академика П.К. Анохина, в возникновении временной связи при образовании условных рефлексов лежит сенсорно-биологическая конвергенция импульсов на каждой клетке коры. Метод ПЭТ дает возможность проследить, какие области функционируют при выполнении тех или иных психических функций, но все же недостаточно известным остается то, что происходит внутри этих областей, в какой последовательности и какие сигналы посылают друг другу нервные клетки и как они взаимодействуют между собой. На карте мозга, определены области, отвечающие за те или иные психические функции. Но между клеткой и областью мозга находится еще один, очень важный уровень - совокупность нервных клеток, так называемый ансамбль нейронов, функции которых представляют большой научный интерес.

В своей работе «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченов впервые утверждал, что в основе психических процессов лежит рефлекторный принцип деятельности. Он приводил утвердительные доказательства рефлекторной природы психической деятельности, то есть все переживания, мысли, чувства, возникают в результате воздействия на организм какого-либо физиологического раздражителя. И.П. Павлов создал свою теорию условных рефлексов, согласно которой горизонтальная корковая временная связь при образовании условных рефлексов основывается на свойствах нервных центров - иррадиации, доминантного возбуждения центров безусловных раздражителей и проторении пути. Много исследований было проведено В.М. Бехтеревым, который занимался строением мозга, связывал с ним его функции. Им предложен метод, позволяющий досконально изучить пути нервных волокон и клеток, по которым создан «атлас головного мозга». Настоящий прорыв в изучении мозга происходит тогда, когда удается войти в прямой контакт с клеткой мозга. Метод представляет собой непосредственное вживление в мозг электродов в диагностических и лечебных целях. Электроды вживляются в различные отделы мозга, при раздражении которых происходит повышение его активности, что позволяет детально изучить процессы, происходящие в нем.

Предполагалось, что мозг поделен на четко разграниченные участки, каждый из которых «отвечает» за свою определенную функцию. Например, это зона, отвечающая за сгибание мизинца, а это зона, ответственная за любовь. Эти выводы основывались на простых наблюдениях: если данный участок повреждался, то и соответственно функция его нарушалась.

В настоящее время становится ясным, что все не так просто: нейроны внутри разных зон взаимодействуют между собой весьма сложным путем, и нельзя осуществлять везде четкую «привязку» функции к области мозга в том, что касается обеспечения высших функций, то есть можно лишь сказать, что данная область имеет отношение к памяти, речи, эмоциям. Пока трудно объяснить, что этот нейронный ансамбль не кусочек мозга, а широко раскинутая сеть и только он отвечает за восприятие букв, а другой ансамбль - за восприятие слов и предложений. Сложная работа мозга по обеспечению высших видов психической деятельности похожа на вспышку салюта: мы видим сначала множество огней, а потом они начинают гаснуть и снова загораются, перемигиваясь между собою, какие-то кусочки остаются темными, другие вспыхивают. Таким же образом и сигнал возбуждения посылается в определенную область мозга, но деятельность нервных клеток внутри нее подчиняется своим особым ритмам, своей иерархии. Благодаря этим особенностям разрушение одних нервных клеток может оказаться невосполнимой потерей для мозга, а другие вполне могут заменить соседние «переучившиеся» нейроны, то есть проявляется свойство нервных центров - пластичность. К выполнению своей работы ряд нейронов готов с самого рождения, а есть нейроны, которые можно «воспитать» в процессе развития, поэтому можно попытаться заставить их взять на себя работу утраченных клеток.

Нейроны подкорковых глубоких структур мозга решают задачу всем миром, сообща. Тогда как нейроны коры, которые эту проблему решают самостоятельно, в действительности повышают ее активность, а частота импульсаций нейронов глубинных структур понижается. Высшие функции мозга обеспечиваются расшифровкой нервного кода, то есть пониманием того, как отдельные нейроны объединяются в структуры, а структура - в систему и в целостный мозг .

По мнению ученых, вокруг головного мозга было выявлено высокочастотное поле, отличающееся от общего биополя человека. Оно получило свое название - психополе. Психополе обеспечивает нормальное высокоскоростное протекание всех нейрофизиологических процессов. Определено, что это психополе настолько высокоэнергетично, что нуждается в особых носителях, которыми являются кристаллы эпифиза. Они дают возможность держать в белковом теле огромный энергоинформационный объем без денатурации белка.

В 60-х годах 20-го столетия профессор МГУ Н.И. Кобозев , исследуя феномен сознания, пришел к выводу, что материальная физиология мозга сама по себе не обеспечивает мышления и другие психические функции. Это возможно за счет внешних источников сверхлегких частиц-психонов, которые являются энергетической основой мыслительных и эмоциональных импульсов. В исследованиях был определен органоид, способный улавливать потоки психонов. Было установлено, что кристаллики эпифиза являются носителями голограмм, которые определяют пространственно-временное развертывание всех психогенетических программ, заложенных при рождении. Огромное количество информации о различных позитивных и негативных программах жизни человека хранится в кристалликах эпифиза. Силы психического и духовного воздействия на кристаллики эпифиза определяют, как и какие программы будут реализованы человеком в течение жизни. У многих людей этот процесс протекает неосознанно, и они не могут полностью реализовать свой энергоинформационный потенциал. И по этой причине даже гениальные люди реализуют свои задатки всего лишь на 5-7 процентов.

В критической ситуации, когда проблему надо решать немедленно, начинается активная выработка психической энергии огромной силы. И тогда совершается спонтанный неуправляемый психоэнергетический процесс воздействия на кристаллики эпифиза и в них активируется программа выхода из кризисной ситуации. Только выработка мощных высокодуховных энергий кратковременна, и когда кризис разрешается, забывается величайшие мгновения психоэнергетического напряжения. И не многие могут осознанно управлять психической энергией и решать с ее помощью различные проблемы .

Современная нейрофизиологическая наука уделяет особое внимание изучению психоэнергетических процессов в головном мозге. Есть множество институтов и лабораторий, разрабатывающих теоретические проблемы данного направления, разработки которых позволяют практической психологии заниматься проблемами активации резервов психики человека, опираясь не только на эмпирический опыт, но и на научные данные. Сложные нестандартные проблемы могут быть эффективно решены только при активации программ развития, в пробуждении скрытых резервов психики. Данный подход дает возможность проявить весь потенциал личности и предоставить эффективные способы его реализации.

В возрасте 40-70 лет мозг имеет свои особенности. Интеллектуальная «мощь» при здоровом образе жизни не падает с возрастом, а только возрастает. Максимальное проявление когнитивных функций находится в интервале 40-60 лет. С 50 лет человек при решении проблем использует одновременно не одно полушарие, как у молодых, а оба (мозговая амбидекстрия). Считается, что в среднем возрасте человек становится более устойчив к стрессам и может более эффективно работать в условиях сильной эмоциональной нагрузки. Нейроны головного мозга не отмирают как полагали до 30 %, а могут пропадать связи между ними в том случае, если человек не занимается серьезным умственным трудом. Количество миелина (белое вещество мозга) с возрастом в головном мозге возрастает, и достигает максимума после 60 лет, при этом значительно возрастает интуиция.

Мозг в 40-70 лет принято рассматривать не как зрелый, целостный и готовый к работе, а как находящийся на спаде и не вполне справляющийся со своими функциями. Ряд российских ученых-психологов пришел к такому же выводу: с возрастом мозг человека начинает работать эффективнее, чем в молодости.

Библиографическая ссылка

Жумакова Т.А., Рыспекова Ш.О., Жунистаев Д.Д., Чурукова Н.М., Исаева А.М., Алимкул И.О. ТАЙНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МОЗГА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 6-2. – С. 230-232;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11656 (дата обращения: 19.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

До сегодня официальной медициной считалось, что мозг взрослого человека не способен обновляться. Он сродни машине, и не может ни меняться, ни восстанавливаться - только… сломаться. Но как тогда объяснить многочисленные случаи так называемых «чудесных исцелений», которые в наши дни уже трудно приписать к разряду мифов, поскольку факты слишком очевидны?
Последние исследования в области мозга показали, как мало мы о себе знаем и насколько скупо используем свои возможности.
В нашей власти «перепрограммировать» наш «персональный компьютер между ушами», и посредством этого изменять и восстанавливать свое физическое тело.
Теперь, в свете этого научного открытия, подробнее описанного в статье Сары Скотт «Гибкий мозг» и опубликованной в журнале «Ридерз Дайджест», даже скептикам будет трудно отмахнуться от очевидного факта: человек способен себя менять - не только на психологическом, но и на физическом уровне.

Гибкий мозг
Последние исследования показывают, что самый малоизученный человеческий орган обладает удивительной способностью перенастройки и восстановления.

В один из погожих сентябрьских дней 1995 года Говард Рокет, преуспевающий 48-летний предприниматель, играл в футбол в пригороде Торонто. Он хотел перехватить мяч, но поскользнулся, упал и ударился головой. Через минуту, придя в себя, почувствовал головную боль, которая становилась всё сильнее и сильнее. Потом перед глазами у него замелькали темные пятна. Он старался не обращать на это внимания, надеясь, что со временем всё пройдет. Однако три недели спустя, когда Говард был дома один, он вдруг почувствовал, что руки и ноги не слушаются его. Голову пронзила резкая боль, в глазах потемнело. Он на ощупь добрался до телефона, чудом набрал номер «скорой помощи» и потерял сознание.

У Говарда Рокета случился инсульт: образовавшийся тромб закупорил сосуд, по которому кровь поступает в ствол мозга. Большинство людей в подобном случае умирают, но его спасли врачи, которые успели вовремя ввести тромболитический препарат. Однако прогноз на будущее был мрачным: медики сказали, что его левая рука и нога останутся парализованными. Их мышцы были в порядке, но те участки мозга, которые раньше управляли ими, были серьезно повреждены. А значит, придется привыкать к инвалидному креслу.

Но Рокет не смирился с вердиктом врачей и начал усиленно заниматься лечебной физкультурой. Он считал, что если будет изо дня в день разрабатывать ногу, то со временем мозг «найдет возможность» восстановить контроль над мышцами. Научившись стоять, он стал пристегивать ногу к педали велотренажера и тренироваться. В первый раз он смог продержаться всего 30 секунд, но продолжал заниматься. Это была своего рода зарядка для мозга.
Спустя 12 лет, после тысяч часов упорных занятий, Рокет мог танцевать. Врачи были поражены. «Это просто удивительно, — говорит нейрокардиолог Роберт Виллински, который спас жизнь Рокета. — Он пример для подражания».

Сила мысли
Как выяснилось, Рокет оказался прав: головной мозг действительно можно «перенастроить» таким образом, чтобы он восполнил функции вышедших из строя областей. Ещё совсем недавно большинство практикующих врачей считали эту идею утопической. Они были уверены, что мозг взрослого человека сродни машине: он не может ни меняться, ни расти — он может только сломаться. Однако за последние несколько десятилетий такие методы сканирования головного мозга, как позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) и функциональная магнито-резонансная томография (ФМРТ) позволили ученым наблюдать за этим органом в действии. Теперь они убедились, что традиционное представление о мозге было неправильным.

Если какая-то часть головного мозга повреждается, особенно в области его коры (тонкий верхний слой мозга, отвечающий за обработку поступающей информации и регуляцию движений), то другие его части могут со временем взять ее функцию на себя. Однако это требует кропотливой работы, на которую иногда уходят годы. Тем не менее ученые говорят о пластичности нервных структур, о том, что интенсивные умственные и физические упражнения могут изменять мозг на структурном уровне. «Когда человек думает, в мозгу происходит обновление его «аппаратной части», — говорит психиатр Норман Дойдж из Торонто.

Нейрофизиолог Ричард Дэвидсон из Университета штата Висконсин (США) продемонстрировал действенность этой терапии, проведя эксперимент с медитацией — одной из разновидностей психической зарядки. Он измерял активность мозга у буддийских монахов, когда те предавались медитации «сочувствия», порождающей чувство любви ко всему живому, и обнаруживал существенную разницу между новичками и монахами с большим опытом медитации. Последние генерировали мощные гамма-волны, которые способствуют расширению сознания.

Медитация также может сильно влиять на наши физические ощущения, например на восприятие боли. Мелисса Монро, экс-чемпионка Канады по бодибилдингу, в возрасте 30 лет узнала, что опухль у нее в горле размером с куриное яйцо является злокачественной лимфомой Ходжкина. Заболевание оказалось настолько запущенным, что врачи сказали ей: “У вас рак по всему телу, с головы до пят” — и опредилили, что жить ей осталось три месяца.

Однако Мелисса Монро стала бороться, несмотря на то, что боль от опухолей, которые давили на внутренние органы, была невыносимой даже для нее, спортсменки, привыкшей работать на пределе физических возможностей. Она обратилась за помощью к психиатру Татьяне Мельник, которая научила, как надо «настраивать» себя, чтобы облегчить боль.

Боль - это физическое ощущение, объяснила Мельник, однако если эмоционально на нее реагировать, то она будет лишь усиливаться. Психиатр посоветовала Мелиссе воспринимать боль как данность: «Не давайте ей оценку - очень или не очень сильная; просто живите с ней».

Мысленно настраивая себя подобным образом, Монро научилась справляться со своей реакцией на ощущение боли: она чувствовала ее, но уже не зависела от нее. «Это было что-то, что я испытываю, — говорит она, — но это уже происходило как будто не со мной. Я абстрагировалась от боли и не дала ей скрутить меня».
Монро бросила вызов судьбе и начала интенсивную химиотерапию. После одной сложной процедуры она, вернувшись домой, даже потеряла сознание и пришла в себя лишь благодаря своей сестре, которая сделала ей непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. А в 2006 году исполнилось 6 лет с тех пор, как врачи признали у нее отсутствие рака. И она продолжает заниматься медитацией.

Новые открытия
Каким же образом мысли или упражнения могут изменить мозг?

Оказывается, они могут влиять на активность генов. Исследования, проводившиеся в 1980-1990 годах, показывают, что во время обучения другой умственной или физической деятельности гены могут «включаться» или «выключаться». Пока точно не известно, как это происходит, однако д-р Дойдж утверждает: «Когда мы многократно думаем об одном и том же, «включаются» определенные гены и начинают вырабатывать соответствующие белки, так что изменяется структура нейронов и увеличивается количество связей между ними». Другими словами, коммуникационные возможности нейронов увеличиваются.

В мозге также могут образовываться новые нейроны. В лаборатории Летбриджского университета канадской провинции Альберта нейробиолог Брайан Колб и его коллеги продемонстрировали это на крысах, вызывая у них нарушение мозгового кровообращения, приводившее к повреждению головного мозга. Оказалось, что, когда животным вводили фактор роста, у них не только образовывались новые нейроны, но и восполнялись структурно и функционально поврежденные участки мозга.

Ученые сделали и еще одно ошеломляющее открытие: спустя две недели новообразованные клетки головного мозга перемещались в область повреждения и, так сказать, ожидали дальнейших распоряжений. И если эти клетки должным образом стимулировать, они начинают функционировать, восстанавливая утраченные способности, например, управление движением конечностей.

Работа, проделанная Колбом, показывает, насколько важна для поврежденного мозга реабилитация. Сегодня ученые пытаются выяснить, может ли стимуляция, обеспечиваемая физической и психической реабилитацией, увеличивать производство новых клеток головного мозга и ускорять процесс выздоровления.

Одним из «инкубаторов» нейронов является гиппокамп, который играет ключевую роль в памяти. В ходе одного исследования ученые из Торонтского университета использовали химические метки для того, чтобы проследить движение образующихся естественным образом клеток головного мозга у здоровых мышей. Этих мышей приучали добираться вплавь до закрепленной платформы, и в конце концов, после многочисленных попыток, мыши запоминали ее местонахождение. Когда позже изучили головной мозг этих мышей, обнаружили, что новообразованные нейроны были задействованы для выполнения задачи по запоминанию - помеченные клетки сконцентрировали в «инкубаторах» гиппокампа.
Ученые также обнаружили, что новообразованные нейроны начали улучшать память уже через месяц. По словам нейрофизиолога Пола Франленда, который руководил этой работой, исследование показало, что количество новых клеток головного мозга зависит от окружающей среды. Употребление кокаина и стресс, например, ослабляет их образование, а бег трусцой и учеба усиливают.

Изменить жизнь
То, что ученые называют пластичностью нервной системы, 21-летний Иен Брэдли зовет просто надеждой. Участь в седьмом классе, он все еще не умел читать, а буквы и цифры писал как первоклассник. «Я думал, что я дурачок», — говорил он. Всю начальную школу его мать Мэри часами читала ему учебники и помогала выполнять письменные домашние задания.

А потом отец Брэдли услышал про школу Эрроусмит. У ее основательницы Барбары Эрроусмит-Янг в свое время тоже были проблемы из-за нарушения способностей к обучению. И тогда она придумала ментальные упражнения, с помощью которых могла преодолеть свою «неполноценность». Позже она разработала новые упражнения, способные помочь людям с подобными отклонениями. Сегодня обучение по программам Эрроусмит ведется по всей Северной Америке.

Бредли провел в такой школе три года, где снова и снова выполнял упражнения по тренировке памяти и вниманию, например, составлял пары из букв и соответствующих им символов. «Это было страшно утомительно», — говорит он. Однако по окончании курса он уже читал на уровне восьмого класса. А сегодня недавний выпускник средней школы, успеваемость которого улучшилась настолько, что в 11-м классе ему вручили почетную грамоту, мечтает стать летчиком. «Раньше моя жизнь была такой унылой, — говорит он. - А теперь у меня есть цель высотой до небес».

Новые открытия в области нейрофизиологии дают надежду многим: страдающим от последствий инсульта, тем, кто борется с хронической болью, молодым людям с нарушением способности к обучению.

— Пока что нам удалось лишь обнаружить механизмы, посредством которых мозг может изменяться, — говорит нейрохирург Андрес Лозано, один из тех, кто помогал спасать Говарда Рокета.

Сегодня врачи и ученые начинают понимать, что не желавший подчиниться болезни предприниматель из Торонто все-таки оказался прав. Многократное повторение упражнений - как ментальных, так и физических - может изменить ваш мозг. И вашу жизнь тоже.

Статья из журнала «Ридерз дайджест»

error: