Кутузов писал русские не отступили ни. Медведев прочел в прямом эфире отрывок о победе над наполеоном и радости придворных из романа "война и мир"

СПП могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений. На основании того, к чему относятся придаточные части и как они соотносятся друг с другом, выделяется три типа СПП с несколькими придаточными.

1. СПП с последовательным подчинением придаточных. При таком подчинении первое придаточное относится к главному предложению, второе - к первому придаточному, третье - ко второму придаточному и т. д. Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей. Например: Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Паустовский).

2. СПП с однородным соподчинением придаточных. При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главном предложении или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений. Например: В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места, где она родилась и где так памятны были месяцы детства (Чернов).

3. СПП с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся: а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая - к одному из его слов; б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений. Например: Из мира, который называется детской, дверь ведет в пространство, где обедают и пьют чай (Чехов).

Существуют также СПП с комбинированным типом подчинения придаточных предложений.

Например: Когда бричка выехала со двора, он (Чичиков) оглянулся назад и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать, куда гость поедет (Гоголь). Это сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений.

Упр. 59. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу каждого предложения. Составьте схемы.

1. Кутузов писал что русские не отступили ни на шаг что французы потеряли гораздо более нашего что он доносит второпях с поля сражения не успев еще собрать последних сведений. 2. В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы как подмазка необходима для колес чтобы они ехали. 3. Они (Синцов и Маша) приехали в квартиру Машиной матери на Усачевке где так недавно прожили двое суток по дороге в Симферополь и куда вернулись теперь с таким чувством словно прожили не пять дней а пять лет. 4. Серпилин смотрел на артиллеристов соображая может ли быть правдой то что он только что слышал. 5. Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не притерпелись после света к темноте приходилось ощупью отыскивать дорогу. 6. Когда их работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что все дно застлано живой еще шевелящейся рыбой. 7. Мне кажется что если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет он также был бы неуловим. 8. Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему головы а минуточку медлила. 9. Хорошо известно что если спортсмен регулярно не тренируется то хороших результатов он не достигнет.

Еще по теме § 54. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными:

  1. 331. Краткая история вопроса о сложноподчиненном предложении
  2. 349. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными частями

Задания для диагностики

7. Укажите предложение, не являющееся сложноподчинённым, в состав которого входят однородные придаточные.

    Но грустно думать, что напрасно
    Была нам молодость дана,
    Что изменяли ей всечасно,
    Что обманула нас она;
    Что наши лучшие желанья,
    Что наши свежие мечтанья
    Истлели быстрой чередой,
    Как листья осенью гнилой. (А.С. Пушкин)

    Она нашёптывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где всё совершаются чудеса, где текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют всё добрые молодцы, такие как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать. (И.А. Гончаров)

    Она появляется то поэтически разнообразно, глубоко, то правильно, ясно, постепенно и естественно. (И.А. Гончаров)

    Он отвечал, что земля теперь его и что прежде принадлежала она Дубровскому. (А.С. Пушкин)

8. Укажите предложение с ошибкой в расстановке знаков препинания.

    Кутузов писал, что русские не отступили ни на шаг, что французы потеряли гораздо более нашего, что он доносит второпях с поля сражения не успев ещё собрать последних сведений. (Л.Н. Толстой)

    Но когда событие принимало свои настоящие, исторические размеры, когда оказалось недостаточным только словами выражать свою ненависть к французам, когда нельзя было даже сражением выразить эту ненависть, когда уверенность в себе оказалась бесполезною по отношению к одному вопросу Москвы, когда все население, как один человек, бросая свои имущества, потелко вон из Москвы, показывая этим отрицательный действием всю силу своего народного чувства, – тогда роль, выбранная Растопчиным, оказалась вдруг бессмысленной. (Л.Н. Толстой)

    Самый сильный беспорядок и уныние были в том обозе перед Цнаймом, который объезжал утром князь Андрей и который был в десяти верстах от французов. (Л.Н. Толстой)

    Денщик объявил Ростову, что государя с час тому назад провезли во весь дух в карете по этой самой дороге, и что государь опасно ранен. (Л.Н. Толстой)

9. Определите вид подчинения придаточных в составе следующего сложноподчинённого предложения:

Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю, что большое черное пятно направо – караулка, и красное яркое пятно внизу налево – догоравший костер, что человек, приходивший за чашкой, – гусар, который хотел пить; но он ничего не знал и не хотел знать этого. (Л.Н. Толстой)

В рамках которого волонтеры и знаменитости в прямом эфире читают роман Льва Толстого "Война и мир".

Глава российского правительства выбрал для чтения отрывок из четвертого тома эпопеи, в котором описано, как петербургское общество ожидало новостей от полководца Михаила Кутузова о решающем сражении с Наполеоном. Трансляция велась из загородной резиденции Медведева в Горках. Он предпочел держать в руках бумажную книгу, а не электронную версию романа.

"Кутузов писал, что русские не отступили ни на шаг, что французы потеряли гораздо более нашего, что он доносит второпях с поля сражения, не успев еще собрать последних сведений. Стало быть, это была победа. И тотчас же, не выходя из храма, была воздана Творцу благодарность за его помощь и за победу", - прочел Медведев. Далее в романе говорится о том, что главную радость придворных составил не сам факт победы, а то, что известие об этой победе пришлось на день рождения государя.

Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова, комментируя решение Медведева об участии в литературном марафоне, пояснила, что он счел важным участвовать в проекте, который завершает Год литературы в России и объединяет самых разных людей по всей стране.

Литературную эстафету Дмитрий Медведев принял из Санкт-Петербурга от директора Пушкинского дома Всеволода Багно. После него чтение романа продолжила искусствовед Наталия Толстая из московского музея Отечественной войны.

В проекте, который реализован при участии музея-усадьбы "Ясная Поляна" , должны принять участие многие города России и мира, расположенные в разных часовых поясах: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Ростов-на-Дону, Смоленск, Казань, Уфа, Сочи, Грозный, Владивосток, Хабаровск, Омск, Новосибирск, Екатеринбург, Берлин, Париж, Пекин, Вашингтон и многие другие. Места для проведения чтения будут оборудованы в театрах, музеях, исторических зданиях, часть из которых связана с текстом романа. Онлайн-трансляция ведется несколькими российскими СМИ, а также организована на сайте "Война и мир" .

Лев Толстой задумал эпопею о русском обществе в эпоху Наполеона задолго до того, как приступил к работе над текстом. Первые наброски он сделал в 1856 году. Спустя пять лет он представил первые главы Тургеневу и Герцену. Работа над романом продолжалась до 1868 года.

Существовало три варианта названия романа, оно менялось, по разным источникам, от шести до 20 раз. В первой редакции "Войну и мир" разделили на шесть томов. Впоследствии Толстой существенно сократил произведение и ужал до четырех томов, однако позднее посчитал редакцию неудачной и вернул исключенные куски. Стоит отметить, что в переписке с Фетом писатель называл роман "многословной дребеденью".

Современные критики относятся к "Войне и миру" значительно более серьезно, нежели автор. Так, например, автор проекта, телеведущая Фекла Толстая, указывает, что "Толстой соединяет всю нашу страну не меньше, чем государственная граница и единая валюта", и говорит о произведении как о "масштабном романе с мощным патриотическим зарядом".

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Речь пойдет о сложноподчиненном предложении.

Урок 33. Сложноподчиненное предложение. Сопоставление придаточных предложений и второстепенных членов предложения. Место придаточной части по отношению к главной. Предложение с несколькими придаточными частями. Параллельные (неоднородные) и однородные (соподчиненные) придаточные при одной главной части

I. Сложноподчиненным называется предложение, части которого грамматически неравноправны и соединены при помощи подчинительных союзов что, чтобы, как, так как, будто, если… то и др. или союзных слов который, когда, куда, почему, сколько и др. (посмотрите урок о подчинительной связи, союзах и союзных словах). По подчинительным союзам и союзным словам сразу можно увидеть сложноподчиненное предложение.

Задание. Посмотрите материал о подчинительных союзах и союзных словах и о том, как их отличить в предложении. Прочитайте предложения с соответствующей интонацией и определите, союзом или союзным словом присоединяется придаточная часть к главной.

1. Я знал, сколько мужества проявила эта женщина в минуту опасности. 2. Никто не догадался, куда ушли ребята. 3. В небольшой комнате, куда я вошел, было темно. 4. Мне казалось, что небо стало темнеть. 5. Я знаю, что сказать. 6. Витя - человек, который не подведет. 7. Чем лгать, лучше скажи правду. 8. Ты знаешь, чем заплатить долг.

Часть предложения, грамматически подчиняющая другую, называется главной (главным предложением), подчиненная часть предложения называется придаточной (придаточным предложением). Найдите ту и другую в примерах задания.

Поскольку части сложноподчиненного предложения связаны подчинительной связью, то логические и грамматические отношения между ними строятся как отношения главных и второстепенных членов простого предложения. Соответственно, все придаточные предложения можно выделить в три большие группы по типу трех второстепенных членов - определения, дополнения и обстоятельства.

1. Придаточные определительные, к которым от главной части, а именно от слова-предмета, можно поставить вопрос какой? в соответствующей грамматической форме, как к определениям. Например:

Большими шагами направился я к дому, где жила Ася. (И. Тургенев) - К дому какому? где жила Ася

Задание. Обратите внимание, что в данном примере вопрос от главного предложения не совпадает с союзом, которым присоединяется придаточное. Каким союзом можно заменить союз где, чтобы безошибочно узнать придаточное определительное?

2. Придаточные изъяснительные, к которым от главной части, а именно от сказуемого или члена предложения, выраженного частью речи, способной к управлению, можно поставить вопросы косвенных падежей, как к дополнениям. Например:

Что ты такое говоришь, я никак не пойму. - Не пойму что? что ты говоришь

Задание. С помощью союза или союзного слова присоединяется придаточное?

3. Придаточные обстоятельственные, к которым от главной части, а именно от сказуемого, указательных слов, дополнения или обстоятельства, можно поставить вопрос как к одному из видов обстоятельств. Например:

Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается на гору. (В. Арсеньев)

Задание. Прочитайте предложения (союзы и союзные слова выделены). Поставьте от главной части вопросы к придаточной и сопоставьте тип придаточного предложения и обстоятельство, с которым оно соотносится (посмотрите значения обстоятельств в соответствующем уроке). Все ли придаточные соответствуют обстоятельствам? Обратите внимание, что союз или союзное слово могут не совпадать с вопросом; главное в определении вида придаточного - вопрос, на который оно отвечает.

1) (времени) Нам не придет на память гневное, острое, меткое словцо, пока мы по-настоящему не разгневаемся. (С. Маршак)

2) (места) Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орел. (М. Пришвин)

3) (образа действия) Обо всем он говорил по-своему и так, что это запоминалось на всю жизнь. (К. Паустовский)

4) (меры или степени) Иногда я чувствую в душе такое мстительное чувство, что даже боюсь за себя. (А. Фадеев)

5) (сравнительное) На дворе гнулась и трепалась акация, как будто сердитый ветер трепал ее за волосы. (А. К. Толстой)

6) (цели) Я старался казаться веселым и равнодушным, дабы не подать никакого подозрения и избегнуть докучливых вопросов. (А. Пушкин)

7) (причины) Оттого что гроза прошла стороной, Саше не было страшно.

8) (уступительное) Хотя гроза прошла стороной, Саше было страшно.

9) (условное) Саше не будет страшно, если гроза пройдет стороной.

10) (следствия) Саша оделся тепло, так что мороз ему нипочем.

4. Придаточные присоединительные, когда придаточная часть содержит дополнительные добавочные замечания, относящиеся к содержанию главной части. В этом случае к придаточному предложению нельзя поставить вопрос, например:

Алексей почувствовал во всем своем слабом теле возбуждающий холодок, что всегда бывало с ним в минуту опасности. (Б. Полевой) - Здесь связь между главной и придаточной частями ослаблена, поскольку главное предложение лексически и грамматически завершено. (Ср. Алексей почувствовал во всем своем слабом теле возбуждающий холодок. Это всегда бывало с ним в минуту опасности. )

Как видно из всех приведенных примеров, придаточное предложение может занимать место перед главным, после главного и внутри него. В соответствии с основным пунктуационным правилом главная и придаточная части отделены запятыми .

В предлагаемом пособии подробно разобраны все виды придаточных частей.

II. В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных частей. В сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными частями - двумя и более - придаточные присоединяются двумя способами:

1) все придаточные предложения присоединяются непосредственно к главному предложению;

2) первое придаточное присоединяется к главному, второе - к первому придаточному, третье - ко второму придаточному и т. д.

Сегодня речь пойдет о придаточных, которые присоединяются непосредственно к главному предложению. Они подразделяются на а) неоднородные (параллельные) и б) однородные (соподчиненные) придаточные.

1. При параллельном (неоднородном) подчинении разные члены предложения в главной части сложноподчиненного предложения распространяются своими придаточными частями, например:

У него была мать, которую он страстно любил , и сестра, которую надо было вывести в люди . (В. Короленко) - В главной части этого сложноподчиненного предложения от однородных подлежащих мать и сестра в свою очередь зависят придаточные определительные.

2. Однородные (соподчиненные) придаточные предложения сопоставимы с однородными членами предложения. Они имеют одинаковое лексико-грамматическое значение (характер грамматических основ может быть разный), отвечают на один вопрос от слова в главной части и произносятся с перечислительной интонацией. И знаки препинания при таких однородных придаточных ставятся так же, как в предложениях с однородными членами : учитывается, соединяются придаточные части сочинительными союзами или не соединяются, повторяется сочинительный союз или не повторяется.

Рассмотрим примеры (следите за интонацией; союзы выделены).

1) Кутузов писал, что русские не отступили ни на шаг, что французы потеряли гораздо больше нашего, что он доносит с поля сражения, не успев еще собрать последних сведений. (Л. Толстой) - При главном предложении три однородных придаточных изъяснительных. Каждое из них отвечает на один вопрос от сказуемого в главной части писал (о чем?), присоединяется с помощью союза что , все они связаны интонацией перечисления. Между придаточными предложениями ставится запятая. Обратите также внимание, что следование однородных придаточных с повторяющимся союзом, делает фразу ритмичной.

2) Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением. (А. Пушкин) - При главном односоставном безличном предложении два однородных придаточных изъяснительных. Каждое из них отвечает на один вопрос от главной части: очевидно было (что?), что Савельич был прав и что я напрасно оскорбил его. Оба однородных придаточных присоединяются к главному при помощи союза что , а между собой связаны одиночным союзом и , перед которым запятая не ставится.

3) Яков встал рано утром, когда солнце еще не палило так жарко и с моря веяло бодрой свежестью. (М. Горький) - При главном предложении два однородных придаточных времени. Каждое из них отвечает на один вопрос от сказуемого в главной части встал (когда?) когда солнце не палило и (когда?) с моря веяло свежестью . Во втором придаточном перед союзом и опущен союз когда , который восстанавливается из контекста. Придаточные связаны одиночным союзом и , перед которым не ставится запятая.

4) Я люблю море и когда оно ласково плещется у ног, и когда на нем грозно вздымаются волны. - При главном предложении два однородных придаточных времени. Каждое из них отвечает на один вопрос от сказуемого в главной части люблю (когда?) и присоединяется к главному при помощи двух союзов и когда . При этом союз и повторяющийся, поэтому перед вторым союзом стоит запятая.

Примечание. Если однородные придаточные распространены и внутри этих предложений уже есть запятые, то в качестве факультативного знака препинания они могут отделяться друг от друга точкой с запятой, например:

Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным. (М. Шолохов)

При решении пунктуационной задачи в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными необходимо пользоваться уже известным вам алгоритмом, представленном в пособии.

Возьмем предложение без знаков препинания, но с интонационными паузами и выделенными союзами:

Но надо было видеть Чехова в иные минуты/ увы/ столь редкие в последние годы/ когда им овладевало веселье/ и когда он быстрым движением руки сбрасывал пенсне/ и покачиваясь взад и вперёд на кресле/ разражался милым/ искренним/ глубоким смехом. (А. Куприн)

Сразу обращаем внимание на подчинительные союзы (в данном случае союзные слова), указывающие на придаточные части. Перед первым когда на месте интонационной паузы смело ставим запятую.

Находим грамматические основы (в данном случае дело осложняется безличным главным предложением и инверсией в первом придаточном).

Разбираем, что соединяют три союза и . Первый стоит перед союзным словом когда , что указывает на однородные придаточные, значит, запятая не нужна, хотя интонационная пауза есть. Второй союз и соединяет однородные сказуемые во втором придаточном (узнаем их по одинаковой грамматической форме), он одиночный, значит, перед ним тоже запятая не нужна, хоть интонационная пауза присутствует. Третий союз входит в состав неделимого выражения взад и вперед .

Видим интонируемое в речи слово увы - это междометие, оно выделяется запятыми.

Переходим ко второму придаточному, где много интонационных пауз. Всегда помним о суффиксах причастий и деепричастий. Разбирая предложение по членам, видим, что деепричастный оборот открывается после союза и , а закрывается перед вторым сказуемым, - ставим запятые на месте обособления деепричастного оборота.

В этом же предложении интонационные паузы при перечислении определений. Это градация, значит, определения однородны и отделяются запятыми.

В результате получаем:

Но надо было видеть Чехова в иные минуты, увы, столь редкие в последние годы, когда им овладевало веселье и когда он быстрым движением руки сбрасывал пенсне и, покачиваясь взад и вперед на кресле, разражался милым, искренним, глубоким смехом.

Безусловно, бывают предложения с комбинацией однородных и неоднородных придаточных частей.

Задание. Прочитайте предложение (главная часть выделена). Определите виды придаточных. Сопоставьте знаки препинания, интонацию фразы и причинно-следственные связи, которые она отражает.

Теперь , когда вблизи говорили люди и светились окна, ему уже не было страшно , хотя гром трещал по-прежнему и молния полосовала все небо. (А. Чехов)

error: