Ювенальная Юстиция – это серьёзно! Ювенальная юстиция: Что это такое? Простыми словами Ювенальная юстиция определение.

Ювенальная юстиция – это термин, который означает некую правовую основу системы организаций и учреждений, осуществляющих принятие законодательных решений в отношении деяний, совершаемых несовершеннолетними гражданами. На самом деле, понятие считается достаточно сложным, и родители, а также сами специалисты по до конца так и не смогли понять, насколько необходима данная система в российской законодательной практике.

Часто сторонники данной системы утверждают, что ювенальная юстиция должна быть введена в РФ с целью заботы государства и общества о детях.

Вместе с тем, существует ряд нюансов, которые говорят о том, что ювенальная система недостаточно четко сформирована и в отдельных случаях не может являться основой для принятия того или иного законодательного решения. Рассмотрим подробно, в чем заключается суть данного понятия и насколько законно применение ювенальной юстиции.

Итак, рассматривая суть понятия «ювенальная юстиция», попробуем объяснить, что это такое, простыми словами. В широком смысле слова, данный термин представляет, как мы уже отметили, систему, направленную на защиту интересов детей при помощи специальных учреждений и ювенальных судов. На практике ювенальная юстиция нередко становится причиной проблем в семье и приводит к разлуке малышей с их родителями.

Первые упоминания о ювенальной юстиции приходятся на конец 20 века, и сегодня однозначной оценки данной системе нет, несмотря на то, что она введена в использование в качестве эксперимента.

Насколько законна ювенальная юстиция

Очень часто в прессе и литературе встречаются заявления о том, что ювенальная юстиция не является законным понятием. На самом деле, эксперимент по введению данной системы противоречит положениям Конституции РФ в ч.3 ст. 118. Согласно этому положению, судебная система государства должна быть определена федеральным конституционным законодательством, чего с ювенальной юстицией сделано не было.

Система активно внедряется в западных странах, и результаты этого внедрения на сегодня отрицательные. Среди несовершеннолетних граждан увеличился уровень преступности, количество распавшихся семей тоже существенно возросло, а права родителей находятся в заведомо приниженном положении.

При помощи данной системы происходит изъятие детей из семьи, причем не всегда основания для этого достаточные. К примеру, в западных странах могут забрать ребенка не только по причине низкого уровня проживания или материального обеспечения, но и в связи с протестами родителей после «сексуального просвещения» в школе. Такие случаи уже неоднократно имели место.

Сегодня против ювенальной системы неоднозначно отозвался Президент РФ В.В. Путин, отметив, что данная правовая норма достаточно противоречива и не во всем учитывает традиционные и семейные ценности россиян.

Когда была введена ювенальная юстиция в России

Внедрение данной системы в РФ началось много лет назад, после ратификации . Руководствуясь этим документом, в 2002 году Госдума приняла законопроект «О судебно системе в РФ», где присутствовало положение, разрешающее создание ювенальных судов. Формально система таких учреждений до сих пор находится на рассмотрении, поскольку официального решения государством вынесено не было.

Основным толчком развития такой правовой системы стало принятие Семейного кодекса, который разрешал несовершеннолетним гражданам обращаться в с жалобами на нарушения их прав и интересов. При достижении 14-летнего возраста дети получали право подавать жалобу и в судебную инстанцию.

Впоследствии были разработаны и введены документы, регламентирующие и указывающие, в каких случаях родителей лишают родительских прав. После этого началось массовое изъятие детей из семей по всей стране, в связи с чем родителями были поданы многочисленные жалобы о прекращении внедрения подобной системы в России. Несмотря на отказ от внедрения ювенального права, некоторые ранее принятые акты остались в действии.

Предусмотрены ли уголовные наказания в ювенальной юстиции

В рамках действия ювенального права такая мера наказания, как лишение свободы на три года, предусмотрена за жестокое обращение с ребенком. Вместе с тем, в рамках этой системы меры воспитательного характера (например, неосторожное слово или шлепок) могут стать причиной назначения уголовного наказания для родителя и привести к изъятию ребенка из семьи.

Кроме того, для семей, признанных нуждающимися в государственной поддержке не только материального плана, но и в плане лечения, может быть предусмотрено принудительное посещение специальных профилактических мероприятий или устройство ребенка в реабилитационный центр. Если родитель откажется, то решение со стороны ответственного органа будет только одно – лишение родительских прав.

Недостатком ювенальной юстиции также является передача всех полномочий специальным органам опеки и попечительства. В свою очередь, это приводит к нарушению прав родителей ребенка и развитию коррупционной составляющей, поскольку органы опеки вправе принимать однозначные решения и диктовать родителям. Члены комиссии в таких органах являются общественными представителями, а значит, и никакой ответственности за свои деяния не несут.

Заключение

В завершении написанного стоит сделать вывод о том, что ювенальная система противоречит общим положениям закона РФ и является однобоким и противоречивым понятием. Ее введение может привести к проблемам в социальной сфере и негативно отразиться на отношениях между детьми и их родителями.

Тогда было предложено не применять стандартные наказания к лицам не достигшим совершеннолетия. То есть, изначально, суть ювенальной юстиции заключалась в защите несовершеннолетних нарушителей и создании особой политики рассмотрения судебных дел с участием несовершеннолетних нарушителей.

Следующим этапом в становлении ювенальной юстиции в 1899 году, уже в другом городе США, был основан первый детский суд для работы с несовершеннолетними правонарушителями, а так же с беспризорными детьми.

С 1908 года направление ювенальной юстиции стало активно развиваться в Великобритании, где был принят ряд законов о и молодежи.

Следом, уже в 1914 году, на основании опыта США во Франции учредили первый ювенальный суд.

В наше время, как результат развития, в мире выделяют 3 модели ювенальной юстиции :

  • англо-американская;
  • континентальная;
  • скандинавская.

Понятие ювенальной юстиции. Или что такое «ювенальная юстиция»

В результате исторического развития, сформировалось следующее официальное понятие о ювенальной юстиции:

Ювенальная юстиция («ювенальная» – то есть для несовершеннолетних) - это специализированное направление работы государственных органов (суды, органы правопорядка, детские исправительные и другие учреждения), осуществляющих правосудие и профилактику по делам о преступлениях и правонарушениях, совершённых несовершеннолетними или против несовершеннолетних.

В том числе, ювенальная юстиция отвечает за

  • профилактику детской преступности и преступлений против детей;
  • социально-психологическую реабилитацию несовершеннолетних, как совершивших преступление, так и несовершеннолетних жертв преступлений и правонарушений;
  • социальную защиту семьи и, в первую очередь, .

Цель ювенальной юстиции

Цель создания ювенальной юстиции заключается в выделении, защите и гарантии особых прав для несовершеннолетних, в том числе по отношению к взрослым, с целью защиты несовершеннолетних от любого насилия со стороны взрослых.

Приоритетными для ювенальной юстиции, таким образом, являются права детей.

Необходимость в ювенальной юстиции объясняется так:

  • ужасающий рост насилия в обществе связан с применением насилия к ребенку в раннем детстве;
  • ребенок – точно такой же человек, как и взрослый, и поэтому родители не имеют никакого права его наказывать.

Задачи ювенальной юстиции

Сторонники ювенальной юстиции борются за повсеместное внедрение следующих мер :

  • информирование детей об их правах и о том, что именно следует понимать под нарушением детских прав;
  • предоставление детям юридически и административно обеспеченного права подавать в суд на своих родителей, воспитателей, педагогов и прочих взрослых;
  • создание отдельного ведомства, которое возьмет на себя всю работу с детьми и подростками группы риска;
  • введение в школах омбудсменов – уполномоченных по правам ребенка, который бы следил за соблюдением прав детей;
  • введение обязательного доносительства для специалистов и организаций, так или иначе соприкасающихся с ребенком: врачей, учителей, воспитателей детских садов;
  • всяческое поощрение доносительства «мирных обывателей»: соседей, прохожих;
  • введение особой системы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних с максимальным смягчением мер уголовного наказания для них;
  • отмена преимущественного права родителей на воспитание своих детей;
  • широкие полномочия социальным службам для контролирования исполнения родителями своих обязанностей, в том числе и по обращениям самих детей;
  • беспрепятственный доступ представителей ювенальной юстиции в каждую семью в любое время при малейшем подозрении на то, что к ребенку применяются наказания;
  • введение уголовного наказания для родителей за наказание своих детей и лишение их родительских прав;
  • упрощенное (без постановления суда) изъятие специальными службами ребенка из семьи и помещение его в приют или приемную семью;
  • снижение возраста получения паспорта до 14 лет, соответственное снижение «возраста половой неприкосновенности» в уголовном праве, а также возможность вступления в брак, возможность делать аборты без согласия и оповещения родителей;
  • разрешение определять социальные вопросы, связанные с несовершеннолетними, лишенными родительского попечения, в том числе и в случаях .

Простым языком, задачи ювенальной юстиции сводятся не к тому, чтобы защитить и расширить перечень прав несовершеннолетних, а, скорее, к тому, чтобы отменить целый ряд прав взрослых, и даже ущемить оставшиеся права, тем самым подрывая семейный институт России, её уклады и традиции, формировавшиеся столетиями.

Ювенальная юстиция в России

В России работа по созданию ювенальной системы активно велась до 2010 года включительно.

В тот же период был разработан проект Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции» от 14.02.05. А в городе Ростов-На-Дону даже была разработана концепция внедрения ювенального суда.

Разумеется, исходя из принципов и задач ювенальной юстиции, Русская Православная Церковь не поддерживает работу над реформированием существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Молодежное Яблоко напротив поддерживает введение ювенальной юстиции в России.

Posted in , Tagged #

В широком смысле слова ювенальная юстиция представляет собой особую систему, защищающую права несовершеннолетних, которая состоит из специального правосудия

Что такое Ювенальная юстиция?

Не только родители, но и специалисты пока не успели разобраться в вопросе о том, что собой представляет понятие «Ювенальная юстиция».

Часто сторонники введения «ювенальной юстиции» в России говорят о необходимости особой заботы государства и общества о детях. Между тем, все далеко не так просто и однозначно. Чтобы быть осведомленным в данном вопросе, необходимо знать основные этапы реализации этого проекта, его предысторию, цели и задачи.

На сегодняшний день в тридцати различных российских регионах проходит интереснейший, по мнению правительства, эксперимент по введению ювенальной юстиции.

Допустимость проведения таких экспериментов на территории России весьма сомнительна , но некоторые результаты введения ювенальной юстиции есть уже сейчас.

В широком смысле слова ювенальная юстиция представляет собой особую систему, защищающую права несовершеннолетних, которая состоит из специального правосудия. Это правосудие по своей сути предназначено исключительно для несовершеннолетних, оно представляет собой ювенальные технологии, предусматривающие защиту детей с помощью специальных органов, и ювенальные суды.

Правда, прикрываясь защитой интересов и прав детей, ювенальная система ни во что не ставит права родителей, а нередко даже противопоставляет их правам детей, в связи с чем сейчас значительно участились случаи разлучения детей с родителями. Стоит отметить, что от такого, в первую очередь, страдают именно дети, ведь, по сути, калечатся их судьбы.

Незаконна ли ювенальная юстиция?

Достаточно часто можно встретить заявление, что ювенальная юстиция является незаконной. Так ли это? На самом деле, эксперимент с ювенальной юстицией в некоторой мере противоречит Конституции РФ (ст. 118, ч. 3), которая провозглашает, что судебная система государства должна быть установлена федеральным конституционным законом и самой Конституцией, но говорить о незаконности данного законопроекта всё же не стоит.

Ювенальные технологии уже активно внедряются в западных странах, и практика эта демонстрирует достаточно негативные результаты: значительное возрастание преступности именно среди несовершеннолетних, распространение среди молодёжи порочных привычек, увеличение социального сиротства, распад семей, а также унижение родительских прав.

Очень часто против ювенальной юстиции как в России, так и за рубежом выступают люди, которым, в принципе, и не грозит изъятие детей. Государственные органы объясняют это тем, что таким образом прикрываются недобросовестные родители, которые действительно достойны наказания.

Но, так ли это на самом деле? С помощью ювенальной юстиции детей можно отобрать не только из-за низкого уровня жизни в материальном плане, но и в связи с протестами родителей против «сексуального просвещения», которое проходит в школе. К слову, за границей такие случаи уже стали массовыми.

К сожалению, об опасности ювенальной юстиции в нашей стране говорят очень неохотно и невероятно мало. Так, против системы выступил Межрелигиозный совет, возглавляемый Патриархом, а об этом не написала еще ни одна крупная газета.

В текущем году проблема ювенальной юстиции и её непринятия общественностью была прокомментирована президентом РФ. Владимир Путин на Съезде родителей России, который состоялся в феврале в Москве, сообщил о своём противоречивом отношении к данному вопросу.

Глава государства отметил, что непродуманное внедрение подобных механизмов сможет провоцировать коррупцию в данной сфере. Ряд положений законопроекта Путин назвал неоднозначными, а также подметил, что ювенальная юстиция не в полной мере учитывает многие семейные традиции россиян.

С чего всего начиналось

На самом деле, внедрение ювенальной системы в России началось много лет назад, просто особое внимание общественности к этому приковано лишь с недавних пор из-за некоторых резонансных случаев. Происходило введение этой системы по определенному, очень логичному и правильному (опять же, по мнению правительства) сценарию, который лишь в последнее время наткнулся на неожиданное и массовое сопротивление.

Началось дело еще в далеком 1990 году после принятия властями решения о ратификации Конвенции ООН о правах ребенка. Это стало ничем иным, как бомбой замедленного действия. На долгих 12 лет о системе никто даже не вспоминал, но в 2002 году в первом чтении Государственной думой был принят законопроект «О судебной системе в РФ», которая как раз и предусматривала создание системы ювенальных судов. К слову, формально эта система до сих пор находится на рассмотрении, ведь санкционирования, подтвержденного государством, на введение данной системы не было получено.

Ювенальный путь

Ювенальные суды в своей основе имеют международные технологии, о которых сейчас не распространяется никакой конкретной информации. В 1995 году был принят Семейный кодекс, согласно которому несовершеннолетние самостоятельно могут обратиться в органы опеки с жалобами на нарушение их интересов и прав. После достижения 14-летнего возраста дети могут обращаться самостоятельно и в суды.

За время существования законодательство всё время дополнялось разнообразными законодательными актами, которые могли бы «усовершенствовать» действие ювенальной юстиции.

Новые и дополненные законы могли ограничивать и лишать родительских прав в отношении некоторых детей, а также отправлять их в специализированные учреждения.

Из-за этого началось массовое изъятие детей по всей стране, реакцией на это стала настоящая и многочисленная волна протестов, в связи с чем в государственные органы поступила масса просьб прекратить внедрение подобной системе в РФ. Но, даже это не смогло стать на пути того, что в 2009 году некоторые акты ювенальной юстиции были приняты Государственной Думой.

На практике всё это означает лишь то, что из-за бедности у семьи запросто можно изъять ребенка, вне зависимости от вины родителей. К слову, законопроект чётко определяет, какой именно уровень жизни должен быть, благодаря чему признать неблагополучной можно почти каждую российскую семью. Также предлагаются стабильно высокие штрафы за плохое (или ненадлежащее) исполнение родительских обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего.

Уголовное наказание в ювенальной юстиции также не обошли стороной.

Для жестокого обращения с детьми выбрана новая мера наказания – это лишение свободы до 3-х лет. А вот под «жестоким обращением» в данной системе подразумевается пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство и грубое обращение с несовершеннолетними, учитывая психическое и физическое насилие.

Из данного определения можно сделать вывод, что относится «жестокое обращение» не только к физическим наказаниям, но и к другим мерам воспитательного характера. Что интересно, при этом говорится не столько об истязаниях и побоях, столько о мерах воспитательного характера, которые могут быть применены родителями и не причиняют какого-либо вреда здоровью детей.

То есть, теперь даже неосторожное слово или безобидный шлепок могут обеспечить любому родителю 3 года за решеткой. Кстати, привлечение к уголовной ответственности сопровождается одновременным изъятием ребенка из семьи.

Для работы с признанными нуждающимися в помощи государства детьми, к которым может быть отнесен практически любой ребенок в рамках ювенальной юстиции, комиссией должен быть утвержден индивидуальный план.

Заключается такой план в проведении профилактической работы в определенной семье, а, возможно, и устройство ребенка в различные реабилитационные центры. Если же родители откажутся от такой помощи или как-то плохо будут соблюдать правила, то разговор с ними будет максимально простым и коротким, ведь они могут просто лишиться родительских прав.

Предполагаемая модернизация имеет некоторые ключевые моменты, один из которых заключается в делегировании функций, ранее принадлежавшим органам опеки, различным уполномоченным органам, которыми выступают НКО и патронатные воспитатели. Именно эти организации получают беспрекословное право проведения проверок в семьях, а также они приобретают, можно сказать, эксклюзивное право диктовать условия родителям и устраивать детей в приёмные семьи (читать: «работать на заказ»).

Но, что самое удивительное: общественный статус таких организаций напрочь лишает их даже возможности быть ответственными за свои действия. Поскольку Комиссия является общественным коллегиальным органом, то её не члены не несут никакой ответственности за решения, принимаемые коллективом.

Нужна ли ювенальная юстиция в России?

Ювенальные защитники настолько лицемерны, что это не может не удивлять. На самом деле, их совершенно не интересуют проблемы самой настоящей жестокости, которая повсеместно происходит по отношению к несовершеннолетним, а также беспризорность, смертельно больные дети и прочие «радости», которых в нашей стране, увы, много. А, если существуют такие реальные беды, то непонятно зачем государство начинает бороться с родителями, которые «крикнут» или, возможно, «будут способствовать принижению успехов ребенка»?

Конечно же, система защиты детей и их детства просто необходима , но должна она осуществляться на продуманной, здравой основе, которой, к сожалению, не соответствуют принципы ювенальной юстиции.

Ни в коем случае и никем не должно ставиться под сомнение право родителей на воспитание своего (!) ребенка, и, конечно же, недопустимым является любое вмешательство или диктат в данном вопросе.

Ну и, естественно, не нужно создавать системы сбора конфиденциальной информации и доносительства, прикрывая благими намерениями «защиты детей».

От редакции. Этот материал мы получили по почте со следующим сопроводительным письмом. «Уважаемая редакция, вы уже публиковали мои статьи на вашем сайте. У меня есть благословение от нашего правящего архиерея заниматься вопросами ювенальной юстиции. Много статей на эту тему в СМИ, но нигде я не встречал подробного анализа этой системы. Поэтому с Божией помощью я попытался сделать такой анализ. Думаю, нужно как можно более широко опубликовать эту статью, так как для того, чтобы бороться в врагом, нужно хотя бы знать, что он из себя представляет. Высылаю вам статью, которая опубликована пока только на моем сайте ».

В настоящее время в России широко обсуждается возможность введения ювенальной юстиции. Но на самом деле собственно ювенальная юстиция - это только вершина айсберга. Более правильно говорить о ювенальной системе или системе ювенальной юстиции. Для того, чтобы рассмотреть детально ювенальную систему, сначала приведем определения, данные юристами.

Ювенальная юстиция (Juvenile Justice) - в переводе с англ. правосудие для несовершеннолетних».

Вместе с тем именно ювенальная юстиция породила целый комплекс несудебных, даже неюридических органов, которые призваны ее обслуживать, имеют вспомогательные функции и нередко в ходе исторического развития ювенальной юстиции начинали активно вытеснять суд как орган правосудия . Все это называется ювенальной системой.

Вот несколько определений ювенальной системы или системы ювенальной юстиции .

Система ювенальной юстиции - это совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего) .

В состав ювенальной системы входят уполномоченные по правам ребенка, институт ювенального суда с сопутствующими органами ювенальной юстиции, инфраструктура социальных учреждений и институт социальных работников (комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки, телефоны доверия со штатом своих работников, другие организации - прим. ).

Ювенальные технологии - комплекс мер, нацеленных на реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних... Считается, что ювенальная юстиция является частью ювенальных технологий .

В чем опасность ювенальной системы?

Ювенальные суды. На Западе во многих странах ювенальные суды действуют закрыто, быстро (в течение нескольких дней) принимают решения об изъятии детей, без адвокатов, не подчиняясь общей системе юстиции. Все это напоминает действие троек ВЧК, которые нашей стране так же в 30-е годы быстро, тайно, без адвокатов и открытого судебного процесса вершили судьбы людей.

Права детей получают приоритет над правами всех остальных категорий граждан, что делает последних совершенно бесправными. Это оборачивается разрушением семей и горем родителей и детей. Кроме того существует практика полной отмены наказаний несовершеннолетних даже за уголовные преступления, что делает невозможным справиться с детской преступностью. Ни в одной стране мира ювенальная юстиция не привела к уменьшению детской преступности, наоборот, по статистике в спокойных скандинавских странах с развитой ювенальной системой детская преступность за последние годы выросла в 20 раз.

Права детей понимаются в совершенно извращенном виде, в том смысле, что детям разрешено все, а любые попытки воспитания и наказания их родителями рассматриваются как нарушение их прав и преступление, что влечет за собой лишение родительских прав и наказание (вплоть до уголовного) родителей. «Преступлением» является даже материнская любовь, за которую у русской актрисы Натальи Захаровой во Франции изъяли дочь.

Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН). Когда на Западе начала вводиться ювенальная система, и в нашей стране во время правления Н.С. Хрущева были переняты с Запада и введены Комиссии по делам несовершеннолетних. В то время Советское государство сделало их орудием борьбы с верой: у верующих родителей отнимали детей и помещали их в детские дома. В последующее время такая практика прекратилась и работа КДН стала носить плодотворный характер. Они стали заниматься трудными подростками и, думается, принесли немало пользы. Но если внедряемое с Запада понимание «прав» детей будет применяться у нас в стране, существует опасность повторения того, что было в хрущевские времена. И в некоторых регионах эти опасения уже подтверждаются, причем в самой худшей форме: детей изымают по любому поводу, как не сказочно это звучит, но даже за немытый пол, неуплату за квартиру, разбросанные игрушки, крошки на полу, не говоря уже о случайном синяке у ребенка. Так, в Екатеринбурге проводилась операция «Малыш», где детей изымали за бедность. Христос учит помогать нуждающимся, а его обезьяна - сатана учит добивать их. Поэтому с духовной точки зрения понятно, кто за этим стоит. С точки же зрения христианства: Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище (Прит. 15, 16). И еще: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Лк. 18, 25). И еще: утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его (Втор. 32, 15). А с точки зрения светских понятий, «бедным запрещено размножаться» - это фашистская идеология, ставящая бедных в положение людей второго сорта, недочеловеков. Действуют КДН в этих операциях по изъятию детей совместно с органами опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства вправе изымать детей у любых лиц, включая родителей, для защиты жизни и здоровья ребёнка, выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют устройство таких детей в семьи или специализированные учреждения. Органы опеки и попечительства дают гражданам заключения о возможности быть усыновителями, опекунами, приёмными родителями, патронатными воспитателями .

История опеки неразрывно связана с необходимостью устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Правовое регулирование опеки можно найти начиная с древней православной Руси. Издревле при подборе опекунов главенствовал принцип "кто детям ближе буде". Ими могли быть ближайшие родственники и порядочные высоконравственные люди. Основные принципы опеки и, в частности, принцип сословности оставались неизменными долгие годы. В конце XIX в. число видов опеки превысило 20.

Сословный характер опеки был упразднен после Октябрьского переворота 1917 года. Опека приобрела государственный характер. Учреждениями, ведающими всякой опекой, являлись в те времена губернские отделы социального обеспечения. Специфика послереволюционного периода связана со стремлением устроить ребенка в детские дом, а не в семью. Это объяснялось господствовавшей в то время идеологией приоритетности государственного воспитания. Зачастую опека вводилась при живых родителях по классовым соображениям, если эти родители были противниками идеологии социализма. Данная направленность в правовом регулировании института опеки господствовала на протяжении 50 лет и претерпела существенное изменение только после принятия КоБС РСФСР 1969 г.

Веяния с Запада в 90-е годы ХХ века снова привели к кардинальному изменению законодательства в нашей стране. Новые права органы опеки получили со внесением существенных изменений в семейное законодательство Законом СССР от 22 мая 1990 г. Данный закон предоставлял детям право самостоятельно обращаться за защитой своих прав и интересов в органы опеки и попечительства. Был введен институт немедленного отобрания детей у родителей этими органами с последующим предъявлением иска в суд о лишении родительских прав .

В современной практике во многих регионах вместе с извращенным пониманием прав детей, происходит дальнейшее деформирование деятельности органов опеки. Вместо защиты и сохранения семьи часто органы опеки выступают инициаторами вмешательства в семью, разрушения воспитания детей, разрушения семей и изъятия детей под видом защиты их «прав», что ведет к горю и неисчислимым страданиям как детей, так и родителей, то есть опять возвращается тенденция обобществления детей и разрушения семьи. Способствуют этому и различные учебные пособия, которые издаются для обучения работников этих органов. Например, в таком пособии: Цымбал Е.И. «Жестокое обращение с детьми», жестоким обращением с детьми считается неполноценное питание, несвоевременные медосмотры, плохое состояние зубов и так далее, и этого, как пишется в этой книге, ребенка может быть достаточно для вмешательства в семью вплоть до изъятия детей у родителей. Нужно признать изъятие ребенка по этим принципам проявлением фашизма и садизма, а такие пособия человеконенавистническими.

Уполномоченные по правам ребенка (омбудсмены). Призваны они защищать права детей. Это еще одна ювенальная технология принесенная к нам с Запада. Но выделение и противопоставление прав детей правам остальных категорий граждан, а особенно родителям, ведет к противоборству вместо послушания и нарушению одной из главнейших заповедей Божиих о почитании родителей и разрушению семьи. То есть здесь опять мы видим истинного зачинщика ювенальной системы - врага рода человеческого. Приоритет же прав детей ведет к полному бесправию перед «защитниками детей» всех остальных.

9 ноября 2010 г. прошла конференция Совета Европы совместно с омбудсменами и фондом ЮНИСЕФ, где говорилось, что насилие над ребенком - это любое нарушение его «прав» (делать все что угодно, любой грех), а главный источник насилия над ребенком - семья. Продолжением этой конференции был закрытый семинар омбудсменов в Санкт-Петербурге. Поэтому на самом деле омбудсмены призваны разрушать семью и защищать зло, которое делают дети, под видом их прав, чтобы и дети забыли заповеди Божии, забыли Бога. Так в Москве в некоторых школах уже ввели посты уполномоченных по правам детей. Результатом их деятельности стало то, что дети перестали слушаться родителей, предъявляют им свои претензии и даже требуют денег за домашний труд.

Телефоны доверия. Эта ювенальная технология способствует тому же - доносительству детей на своих родителей, что можно назвать так же и предательством. Если обратиться к Священному Писанию то, примерно то же самое в свое время сделали Хам и Иуда Искариот. Проклят злословящий отца своего или матерь свою! (Втор. 27, 16), злословящий отца или мать смертью да умрет (Мк. 7, 10). Так говорит закон Божий. Но здесь нужно заметить, что бывают случаи действительной прямой угрозы жизни и угрозы сексуального насилия детей. В этом случае такой телефон доверия мог бы помочь защитить детей, но тогда должны быть выработаны строгие правила, чтобы кроме этих случаев, вмешательства в семью не было, а позвонившему ребенку объясняли, что если его наказывают родители, нужно просить у них прощения, исправляться и по таким поводам не звонить по этому телефону, так как это есть предательство своих родителей. Но такого подхода вряд ли стоит ожидать.

Современное законодательство. Существует международная конвенция прав детей, где прописано приоритетное право детей воспитываться в семье и есть еще много хороших положений. Но здесь же стоит приписка: если это не противоречит интересам ребенка. Так как в настоящее время семья и родители на Западе и многими «правозащитниками» у нас в стране стали считаться потенциальной угрозой для детей, а дети сами еще своих прав не знают и защищать себя не умеют, то защищать эти интересы ребенка берутся все вышеперечисленные организации и вопреки воле детей и их родителей изымают детей за все, что кажется работникам этих организаций нарушающим права детей.

В настоящем Российском законодательстве существует 77-я статья Семейного Кодекса, позволяющая органам опеки отбирать детей без суда в случае угрозы жизни с последующим обращением в суд о лишении родительских прав. Есть в правовой системе «Гарант» комментарии на эту статью, где написано: «Это может выражаться в физическом или психологическом воздействии на ребенка в виде оставления родителями ребенка без присмотра, питания... грубого, пренебрежительного, унижающего человеческое достоинство обращения с ребенком, его оскорбления или эксплуатации и т.п.». То есть основанием применения этой статьи по этому комментарию может быть все что угодно. И во многих регионах эта статья именно так и применяется. Кроме того в последнее время участились попытки введения новых ювенальных поправок к федеральным и местным законам, позволяющие чиновникам все более вторгаться в семью и изымать детей.

Все это создает систему произвола, насилия над родителями и детьми, разрушения воспитания детей, разрушения семьи, а с духовной точки зрения - это хитрое изобретение диавола созданное для гибели в вечной муке душ детей и их родителей.

Детские дома и приюты. С одной стороны они необходимы, так как есть дети-сироты и дети, оставленные родителями. И бывает, что работники этих учреждений, честно трудятся, по мере своих сил заботясь о детях. Но совершенно другое дело, когда идет речь об изъятии детей из семьи. «Практика показывает, что в государственных приютах, особенно крупных, дети гораздо более несчастны, чем даже в семьях, где есть проблемы. Это учреждения-монстры, в которых содержатся сотни детей, и царят элементы криминальной «культуры», жестокость, насилие, утилитарный подход к детям. Вот почему из этих детских домов дети так часто пытаются убежать. И стремятся вернуться даже в самую «трудную» семью» .

В некоторых кругах считают, что лучше всего детей воспитают не родители - «некомпетентные» и «непросвещенные» - а государство или структуры, руководимые педагогической элитой. С таким подходом согласиться никак нельзя. Родители, согласно Конституции РФ, российским законам и международному праву, да и здравому смыслу, наконец, должны иметь определяющее влияние на образ жизни своих детей, на их мировоззрение. Грубое вмешательство чиновников в воспитательный процесс является ничем иным, как явным отходом от этих правовых норм .

Как совершенно справедливо отметилапредседатель комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, суть ювенальных технологий состоит в отобрании ребенка из семьи и подмене института семьи государственными институтами, а не в чем-то другом.

С духовной точки зрения детей дает родителям Господь Бог, семья - это основа миропорядка, созданного Богом, и разрушение ее и изъятие детей без самой крайней нужды - это очередное восстание на Бога. Как сатана восстал на Отца Небесного - Творца Неба и земли и был низвергнут с Небес, также он хочет, чтобы дети вместо послушания родителям, восставали на них, предъявляли им свои «права», чтобы они как хамы открывали недостатки своих родителей, чтобы как иуды предавали их и доносили на них ювенальным органам, чтобы подготовить поколения людей, которые к концу времен с радостью встретят приход антихриста.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне) Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 17

Комментарии

17. Неравнодушный : Ответ на 16., Oксана:
2012-02-14 в 10:55

Все говорят только о том, что ЮЮ - это зло, которое направлено на изъятие детей из семей, в том числе благополучных. И самое интересное, приводят примеры из современной жизни, но минуточку, ведь ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В РОССИИ НЕТ. Детей изымают из семей опираясь на действующее законодательство. Мнения о сущности ЮЮ разные, кто-то рассматривает ее только как уголовное правосудие, кто-то как комплексную защиту детей. В России очень эффективно действуют пилотные проекты ювенальных судов, и положительные результаты на лицо: дети не совершают рецидивов, детям помогают поступить на учебу, на работу и т.д. Вот ссылка на сайт Ростовского областного суда: http://www.rostoblsud.ru/to_3524582

Полностью согласен. Не забудем также, что:
1. Любое новое законодательство, взятое или свое, необходимо "обкатать" и "адаптировать".
2. Общая проблема России - плохое выполнение хороших законов.

Ругатели ЮЮ, вместо того чтобы ругать, лучше предложили бы что-то свое. Не согласен - предложи лучше. Но не абстрактное типа "будем воспитывать детишек в православии", а реальный законопроект, где были бы прописаны пути решения всех проблемных вопросов. С цифрами статистики, с фактами. Докажите, что ваш метод лучше.
Но сдается мне, ни у кого на это пороху не хватит. Ругать удобнее.

16. Oксана : Нечестно приводить только негативные примеры!
2012-02-13 в 22:37

Все говорят только о том, что ЮЮ - это зло, которое направлено на изъятие детей из семей, в том числе благополучных. И самое интересное, приводят примеры из современной жизни, но минуточку, ведь ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В РОССИИ НЕТ. Детей изымают из семей опираясь на действующее законодательство.
Мнения о сущности ЮЮ разные, кто-то рассматривает ее только как уголовное правосудие, кто-то как комплексную защиту детей. В России очень эффективно действуют пилотные проекты ювенальных судов, и положительные результаты на лицо: дети не совершают рецидивов, детям помогают поступить на учебу, на работу и т.д. Вот ссылка на сайт Ростовского областного суда: http://www.rostoblsud.ru/to_3524582
Безусловно, нельзя голословно слизывать опыт других стран, где многие вещи доведены до состояния абсурда, так на то нам своя голова на плечах. А пока все отнекиваются от ЮЮ, дети страдают и пополняют детдома, ряды преступников и никому до них дела нет.

14. Неравнодушный :
2011-11-25 в 12:27

Что же, разумно. Прекратим спор. Насчет Писания - это да, надо больше читать и еще больше задумываться. Но есть проблема: Писание, да и труды святых отцов написаны зачастую непонятным языком. Большинство людей, а я не исключение, просто физически не могут познать истину в малопонятном мне формате. Кроме того, чтобы правильно понять, надо правильно истолковывать текст Писания с привязкой к современным понятиям о морали, чтобы люди поняли и приняли Господа. Объяснять должны священники, но они, по моему ощущению, как бы вознеслись на пьедестал своей особенности и оттуда, сверху, часто с гневом указывают людям что им делать. Люди не могут понять их слова, а мало кто из священников снисходит до объяснений современным русским языком. Поэтому простые люди, зачастую хорошие, даже верующие, но мало посещающие церковь, не любят священников и отрицают живительную силу Церкви (получается, по вине тех же священников). Яркий пример - выступление Всеволода Чаплина по ТВ с призывом к девушкам не одеваться как проститутки. Это мне понятно, что он имел ввиду рекомендацию девушкам одеваться скромнее и вести себя целомудреннее, но по факту он морально оскорбил половину девушек страны. Или Вы: посоветовали мне читать Писание и отцов, но если бы я был неверующим человеком, то подобная рекомендация без пояснения того, какую истину я там найду, звучала бы неубедительно и даже глупо. Также я не понимаю, где в Писании и святых отцах написано про вред ювенальной юстиции.
Один священник сказал мне, что в Церкви все поддается логическому объяснению, кроме содержания Символа Веры. В спорах о ЮЮ очень часто ссылаются на Писание и святых отцов, но пренебрегают обыкновенной статистикой и конкретными фактами. Отсыда возникают ложные мнения.

12. Неравнодушный : Re: Что такое ювенальная юстиция
2011-11-24 в 14:16

Насчет Великобритании - абсолютно неверно. Молодежь всегда была чрезмерно активна в силу гормональных особенностей, не зависимо от строгости воспитания. Лев Гумилев создал любопытную теорию пассинарности, в соответствии с которой стабильность общества определяется соотношением юношей до 20 лет к мужчинам после 40. Ювенальная юстиция не виновата в беспорядках Великобритании. Кстати, до революции в России в школах преподавался закон Божий, и это не мешало таким же юношам убивать царей и творить революцию.

Петр 1 снимал с церквей колокола и отливал пушки, чтобы не были разрушены сами церкви. Против того были только безграмотные бестолковые упрямцы, которые не хотели видеть дальше собственного носа и именем Божьим прикрывали свою глупую безграмотность. Их и сейчас предостаточно.
Табакокурение и винопитие Петр 1 ввел по незнанию, когда лабораторные исследования были невозможны, поэтому он не подозревал об их вреде для души и тела. За то давно пора его простить.

Прогресс - это всего лишь фабрика инструментов, которыми человек творит добрые или злые дела. Прогресс не может вести к бездуховности. Каждый инструмент, созданный прогрессом, может служить во благо или во зло. Кухонным ножом можно отрезать кусок хлеба и накормить голодного, а можно жестоко убить ребенка. Духовность или бездуховность творят сами люди, помогать им в том должны священники. А где они?

11. о.Николай : Ответ
2011-11-24 в 13:36

Об отрицательных последствиях на западе можно прочитать здесь: .
А Петр 1 действительно ввел много бесовщины (без кавычек)- табакокурение, винопитие,снимал колокола с церквей на пушки(которые все потонули на переправе - Бог поругаем не бывает) можно продолжать долго. Только как объяснить неверующему человеку? Понятия: что хорошо, что плохо, у них часто перевернуты с ног на голову. И ничего доказать не удастся. Прогресс, ведущий к моральной деградации - это на самом деле бесовщина, ведущая людей в ад. Только не нужно путать с прогрессом науки и техники, против которого Церковь никогда не выступала.

10. Неравнодушный : Ответ на 5., комментатор:
2011-11-22 в 15:41

Вспомним реформы Петра 1. Множество служителей церкви объявляли Петра 1 антихристом и призывали народ не поддаваться "бесовщине". Тем не менее, его реформы были прогрессивны. С учетом свободного толкования Писания любое явление в государстве можно объявить как "бесовщиной", так и богоугодным. В тексте автора я вижу ссылки на ограниченный круг литературы. А где губительный зарубежный опыт? Где цифры статистики из экспериментальных областей РФ? На серьезный анализ данная статья не тянет и серьезного отношения не заслуживает.

9. Еленка : Re: Что такое ювенальная юстиция
2011-09-27 в 01:40

Батюшка, мне кажется, вы забыли самое главное: "правами детей" никогда не пользуются сами дети, а за них это делают специально обученные люди. Что же это за "права", которыми сам человек не может воспользоваться? А самое ужасное, не может не воспользоваться, когда не хочет. За него уже все решили. "Права с доставкой на дом"
Этих бедных детей отнимают и дубинкой загоняют в воронок а потом тащат туда, где будут насиловать и издеваться.
Я-то глупая думала, что права - это то, чего ты можешь добиться, когда тебе это нужно, а не то, к чему тебя принуждают, даже когда это для тебя хуже смерти!
Утверждаю это не голословно, в нашей школе учатся дети, которые попали "под раздачу", они были пойманы на улице после комендантского часа и за это посажены в какой-то приют на полгода, потом их отдали обратно и теперь они всем рассказывают как они все время мечтали вернуться домой (хотя там пьяницы и бутылки).

На 4: люди, ну не будьте зверьми, сколько вам объяснять, что малыш - это не "тело беременной" только потому, что он в нем находится. и если вы большой и толстый навалитесь на человека сверху и полностью закроете его, он не станет вашим телом, и если вы держите человека за руку и у вас на руках ранки и кровь смешалась, он не превратился в ваше тело и можно его убить только потому что вы больше и сильнее. Вы хоть раз бы посмотрели, как двигаются плодики, как захватывают предмет в ручку и улыбаются, когда им трогают щечку, и вздрагивают, когда чувствуют боль. Это все они делают в 2-месячном возрасте, неужели не назвать извергами тех людей, кто режет их на части живыми?

8. о.Николай : Ответ на 4 и 7 комментарий
2011-09-27 в 01:34

Все-таки нашел минуточку, чтобы ответить, но, в общем спорить здесь бесполезно. Господь дал человеку свободную волю, и, принимать Закон Божий или нет, его личное дело, но на Страшном Суде судится всякий человек будет именно по нему. Он дал заповеди, Священное Писание, создал Церковь Свою, вложил в нее все, необходимое человеку для наследования вечной жизни, но человек ставит свое мнение выше Бога – это его личное дело. Когда государственные законы соответствуют закону Божию, люди свободно исполняют заповеди Божии. Когда люди отворачиваются от Бога, создают законы антихристианские, христиане подвергаются гонениям. Цитата совершенно правильная: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены" Когда власть богоборческая, то слово «установлено» Церковь понимает, как «попущена» как наказание. Пример – 1917 год, когда за веру убивали массы ни в чем неповинных людей и эта мясорубка в общем-то перемолола и многих ее создателей. Христиане в этом случае, если любая власть их принуждает к отступлению от Закона Божия, должны руководствоваться следующей строкой Писания: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29). Конечно, остальные законы, не противоречащие заповедям Божии христиане должны соблюдать при любой власти.
Никто не против того, чтобы изымать детей у алкоголиков и наркоманов, когда все методы воздействия и увещевания использованы, когда дети действительно заброшены, когда есть реальная угроза жизни, но и в этом случае нужно давать родителям шанс исправиться и в этом случае вернуть детей. А вот бедность не порок. Приведу один случай, у меня одна прихожанка сама перешла на другую более низкооплачиваемую работу, чтобы сохранить чистую совесть, т.к. на прежней работе ее заставляли делать приписки, т.е. таким образом воровать. Хотя, в наше время такие понятия, как честность, к сожалению, становятся анахронизмом. А насчет петли – не дай Бог, у Вас отберут ребенка и Вам придется столкнуться с непробиваемой ювенальной стеной. Цинизм, с которым Вы об этом рассуждаете, говорит о том, что Вы считаете, что это невозможно, Вы глубоко ошибаетесь. Если эти извращенные ювенальные принципы будут введены в нашей стране, ни один ребенок, ни богатый, ни бедный не будет в безопасности.
Телесные наказания, конечно, крайняя мера, нужно всеми силами стараться обойтись без них, но если никакие меры не помогают, то они необходимы: «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Прит. 22, 15) и еще: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр. 12, 6-7). Насчет введения телесных наказаний в Англии, думаю, BBC – это не желтая пресса. Судя по всему, Вы не прочитали те статьи, которые я указал, там есть ссылки на источники. Поэтому привожу их с названиями:
Горькие плоды ювенальной системы http://www.omiliya.r...i-juvenalnoj-sistemi
Новые ироды
Современная наука и проблема абортов
Там же об абортах. В современной науке, слава Богу, большинство ученых наконец-то дошли до Закона Божия и считают, что жизнь человека начинается с момента зачатия, или, по крайней мере, с первых дней после этого, соответственно аборт – это убийство, только законодательство отстает. За убийство должно быть соответствующее наказание. Если кто-то не желает этого признавать, это его личное дело, но в глазах верующих людей, как и Божиих аборт – это убийство. Ребенок в утробе матери не является ее телом. По всему спектру биофизических параметров он – индивидуум, которого раньше никогда не было и который больше никогда не родится. В последней статье об этом написано.
Если интересно Православное вероучение, то по этим вопросам издано много книг и можно их свободно прочитать, пересказывать их, к сожалению, нет возможности, поэтому от полемики я удаляюсь и отвечать больше не буду, опять же с надеждой, что Вы придете к Истине.

7. Субъект : Ув. о.Николай
2011-09-24 в 21:21

Насчет введения порки в британских школах вас жестоко обманули.

Если законы государства начинают противоречить Закону Божию, то христиане обязаны выполнять Закон Божий, а не государственный,

А как же: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены".???

6. о.Николай : Ответ на 4 комментарий
2011-09-24 в 21:16

В общем-то времени на полемику у меня, к сожалению нет. Вкратце, в первые века христианства был государственный закон Римской империи по которому император обожествлялся и от верноподданных требовалось поклонению ему как одному из богов, что, конечно христиане не делали и за нарушение этого закона их предавали мучительной смерти. Но это относится вообще ко всем законам. Могу посоветовать прочитать Социальную концепцию РПЦ. Там есть такой пункт.

Так же по вышесказанным вопросам у меня есть несколько статей, если есть желание, можете ознакомиться:
http://www.omiliya.r...i-juvenalnoj-sistemi
http://www.omiliya.r...tsiya/13-novye-irody
http://www.omiliya.r...-i-problema-abortov

Оставлять комментарии больше не имею возможности из за нехватки времени.
Просто для читающих этими ответами хотелось прояснить, может быть, непонятные места. Искренне желаю и Вам найти Истину.

5.

После распада СССР в России непрерывно идут напряженные дискуссии о ювенальной юстиции. Россияне оказались расколоты на два непримиримых лагеря: сторонников и противников введения ювенальной юстиции. И это не удивительно. Ведь сфера семейных отношений, воспитания детей, родительских прав и обязанностей – одна из важнейших и самых чувствительных для человека и для общества. И вмешиваться в неё с экспериментами, с чужим, несовместимым с российской традицией и устройством опытом не просто противопоказано – это может нанести колоссальный вред и даже поставить под угрозу существование страны.

В брошюре, которую вы держите в руках, показано, что такая угроза вполне реальна. Наша общая цель – не допустить подобного развития событий.

Что же такое ювенальная юстиция?

Словосочетание «ювенальная юстиция» вроде бы знакомо каждому, оно на слуху. Однако хоть сколько-нибудь устоявшегося определения этого понятия не существует. Более того, нет даже относительно устойчивого общего понимания. Зачастую именно поэтому, рассуждая о ювенальной юстиции, стороны ведут ожесточенные споры и не могут договориться.

Дело в том, что этот термин многозначен. В узком смысле ювенальная юстиция – это система методов исправления и защиты юных преступников. Причем система западная. В России для такой системы нет собственного отдельного названия, правосудие в отношении несовершеннолетних до внедрения ювенальной юстиции было специализированной частью общей системы правосудия и находилось в ведении комиссий по делам несовершеннолетних. Но в последние годы все чаще происходит подмена понятий и ювенальной юстицией называют правосудие в отношении несовершеннолетних, утверждая при этом, что тот, кто против ювенальной юстиции, – против особого подхода к судопроизводству в отношении детей вообще.

Однако, поставив во главу угла благополучие и интересы ребёнка, ювенальная юстиция породила целый комплекс не судебных, даже не юридических органов, которые призваны её обслуживать (в частности, органы опеки и попечительства для обеспечения интересов ребёнка в семье). Эти органы, изначально имевшие вспомогательные функции, постепенно стали доминирующими, что позволяет говорить о ювенальной юстиции также и в широком смысле. В широком смысле под ювенальной юстицией (в этом значении её иногда называют «ювенальной системой» или «ювенальным правом». ) понимается сложившаяся на Западе совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения с участием несовершеннолетних и направленных на обеспечение их прав и интересов. В широком смысле слова тема ювенальной юстиции затрагивает государственную молодежную и демографическую политику, политику в отношении семьи и т. д. В частности, в России противники внедрения ювенальной юстиции обеспокоены тем, что детей можно будет бесконтрольно изымать из семей, как это происходит на Западе, что чревато разрушением самого института семьи.


Это важно:

Национальная комиссия по детям в США пришла к выводу, что дети часто изымаются из семей «преждевременно или без необходимости», поскольку механизм федерального финансирования даёт штатам «серьезный финансовый мотив» именно отбирать детей, а не оказывать семьям помощь, позволяющую им продолжать жить вместе. Изучение ситуации с изъятиями детей привело ученых, правительственные комиссии и юристов к одному и тому же выводу – 30% детей, изъятых из семей, были отобраны без всяких реальных оснований и не должны были подвергаться изъятию. Общее заключение таково: «Эти дети были изъяты из семьи не ради их безопасности, а ради безопасности соцработников». В 85% случаев, объявленных «пренебрежением нуждами ребёнка», в действительности речь шла о бедности. Таково мнение Тревора Гранта, бывшего главы детского отдела социальных служб Нью-Йорка. Он поясняет: «Семьи разрушаются по совершенно ничтожным причинам. Если сломана мебель или в доме грязно, сотрудники социальных служб забирают ребёнка. Если есть хоть малейшее сомнение, для соцработника безопаснее всего забрать ребёнка, указав в качестве причины пренебрежение его нуждами, поскольку это никогда не приходится доказывать в суде».

Понимание ювенальной юстиции в узком смысле свойственно для профессиональных юристов. Но чаще её понимают в широком смысле. И именно здесь возникают основные тревоги. Здесь речь идёт не только о физическом здоровье, но и ментальном, не только о жизнях, но и о душах наших детей.



Так что же такое ювенальная юстиция в современной России? Жизненно необходимый элемент национальной правовой системы или навязанная извне лукавая разрушительная парадигма, внедрению которой в России следует всячески противиться?

Во-первых, речь о ювенальной юстиции зашла, поскольку существует некое проблемное поле – поле государственного управления и общественной активности, именуемое «национальной системой защиты прав и интересов несовершеннолетних». Правовые нормы – это своего рода «одеяло», которое накрывает проблемное поле, однако его явно не хватает на все проблемные зоны. Казалось бы, почему не расширить это «одеяло» на все имеющиеся спорные области?

Но не все так просто. Сегодня стало очевидным, что со страной ведется информационная война (и извне, и изнутри) с помощью несиловых средств и манипуляций. Она поражает гуманитарные институты: культуру, ценности, семью, детство. Именно это источник тех тревог, которые все чаще звучат, и звучат обосновано. Ювенальная юстиция в этом смысле особенно опасна.

Воспроизводство российских традиций, ценностей нашей цивилизации происходит, передаваясь от поколения к поколению, именно в семье. И это не ценности индивидуализма и потребительства, конкуренции и войны «всех против всех», когда «разрешено все, что не запрещено». Это ценности общинности и духовности, взаимопомощи и сострадания. Сейчас России навязана жизнь без государственной, общенациональной идеологии – жизнь без смыслов, без ценностей. Поэтому пустующее место занимают чужие ценности. Но чуждые ценности ещё не повсюду правят бал в России, хотя и господствуют во многих сферах. Семья пока ограждена от них, пока ещё большинству из нас чужды брачные контракты и судебные тяжбы между родителями и детьми. Надолго ли?

Это интересно:

В 2007 г. Конституционный суд г. Карлсруэ (Германия) утвердил решение суда низшей инстанции, согласно которому родители были лишены родительских прав за то, что отказывались пускать детей в школу, где им преподавали сексуальное воспитание. По мнению родителей, христиан-евангелистов Уве и Ханнелоры Ромайке, немецкие школы прививают детям ценности и представления, несовместимые с христианством, в частности о естественности гомосексуализма и добрачных сексуальных связей. Это побудило родителей перевести своих пятерых детей на домашнее обучение. Однако согласно немецким законам родители не могут самостоятельно определять, в соответствии с какими ценностями воспитывать своих детей, поэтому Ромайке были лишены родительских прав и вынуждены были бежать из Германии. В России «сексуальное просвещение» школьников является предметом ожесточенных дискуссий и мировоззренческого противостояния защитников традиционных нравственных ценностей и поборников развращения несовершеннолетних. Однако с 1996 г., когда Россия получила от Фонда народонаселения ООН деньги на внедрение этого курса, в российских школах вместо нравственного воспитания преподают половое.

Бесспорно, нужно совершенствовать наши институты, анализировать положительный мировой опыт, адаптировать его под нашу почву. Но очевидно, что если это делать непродуманно, грантами заглушая свою совесть, то возникают своего рода «ядовитые стрелы», которые на самом деле поражают российскую действительность (например, однополое сожительство).

Это интересно:

В западных странах одним из самых дискутируемых вопросов последнего времени был вопрос о возможности усыновления изъятых из родных семей детей парами гомосексуалистов и лесбиянок, и во многих странах это стало реальностью, несмотря на сопротивление большей части общества. Поместить отобранного у родителей ребёнка в семью гомосексуалистов могут в Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Исландии, Голландии, Норвегии, Швеции, в некоторых штатах США. В России этот вопрос, к счастью, пока не стоит на повестке дня. В 2010 г. в США была предпринята попытка убрать из анкеты на получение американского паспорта слова «мать» и «отец», заменив их на «родитель № 1» и «родитель № 2», чтобы не «травмировать» чувства однополых «брачных» союзов. Только мощный социальный протест не допустил признания неполиткорректными священных для любого ребёнка слов. В качестве компромисса остановились на формулировке «мать/отец/родитель».

По благой сути ювенальная юстиция – это ответ, вырабатываемый на Западе на вызов о защите прав ребёнка. Россия исторически давала собственный ответ на все ключевые проблемы жизнеустройства в этой сфере. Российский тип внутрисемейных отношений уникален. Практика же показывает, что переносить западный опыт на российскую почву, замещая собственный, разрушительно и опасно. Поэтому внедрение ювенальной юстиции западного образца само по себе может вызвать негативные последствия в России, даже если бы она была идеальной системой. Очевидно, что в сфере правосудия в отношении несовершеннолетних и защиты их прав нет никакого смысла ломать свою систему и заимствовать чужую. Если уж и заимствовать что-то, то лишь для того, чтобы усовершенствовать собственную социальную систему.

Это интересно:

На Западе проблему ответственности несовершеннолетних исследовали ещё во времена Римской империи. В Законе XII таблиц был впервые сформулирован принцип прощения наказания. Он относился главным образом к несовершеннолетним. В Дигестах императора Юстиниана (VI в. н. э.) в книге четвертой содержится титул IV «О лицах, не достигших 25 лет», где указывается на необходимость оказания помощи молодым людям и проявления особого отношения к ним. После распада Римской империи, в период средневековья в Европе отсутствовало какое-либо специальное отношение к детям: их судили и наказывали по общим правилам. Вплоть до начала XVIII в. ребёнок считался «взрослым человеком в миниатюре». А вот в России уже с середины ХVII в. появляются попытки формирования особого порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних. Впервые различие наказания для малолетних и взрослых преступников было зафиксировано в 1669 г. в качестве дополнения к Соборному уложению 1649 г. Норма гласила: «…аще отрок седьми лет убиет, то неповинен есть смерти».

error: