Чудеса совершенные святым александром невским у мощей. Погребение и чудо с духовной грамотой

Святой благоверный князь Александр Невский вызывает в памяти скорее героический кинообраз, дополненный витязем в латах из центральной части триптиха художника Павла Корина да профилем на советском воинском ордене. И лишь недавно мы стали вспоминать, что полководец и дипломат перед смертью принял схиму с именем Алексий и многими поколениями русских людей воспринимался как чудотворец.

Об этом свидетельствует чудо с духовной грамотой. Во время обедни в Успенском соборе Владимира вошедший в храм скоротеча объявил о кончине Александра Невского в Городце. В сильный мороз народ вышел встретить тело любимого князя, которое везли ко Владимиру через Стародуб. Погребение состоялось 23 ноября 1263 года во владимирском храме Рождества Пресвятой Богородицы - "Архимандритии великой". На панихиде митрополит Киевский и Владимирский Кирилл прочел сначала отходную молитву, а потом - духовную грамоту.

Автор Жития святого Александра Невского со слов очевидцев рассказал, когда митрополит и митрополичий эконом Севастьян подошли к находящейся в центре храма гробнице, чтобы вложить в руку усопшего духовную грамоту, произошло "чудо дивное, достойное памяти": "Он же сам, акы жив сущи, протянул руку и взял грамоту из рук митрополита. И объял их ужас и едва отступили от гробницы его".

Как пишет биограф Александра Невского и переводчик его Жития на современный русский язык Юрий Бегунов, "в чуде с духовной грамотой увидели явное проявление святости Невского героя. Позднее митрополит Кирилл и эконом Севастьян заказали некоему монастырскому книжнику написать Житие святого Александра Невского для местного почитания князя, ибо святость его, впоследствии многократно подтвержденная нетлением тела и чудесами от мощей, есть освидетельствование о Христе, прославляющем Бога Творца со Святым Духом в жизни и смерти, в телах и душах во имя спасения".

Число чудес, которые Александр сотворил при своей земной жизни, существенно возросло в XIV столетии, но уже в первой редакции Жития упоминаются два события, названные чудом. Вообще-то, речь идет о трех чудесах, но третье связано с чудом духовной грамоты, которое произошло уже после кончины страстотерпца.

"Ижорское чудо" произошло в 1240 году и связано с Невской битвой. На другом берегу Ижоры, что называется "бугры", как сказано в Житии, "где полки Александра не могли пройти, нашли многое множество врагов, перебитых ангелом Божиим. Оставшиеся бежали, а трупы погибших своих набросали в корабли и потопили в море". Отчего шведы пали там, где русские не сражались, никто не знал, и решили, что помог нашим "ангел Божий". Кстати, судя по летописям, потери новгородцев и ладожан были небольшими. Пало 20 человек, имена некоторых наиболее видных горожан приведены в исторической хронике.

Невская битва не была грандиозным военным столкновением и не отличалась от других стычек того времени невероятным количеством сражающихся. На этом основании критики князя Александра рассматривают его боевые заслуги, как не связанные с ведением подобия мессианской войны. Певцам "крестовых походов" даже в голову не приходит, как можно было ликовать по поводу "незначительного" сражения на реке Неве. Историки возражают им, что после этой победы русского оружия, шведы вплоть до 1256 года не вторгались в пределы Новгородской республики. Но лучшим ответом звучит данное народом Александру прозвище Невский.

Второе чудо повествует о видении "старейшиной земли Ижорской, по имени Пелгуй", нареченного в святом крещении Филиппом, святых мучеников Бориса и Глеба, спешивших помочь "сроднику своему Александру".

В тексте второй редакции Жития великого князя Александра Ярославича упоминается о помощи, которую оказали ему святые князья Борис и Глеб во время битвы на льду Чудского озера, хотя в Житии это событие не названо "чудом". Агиограф передает: "И слышал я это от очевидца, который мне рассказал, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил их помощью Божьей, святой Софии и святых мучеников Бориса и Глеба, которые нас ради прежде кровь свою проливали". Это случилось 5 апреля 1242 года, в день памяти мученика Клавдия, на Похвалу Пресвятой Богородице.

Созданный в другую историческую эпоху образ Александра Ярославича не грешит против истины хотя бы уж тем, что и для средневекового русского агиографа в князе воплотился идеал христианского властителя. В Житии сообщается о благочестии Александра, о почтении, с которым он относился к православному духовенству, о его участии в закладке храмов, а принятие на смертном одре монашества объясняется величайшим желанием "его паче меры ангельскаго образа". Агиограф ничего не говорит ни о страданиях князя от насилия, ни о мученической смерти за веру христианскую или аскетическом бегстве от мира сего, как в житиях других святых русских князей. Александр Невский стоит первым в ряду правителей, сражавшихся за землю Русскую, и по этой причине он причислен к лику святых.

…Прошло почти сто двадцать лет, наступил 1380 год - битва на Куликовом поле. Русскими войсками руководил Дмитрий Донской - правнук Александра Невского. Накануне сражения пономарь Рождественского монастыря увидел: в церкви сами собой зажглись свечи, из алтаря вышли два старца, приблизились к гробу и стали молить князя «восстать на помощь правнуку». Битва произошла в этот же день, и, как известно, русские победили. Ну, а когда вскрыли гробницу, обнаружили, что мощи, пролежавшие 117 лет, нетленны.

Свидетелем еще одного чуда был Иван Грозный. Царь шел походом на Казань и остановился во Владимире. Во время молитвы у мощей Александра у одного из приближенных царя Аркадия полностью исцелились руки, покрытые язвами. Грозный воспринял это как доброе предзнаменование, и действительно, Казань была взята. Ну а к мощам вот уже многие столетия люди обращаются с просьбами об исцелении и получают его.

Когда в 1571 году к Москве приближался хан Давлет-гирей, монаху Антонию во Владимире было видение: двое юношей вошли в церковь - это были святые Борис и Глеб. Они призвали благоверного князя помочь Руси, и он восстал из гроба.

Образ святого князя менялся со временем, приобретая все больше и больше черт не местечковых, а общерусских. Это связано и с решением императора Петра Великого сделать Александра Невского святым покровителем Петербурга и перенести его останки из провинциального Владимира в столицу Российской империи. Примечательно, что еще в начале XIX века Александр Невский не был символом не только антизападным, но и даже антинемецким. Более того, по инициативе Фридриха-Вильгельма III в резиденции прусского короля в Потсдаме была построена небольшая церковь, освященная именем победителя Тевтонского ордена, задуманная как "вечный памятник искренней привязанности и дружбы" между российским императором и прусским монархом.

Память о святом Александре Невском почитается в церковные праздники 23 ноября (6 декабря) и 30 августа (12 сентября).

Жизнь и подвиги благоверного князя Александра Невского могут показаться изложенными довольно полно. О святом князе написано уже множество работ как церковного, так и светского характера, но, тем не менее, его личность всегда будет приковывать к себе внимание. Александр Невский во все времена являлся примером для многих поколений граждан нашей страны. Его земная жизнь заставляет задуматься не только о роли нравственности в политике, что актуально для сегодняшнего времени, но и о том, как человек может послужить Богу в том звании, в котором он призван. Что касается его политики, то можно сказать, что она создала наиболее оптимальную для своего времени модель взаимоотношений Руси с Востоком и Западом.

Однако в последнее время в исторической науке наметилась иная тенденция: в 80–90-е годы прошлого столетия как в западноевропейской, так и в российской науке появились исторические труды, целью которых стало переосмысление значения для истории Руси политики и деятельности благоверного князя. Итогом этого стали идеи о том, что его подвиг не просто типичный, рядовой для воина-князя поступок, но и скорее роковая ошибка, предопределившая «не тот» путь развития средневековой Руси, а затем и России.

Моральные оценки в исторической науке неизбежны: оценивая прошлое, каждое поколение определяет свой дальнейший путь. Однако подобный «суд истории» бывает справедливым далеко не всегда. И, вопреки обвинениям, которые выдвигают подобные авторы, существуют неоспоримые факты, являющиеся свидетельствами истинности достоинств и трудов благоверного князя Александра Ярославича Невского. Одному из таких фактов – почитанию князя Александра в лике святого – и посвящена данная статья.

Но прежде, чем перейти к вопросу об истории прославления, необходимо сделать хотя бы краткий историографический обзор трудов, посвященных изучению и оценке деятельности святого князя Александра.

Крупнейшие русские историки Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев уделили значительное внимание личности князя и при этом воздали должное уважение его деятельности. Н.М. Карамзин называет Александра «героем Невским» ; Н.И. Костомаров отмечает его мудрую политику с Ордой и православный дух его княжения; С.М. Соловьев пишет: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского» .

В целом же историки конца XVIII – начала XIX веков на основании тщательного изучения источников об Александре Невском в основном установили те данные о нем, которыми располагает современная наука. При этом в русской дореволюционной историографии, в отличие от более позднего времени, не было слишком резких разногласий и полемики в оценке деятельности Александра Невского .

Трудами советских историков была закреплена и поддержана традиционная трактовка, согласно которой Александр Невский сыграл исключительную роль в драматический период русской истории, когда Русь подверглась удару с трех сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, предотвратил разорительные походы монголо-татар на Русь .

Скептически же настроенные современные историки делают выводы о том, что традиционный образ Александра Невского – гениального полководца и патриота – преувеличен. Они считают, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории Руси и России. При этом они акцентируют внимание на свидетельствах, в которых Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком. Также ими высказываются сомнения насчет масштаба ливонской угрозы для Руси и реального военного значения столкновений на Неве и Чудском озере .

Заметки, касающиеся собственно истории почитании князя Александра в качестве святого, встречаются в трудах многих исследователей. Однако пока нет ни одной монографии, непосредственно посвященной исследованию истории почитания благоверного князя Александра. Тем не менее, можно выделить следующие работы: Регинская Н.В., Цветков С.В. «Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский» ; Сурмина И.О. «Александр Невский в русской дореволюционной историографии» , а также статью Фритьона Беньямина Шенка «Русский герой или миф?» .

Среди первоисточников следует, прежде всего, указать на историко-агиографическую «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра». «Повесть» дошла до нас в нескольких редакциях XIII–XVIII веков. Первая редакция была написана в стенах Владимирского Рождественского монастыря младшим современником Александра Невского не позже 1280-х годов. Первоначальное житие представляло собой панегирик в честь Александра. Писатель отбирал факты с целью показать глубокое впечатление, которое произвела личность князя на современников. Житие состояло из монашеского предисловия и десятка отдельных эпизодов из жизни князя, носивших характер свидетельств «самовидцев»; в конце был приписан плач по умершему, включавший и посмертное чудо с духовной грамотой. При этом последний эпизод являлся свидетельством безусловной святости князя, а весь текст жития говорил о нравственной чистоте и высоте духовного подвига Александра.

В XV–XVI веках житие неоднократно перерабатывалось. При этом либо стремились привести текст к агиографическим канонам, либо расширяли его историческое содержание путем вставок из летописей. Различные версии жития дошли в составе летописных сводов и собраний житий святых .

Почитание великого князя зародилось после его кончины на месте захоронения, в Рождественском монастыре во Владимире, во Владимиро-Суздальском княжестве . Известно о чуде, которое произошло при погребении князя: когда во время заупокойной службы митрополит Кирилл приблизился к гробу, чтобы вложить в руку Александра разрешительную грамоту, рука умершего сама простерлась, как бы живая, и приняла грамоту. После того как митрополит поведал об увиденном народу, «некоторые с того дня стали призывать святого Александра в своих молитвах», – пишет митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) . «Повесть о житии Александра Ярославича Невского» , написанная в агиографическом жанре монахом Рождественского монастыря между 1260 и 1280-ми годами, подтверждает предположение, что Александр уже вскоре после смерти почитался в регионе в качестве святого князя . В XIV–XV веках «Житие Александра Невского» было известно во многих русских городах, в том числе в Москве, Новгороде, Пскове. Имеются сведения о том, что уже с XIV века к Александру обращались накануне сражений с врагом как к святому покровителю русского воинства . Известно чудо явления святого Александра Невского пономарю Владимирской церкви Рождества Пресвятой Богородицы в ночь на 8 сентября 1380 года, то есть в канун Куликовской битвы, когда в видении благоверный князь Александр Ярославич восстал из гроба и выступил «на помощь правнуку своему, великому князю Дмитрию, одолеваему сущу от иноплеменников» . После Куликовской битвы, в 1381 году, состоялось первое открытие и освидетельствование мощей святого князя. «После 117-летнего пребывания в земле» святые мощи были обретены нетленными . Митрополит Московский Киприан повелел с тех пор называть Александра Невского «блаженным». Святому было учинено монастырское церковное празднование, написаны канон и первые иконы .

Рост его почитания наблюдается в первой половине XV века в Новгороде. В первой половине XVI века известный церковный писатель Пахомий Серб составил канон Александру Невскому, а на Соборе 1547 года Русская Православная Церковь причислила князя, на основании разысканий о чудесах, им творимых, уже к лику общерусских святых как нового чудотворца. К этому событию по приказу митрополита Макария для составляемых Великих Миней Четьих было написано и первое каноническое житие святого князя Александра Невского на основе хорошо известного с конца XIII века его княжеского жизнеописания .

В 1552 году совершилось чудо в присутствии Ивана Грозного, шедшего походом на Казанское царство и остановившегося во Владимире. Во время молебна у раки святого Александра Невского о даровании победы приближенный царя, Аркадий, получил исцеление рук; впоследствии он написал еще одно житие святого . Со временем по всей Руси стали строиться храмы и закладываться монастыри во имя святого благоверного князя Александра . В произведениях придворной истории (Степенная книга, Никоновская летопись) князь прославлен основателем рода Даниловичей .

Подъем почитания князя произошел в XVIII веке при Петре I. В 1710 году царь приказал воздвигнуть на месте победы новгородской дружины над отрядом шведов в 1240 году монастырь во имя Александра Невского и перенести мощи князя в новую столицу. Этим символическим актом Петр хотел прочно увязать память о своей собственной победе над шведами с памятью о триумфе Александра в Невской битве . В 1724 году первый русский император приказал, чтобы впредь святого больше не изображали как схимника и монаха, а только «в ризах великого князя» . Более того, Петр приказал перенести день празднования памяти князя Александра с 23 ноября (день его погребения во Владимире в 1263 году) на 30 августа (дата подписания мирного договора со шведами в Ништадте в 1721 году). Именно в этот день в 1724 году произошло торжественное перенесение мощей Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. Петр лично внес мощи святого князя, прибывшие по воде из Владимира, в построенную на территории Александро-Невской обители церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. С этого момента князь был признан небесным покровителем империи и ее новой столицы, а также великим предшественником Петра . После перенесения мощей Петр I велел «по новой службе, вместо прежде бывшей этому святому ноября 23-го числа службе, отныне праздновать 30 августа» .

Таким образом, в XVIII столетии благоверный князь Александр предстает перед нами уже не как преподобный угодник Божий, но как прославленный князь и великий предок царской семьи. Связав имя святого Александра Невского с важнейшей в истории России датой – подписанием мирного договора со шведами, Петр I придал его почитанию государственный и политический характер. Уже после смерти императора, в 1725 году, выполняя волю покойного супруга, Екатерина I учредила орден в честь святого Александра Невского, ставший одной из высших и почетнейших российских наград. А к 30 августа 1750 года по повелению дочери Петра I Елизаветы была изготовлена серебряная гробница для мощей святого. На ее изготовление было истрачено 90 пудов чистого серебра – первой продукции «Колыванских рудокопен». В XIX веке три русских императора были соименны благоверному князю Александру, и тем самым подчеркивалась роль благоверного князя-воина как покровителя царствующего дома. Последнее обстоятельство во многом предопределило, почему во имя святого Александра Невского были освящены сотни церквей и храмов .

В конце XVIII века, а окончательно уже в XIX веке под влиянием трудов светских историков личность Александра приобретает черты национального героя. В характерном возвышенном тоне писал об Александре Н.М. Карамзин, весьма достойно предстал князь в «Истории» С.М. Соловьева, и даже скептик Н.И. Костомаров, оценки которого часто носят весьма язвительный характер, для Александра сделал исключение и написал о нем в почти карамзинском духе .

Образ Александра Невского в XIX веке выделяется, во-первых, своим светским характером: в текстах русских историков святой предстает правителем русской земли; во-вторых, Александр превратился в исторического деятеля, который не только защищал русское государство от захватчиков, но и оборонял русскую народность, русский быт и православную веру.

Летом 1917 года ввиду угрозы немецкого наступления на Петроград комиссией Священного Синода было произведено вскрытие гробницы и освидетельствование мощей благоверного князя на случай их срочной эвакуации . Но эвакуация не была осуществлена.

После октябрьской революции 1917 года большевики в первые два десятилетия своего правления не принимали во внимание деятельность Александра Невского. На это было несколько причин: во-первых, он был святым и символом Православной Церкви; во-вторых, представителем монархического режима и правящего класса; в-третьих, русские прославляли его как национального героя. М.Н. Покровский и его ученик заклеймили князя как «приспешника новгородской торговой буржуазии» . В 1918–1920 годах большевики развернули яростную антирелигиозной кампанию, в ходе которой было вскрыто и разграблено около 70 святых мощей. В то время и диктатор «красного Петрограда» Г.Е. Зиновьев и его Комиссариат юстиции пытались получить разрешение у Петроградского совета на вскрытие и изъятие мощей благоверного князя Александра, но Совет отказал из-за активных протестов со стороны митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и всех верующих города. Однако в мае 1922 года Г.Е. Зиновьеву удалось продвинуть в Петросовете постановление о вскрытии раки святого.

12 мая 1922 года в 12 часов дня коммунистические власти города, несмотря на сопротивление церковнослужителей и верующих, вскрыли раку. Вскрытие мощей провели публично. Для этого были приглашены работники райкомов партии, коммунисты, представители воинских частей, общественность. Серебряную гробницу разобрали на части и из Свято-Троицкого собора на грузовиках вывезли в Зимний дворец . Мощи святого были выставлены на всеобщее обозрение, конфискованы и позже помещены в Музей истории религии и атеизма. Вскрытие мощей большевики отсняли на кинопленку, и в 1923 году в кинотеатрах демонстрировалась «хроникальная лента» «Вскрытие мощей Александра Невского» .

Александр Невский не был предан забвению только благодаря радикальному идеологическому повороту середины 1930-х, объявившему советский патриотизм новой пропагандистской доктриной. Наряду с другими историческими личностями дореволюционной российской истории Александр был полностью «реабилитирован» в 1937 году. Будучи до этого гонимым, теперь он стал выдающимся деятелем истории СССР . Одним из важнейших моментов этой «реабилитации» стал фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938). Он оказался до такой степени актуальным накануне войны, что не был допущен к показу. И лишь после начала Великой Отечественной войны он вышел на экраны страны .

Обращение к русским патриотическим, в том числе православным церковным, традициям играло чрезвычайно важную роль в годы Великой Отечественной войны. В советских Вооруженных силах были учреждены ордена в честь знаменитых русских полководцев. В апреле 1942 года в СССР прошло всенародное празднование 700-летия Ледового побоища. К этому событию были написаны известные полотна П.Д. Корина и В.А. Серова . В советской прессе было опубликовано значительное количество материалов, посвященных событиям 1242 года, целью которых были подъем и поддержание патриотического настроения в рядах красноармейцев и мирного населения .

Были выпущены почтовые открытки и расклеены плакаты с изображением князя Александра Невского . А 29 июля был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении (по сути – восстановлении) ордена Александра Невского .

В блокадном Ленинграде осенью 1942 года художницами А.А. Лепорской и А.А. Ранчевской было произведено декоративное оформление притвора в Троицком соборе, где до 1922 года находилась рака с мощами святого князя Александра Невского. А весной 1943 года был открыт доступ к местам захоронения великих русских полководцев – Александра Невского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, Петра I . В 1944 году в Троицком соборе была устроена выставка, посвященная святому князю Александру Невскому, которую посетило большое количество военнослужащих Ленинградского фронта и жителей города. Эта волна гражданской популярности благоверного князя поддерживалась и Русской Православной Церковью. В годы войны ею были собраны пожертвования на строительство авиационной эскадрильи имени Александра Невского. Имя князя воспринималось как символ борьбы с германской агрессией на русские земли. При этом во внимание было взято то, что новгородский князь, разбивший в 1242 году на льду Чудского озера рыцарей Тевтонского ордена, как никто другой подходил для советской пропаганды против фашистской Германии: «Гитлер, отважившийся напасть на СССР, будет разбит Красной Армией так же, как Александр Невский одолел рыцарей Тевтонского ордена в 1242 году» .

Мощи благоверного князя вновь были возвращены из Казанского собора, в котором размещался Музей истории религии и атеизма, в Александро-Невскую лавру в 1989 году. В 1990 году по инициативе Святейшего Патриарха Алексия II земля, взятая на месте битвы в Усть-Ижоре, была освящена и в специальном ларце в сопровождении военного эскорта доставлена в лавру, где и помещена в Свято-Троицком соборе рядом с мощами князя. Освящая усть-ижорскую землю, патриарх призвал помолиться за всех, кто погиб, защищая Родину. 750-летие Невской битвы было торжественно отмечено в Ленинграде в 1990 году. На месте битвы была восстановлена Александро-Невская церковь . О деятельности святого князя вспомнили и отечественные средства массовой информации. А празднования дней памяти Невской битвы и Чудского побоища теперь проводятся ежегодно и с привлечением клубов военно-исторической реконструкции.

В 2007 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии.

Интерес к личности святого благоверного князя Александра Невского сохраняется и в наши дни. Сведения о его жизни и деятельности, зафиксированные памятниками письменности, скупы, но в большинстве своем составлены свидетелями и очевидцами событий, поэтому они с интересом вновь и вновь читаются как специалистами, так и массовым читателем. К сожалению, далеко не все подробности жизни и деятельности князя Александра Невского нам известны.

Итак, в хронологии почитания святого в историческом времени можно выделить несколько этапов:

– XIII–XIV века – новгородско-владимирский этап,

– XIV–XVII века – московский этап,

– XVIII век – 1920-е годы – петербургско-европейский этап,

– 1920-е – 1990-е годы – советский этап,

– 1990-е – 2010-е годы – православно-иконологический этап.

Отметим, что каждый из этапов почитания благоверного князя Александра связан с ключевыми периодами отечественной истории.

Из местночтимого владимирского святого князь Александр Невский в историческом времени стал небесным покровителем Российской империи. И в этом, без сомнения, мы видим особый Промысл Божий. Как отметил Г.В. Вернадский, «два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение Православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром» .

Вместо заключения

Как уже отмечалось выше, в настоящее время появляются работы, основной целью которых является пересмотр деятельности и самой личности Александра Ярославича с критической стороны. Мы не будем учитывать личный мистический опыт молитвы, но ответом на все выдвигаемые этими авторами аргументы для нас является то обстоятельство, что благоверный князь Александр Ярославич Невский – святой! Он был прославлен фактически сразу же после смерти. А это не может не являться свидетельством его богоугодной жизни. И даже если его канонизация была напрямую связана с тем, что, по мнению И.Н. Данилевского, «в глазах современников он оказался последним защитником Православия накануне ожидаемого конца света» , нужно отчетливо понимать, что святыми просто так не становятся. Святые – это люди, прославленные Самим Богом. И если Господу было угодно прославить в веках Своего угодника благоверного князя Александра Ярославича, то в этом есть глубокий смысл. Ибо, подражая святым, мы приближаемся к Богу. «Из жизни святого князя Александра можно сделать вывод, что угодить Богу, стать святым могут не только те, кто подвизается жизнью, подвизается в благочестии, не только отказывающиеся от дел мира – угодить Господу можно, служа народу в самой различной форме служения. Во всяком чине, во всяком общественном положении, если все, что творим, что ставим целью жизни своей, мы будем творить во имя Господне. Так живите, подражая святому князю Александру, прославляя Бога в душах ваших!»

Фактом остается то, что князь Александр всегда занимал и будет занимать важное место в исторической памяти народа. «Александр Невский – русский герой или миф?» – так звучит вопрос, на который пытаются ответить критики. А ответ на этот вопрос лежит в самом понимании слова «миф», в котором можно выделить два значения. Одно сводится к противопоставлению мифа и реальной истории. Согласно второму, миф имеет культурообразующий смысл, по нему выверяются базовые ценности общества и государства. Но сможем ли мы дать верный ответ на вопрос: «Что есть «реальная история»? Возможно ли ее объективное восприятие, восприятие вне чьих-либо интерпретаций, которые в итоге апеллируют к тем или иным мифам? Когда человек сомневается в целесообразности своего существования, при отсутствии противовеса это ведет к самоубийству. Когда нация сомневается в оправданности своего бытия, это приводит к ее вырождению. Ибо, как писал святитель Николай Сербский: «Всякий, желающий посрамить Бога, сам бывает посрамлен, а Богу предоставляет случай еще больше прославиться. И всякий, старающийся унизить праведника, в конце концов унижает себя, а праведника еще более возносит» . «Разве не знаете, что святые будут судить мир?» (1 Кор. 6: 2) – говорит нам апостол Павел. Над этими словами серьезно стоит задуматься критикам, ибо «что Бог очистил, того не почитай нечистым» (Деян. 10: 15).

Гораздо больший интерес для нас представляет история распространения почитания святого. В разные эпохи существования государства Российского отношение к деятельности и личности великого князя Александра приобретало ту или иную окраску. До XVIII века мы видим Александра в чине преподобных. И хотя мы знаем, что общерусское почитание святого началось задолго до Петра, именно при Петре I Александр Невский становится одним из наиболее почитаемых в России национальных святых. Петр, заложивший новую столицу страны, усмотрел определенный символический смысл в том, что город был основан вблизи места, где в 1240 году новгородский князь Александр Ярославич разгромил шведов. Петр нашел в князе Александре необходимый историко-религиозный пример, который, кроме прочего, почитался народом и Церковью, а в их поддержке царь нуждался при проведении реформ и возведении новой столицы. Как было замечено А.В. Карташевым, Александр нужен был Петру для соединения воедино небесного (старого церковного поклонения) и земного (притянутого Петром к современным ему реалиям) . Таким образом, глубокое почитание Церковью и народом Александра Ярославича возымело сильную поддержку со стороны государства. При Петре оформился как бы православно-государственный культ почитания святого. А военные прижизненные успехи Александра позволили занять ему важное место среди исторических деятелей и в советское время.

Ответ на вопрос современных исследователей: как объяснить тот феномен, что образ Александра Невского занимает прочное место в русской культурной памяти уже свыше семи столетий, несмотря на то, что трактовки данного образа на протяжении этого времени неоднократно и основательно менялись? – заключается в том, что основание его дома изначально было положено на камне (см.: Мф. 7: 24–27). Камень же этот – Христос! «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис. 28: 16). И еще: «Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1 Пет. 2: 7–8).

«Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев!» (Пс. 67: 36).

Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас!

Фритьон Беньямин Шенк . Русский герой или миф? С. 90–93.

6 декабря Православная Церковь установила событие в честь благоверного и талантливого князя, имя которого Александр Невский. Стоит отметить, что его силами было совершено множество положительных изменений в стране, построено много учебных заведений, а также укреплена армия в целях обороны от внешних грабителей.

Ежегодное почитание

Еще одно положительное качество Александра Невского заключалось в том, что он всеми силами старался популяризировать и развить христианскую религию, что еще больше вызывало к нему симпатию простого народа. Нельзя не сказать, что у князя возникало много трудностей во время правления, ведь этот период приходился на расцвет языческой культуры.

Несмотря на это, мужчина сумел обратить к христианской религии около 10-ти тысяч язычников, которые убеждались в истинности данного вероисповедания. В этот день желательно посетить храм, чтобы помолиться перед образом святого, и попросить всего самого лучшего для себя, родных и близких.

Интересные факты из биографии Александра Невского

Примечательно, что через несколько лет после правления, мужчина принял монашеский постриг с именем Алексий. После этого, ему начали сниться вещие сны, в которых он видел предсказания того или иного события. Примечательно, что погиб князь во время путешествия на переговоры в Золотую Орду. Он тяжело заболел из-за плохих погодных условий, а потому по дороге домой умер от усложнившихся симптомов. 14 ноября 1263 года его тело было перенесено на известное Рождественское кладбище, а уже через два года рядом с его могилой был сооружен большой памятник, демонстрирующий величие и народную любовь к князю.

Еще через несколько лет его тело было перенесено во Владимир. Всё это проходило торжественно, многочисленным народным шествием и с молитвами священнослужителей. Примечательно, что пешая церемония длилась на протяжении девяти дней, и за это время его тело оставалось нетленным, что еще больше доказало людям о его святости. Когда тело было доставлено во Владимир, то епископ Севастиан попробовал разжать руку усопшего, чтобы вместе с ним в могилу положить благодарственную грамоту. В тот момент, на глазах у всех людей случилось настоящее чудо – рука Александра Невского разжалась как у живого человека, чтобы получить листок бумаги.

Чудеса, совершенные Александром Невским

В церковных летописях зафиксировано большое количество благодатных случаев, совершенных князем, большая часть из которых припадает на период после смерти святого. Например, ежегодное празднование было установлено митрополитом Макарием после того, как он стал свидетелем настоящего чуда.

В храм пришла девочка, рассказывающая родителям о том, что Бога не существует, и она никогда не поверит в истинность христианской религии. Впоследствии родители помолились перед мощами Александра Невского, и на девочку стал спускаться благодатный мир, что заставило её пересмотреть собственные взгляды на религию и Бога в целом. Далее были замечены неоднократные случаи исцеления больных людей, которые страдали от самых страшных душевных и физических патологий. Это еще больше вызвало всеобщее уважение и почет к личности князя, что продолжается и до сегодняшнего дня.

Александр Невский не стремился к завоеваниям. Смысл своей жизни и княжеского служения он видел в сохранении Руси.

795 лет назад, 6 июня 1220 г., в городе Переславль-Залесский родился мальчик, которого окрестили с именем Александр. При жизни он получит прозвище «Храбрый». Сразу после смерти его назовут «Солнцем земли Русской», спустя 200 лет к его имени навсегда пристанет определение «Невский», а в 1547 г. его причислят к лику святых.

Александр Невский. Миниатюра из «Царского титулярника», 1672

Звучит это торжественно. Но можно биться об заклад - на вопрос, а что же, собственно, совершил Александр Невский, ответ будет краток. Победил шведов в битве на Неве и разгромил немцев Ливонского ордена на Чудском озере. Всё.

Нет - Орде

Впрочем, с недавних пор стало хорошим тоном добавлять к этому иное. Дескать, князь, вместо того чтобы объединиться с немцами и всей Европой против Орды, предпочёл пресмыкаться перед дикими степняками.

Это производит впечатление. Особенно если не знать, как себя повела та самая Европа перед лицом монгольского вторжения. А повела она себя традиционно трусливо. Вот «достойнейший из достойных», император Священной Римской империи Фридрих II. Монголы даже не подошли к его границам, а он подобострастно пишет Батыю: «Будучи знатоком соколиной охоты, я мог бы стать сокольничим при дворе Вашего Величества».

И кто же пресмыкался? Европейцы, которые готовы были лечь при одном имени монголов? Или Александр, который яростно и жёстко торговался с Ордой и одержал впечатляющую дипломатическую победу?

Об этой стороне деятельности князя говорят нечасто. И совершенно напрасно.

Благоверный князь Александр Невский умоляет хана Батыя пощадить землю Русскую. Хромолитография. Конец XIX века.

Кроме обычной дани Орда требовала ещё и «налог кровью». Молодыми мужчинами, которых забирали на военную службу. И Русь уже испытала это на себе - несколько наших полков штурмовали Пекин в составе армии Хубилай-хана. Домой не вернулся никто.

Если бы так продолжалось хотя бы полвека, то Русь была бы вычеркнута из реальности. Но тут вмешался Александр. Когда в 1262 г. был объявлен набор русских в войско монголов, на этот раз для экспедиции в Персию, князь поехал в Орду. Провёл там более полугода. И добился своего. Хан Берке навсегда освободил русских от «налога кровью». Одного этого было бы достаточно для вечной благодарности Александру.

Ориентация - Север

Но были и другие свершения. В 1242 г., спустя всего несколько месяцев после знаменитой Чудской битвы, литовский князь Миндовг, решив, что русские устали, отправил в новгородские земли семь крупных отрядов. Судьба их была незавидной. Быстрый марш Александра, три сражения, данные за три дня. И вот уже «новогородци ведоша полона литвинского бесчисла у хвоста конского». А ещё через три года князь совершил карательный поход. И «Литва в страх впадоша и стала блюститеся (остерегаться) одного имени его».
Это обычный летописный штамп у многих народов. И тем не менее в случае с Александром - чистая правда. Так, уже знакомый с князем и даже помеченный его копьём ярл Биргер в 1250 г. решил закрыть русским путь к морю и принялся строить в устье реки Наровы крепость. Александр объявил дружинный сбор. И шведы, едва заслышав о приготовлениях князя, всё бросили, срыли укрепления и бежали восвояси.

Вообще-то русских боялись не просто так. До 1187 г. столицей Швеции, самым богатым и важным городом была Сигтуна. А после визита новгородцев от столицы осталось пустое место и ворота, которые и по сей день стоят в Новгороде. Взамен Сигтуны тот же неугомонный Биргер основал Стокгольм - как оборонительно-наступательную базу против Руси.

Генрих Семирадский. «Князь Александр Невский принимает папских легатов». 1876

И тут Александр показал, что такое настоящий стратегический гений. Вместо того чтобы тупо биться в стены новой столицы, князь отбирает самых стойких и проверенных бойцов из Владимиро-Суздальской земли. И ведёт их по льду Фин-ского залива строго на север. Через всю Финляндию. Она была недавно завоёвана шведами, и их хроника хвастливо об этом сообщает: «Ту страну, которую мы приняли под себя, русский князь, скорее всего, потерял». Русская же летопись не хвастает. Просто сообщает: «И бысть зол путь, не видали ни дня, ни ночи, но только тьма». Отважиться на бросок за Полярный круг зимой - это и сейчас задача нетривиальная. Тогда же - равносильная самоубийству.

С чисто военной точки зрения поход очень странный. Боёв почти не было, не было и взятых крепостей. С дороги русского войска все местные жители и шведские гарнизоны просто разбегались, поскольку не могли поверить в это безумие.
Но поверить пришлось. Не дав ни одного сражения, одним только маневром, князь Александр продемонстрировал, что русские, если надо, пройдут везде и смогут всё. Его поняли очень хорошо: шведы остерегались нарушать границы Руси на протяжении четверти века - срок по тем временам гигант-ский.

Нашего князя часто сравнивают с Александром Македон-ским. Да, что касается стратегии чуда, эти два полководца стоят друг друга. Но русский Александр не стремился к завоеваниям. Смысл своей жизни и княжеского служения он видел в сохранении Руси. И тем самым полностью оправдал имя, данное при крещении. Александр переводится как «Защитник людей».

Невская битва (1240 год). Хромолитография. Конец XIX века.

Оригинал записи и комментарии на

Храм на месте битвы

А ЗА ЧЕТЫРНАДЦАТЬ лет до этого император заложил на берегу Невы монастырь в честь Троицы и святого Александра Невского. Петр предположил, что именно здесь в 1240 году Александр разбил шведских рыцарей, - как известно, за этот подвиг князя стали величать Невским. (На самом деле битва произошла на месте впадения в Неву реки Ижоры, там со временем тоже появился храм Александра Невского).

Петр решил перенести мощи в новую столицу, потому что считал победу России в Северной войне и заключение мира со Швецией 12 сентября 1721 года одним из чудес святого князя, защитника русской земли. О чудесах от мощей святого было известно с древних времен, они стали совершаться сразу же после смерти князя.

Восстал из гроба

АЛЕКСАНДР Невский скончался, возвращаясь из Золотой Орды, в ноябре 1263 года в Феодоровском монастыре на Волге. Останки перенесли во Владимир, путь длился 9 дней, все это время тело оставалось нетленным. При погребении в Рождественском монастыре и произошло чудо: когда хотели разжать пальцы усопшего, чтобы вложить в них духовную грамоту, князь сам простер руку и взял ее.

Прошло почти сто двадцать лет, наступил 1380 год - битва на Куликовом поле. Русскими войсками руководил Дмитрий Донской - правнук Александра Невского. Накануне сражения пономарь Рождественского монастыря увидел во сне: в церкви сами собой зажглись свечи, из алтаря вышли два старца, приблизились к гробу и стали молить князя "восстать на помощь правнуку". Битва произошла в этот же день, и, как известно, русские победили. Ну а когда вскрыли гробницу, обнаружили, что мощи, пролежавшие 117 лет, нетленны.

Свидетелем еще одного чуда был Иван Грозный. Царь шел походом на Казань и остановился во Владимире. Во время молитвы у мощей Александра у одного из приближенных царя Аркадия полностью исцелились руки, покрытые язвами. Грозный воспринял это как доброе предзнаменование, и действительно, Казань была взята. Ну а к мощам вот уже многие столетия люди обращаются с просьбами об исцелении и получают его.

Когда в 1571 году к Москве приближался хан Давлет-гирей, монаху Антонию во Владимире было видение: двое юношей вошли в церковь - это были святые Борис и Глеб. Они призвали благоверного князя помочь Руси, и он восстал из гроба.

Мощи в подвале

ВЕРУЮЩИЕ в блокадном Ленинграде также обращались за помощью к святому, хотя в 1922 году мощи были вынесены из Лавры и находились в запасниках Музея истории религии и атеизма, в который превратили Казанский собор. То, что враг не вошел в Ленинград, многие считают еще одним чудом святого заступника города.

В 1989 году, когда митрополитом Ленинградским был Алексий, нынешний Патриарх, произошло "второе обретение мощей". Их отыскали в подвалах музея: состоялось вскрытие, а затем мощи возвратили в Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Вскоре возродили традицию крестного хода 12 сентября в Лавру. А возникла она еще во времена дочери Петра Елизаветы.

В этом году пройдет традиционный крестный ход от Казанского собора к Александро-Невской лавре.

Ну а 20-го начнется путешествие мощей по России, которое продлится месяц. Сначала мощи перенесут в Москву, затем - в Калининград, Ригу, Псков, Новгород, Ярославль, Владимир, Нижний Новгород, Екатеринбург. Большинство из этих регионов связано с жизнью князя.

Это не первое путешествие мощей по стране. Всегда для людей это духовный праздник, в храмах выстраиваются огромные очереди, чтобы припасть к мощам, вознести молитву, попросить о сокровенном. Возможно, мы, петербуржцы, слишком привыкли к тому, что в городе хранится величайшая святыня, и редко обращаемся к заступничеству нашего небесного покровителя.

А ведь на просьбы он откликается всегда.

http://spb.aif.ru/issues/734/19_01

error: