Ксенофонт монастырь афон. Монастырь ксенофонт

Монастырь расположен на самом берегу моря, к северу от Свято-Пантелеимонова монастыря, до которого час ходу, до Карей – четыре. Согласно преданию, обитель основана в X веке византийским вельможей Ксенофонтом, традиционно получив название от его имени. С 1083 года ее отстраивает другой греческий вельможа Стефан Друнгарий. Монастырские акты сообщают, что в XI веке, во время правления императора Никифора Ботаниана (1078–1081), иноком Ксенофонта стал бывший наварх (командующий византийским флотом) Симеон. Энергичный монах, много сделавший для благополучия родной обители, был изгнан из нее братией...

В третьем Уставе Святой Горы (1394) Ксенофонт занимал почетное 8-е место, что свидетельствовало о его большом авторитете и благосостоянии. Действительно, этот монастырь – из первых богатых афонских монастырей. Владения его на Афоне простираются на два часа ходу вдоль морского берега и на полтора часа в ширину – от моря к горным высотам. Ему принадлежали богатые дачи вне Афонской Горы, в Македонии и в валахских княжествах.

Кроме того, немалым источником доходов была мельница, находящаяся внутри монастыря при быстром горном ключе. Поборы турок значительно ослабили обитель в XV–XVI веках, ее сохранению способствовали правители православных придунайских государств. Монастырь не раз перестраивался. Так, в 1545 году его возобновил валахский господарь Матфий Бассараб и его бояре Дука и Радул. Ныне ж е Ксенофонт занимает 16-е место в иерархии афонских монастырей.

Монастырь традиционно имеет вид крепости, обнесенной высокими зубчатыми стенами двойной кладки. Главные врата обители подступают почти к самой кромке берега. Внутренность ее обширна и состоит как бы из двух дворов. В большом дворе в начале XIX века был выстроен новый собор во имя великомученика Георгия Победоносца. Собор выполнен в восточном стиле и считается одним из самых величественных на Святой Горе. Его колонны и роскошный, разноцветный иконостас выполнены из афонского мрамора. Иконы написаны местными мастерами XIX века.

В новом соборе находятся две драгоценные мозаичные иконы XIV века, святых великомучеников Георгия и Димитрия. Святые изображены в полный рост, обращенными к Спасителю, Который сходит с небес и благословляет их. Особенно ж е почитают в Ксенофонте чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница»).

На земле, принадлежащей Ксенофскому монастырю, находится Ксенофский скит. Он расположен в уединенном месте вблизи глубокого потока, служащего границей Русского и Ксенофского монастырей. Скит некогда принадлежал монастырьку Кацари, развалины которого видны до сих пор. В 1363 году по причине запустения Кацари решением Прота и игуменов Святой Горы скит был передан русскому Свято-Пантелеймонову монастырю. В бедственное для нашего монастыря время (с половины XVIII века), когда в нем царило почти полное запустение, а Ксенофонт усилился, по воле турецкого правительства местность эта была отобрана у Русика под ведение Ксенофа.

Около 1760 года старец-духовник иеромонах Сильвестр, поселившись здесь с другими старцами, любителями безмолвия, положил начало основанию Ксенофского скита, в котором был построен в 1766 году главный скитский храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Среди монастырских святынь – глава мч. Трифона, кровь вмч. Димитрия Солунского в частице от одежд его. В Ксенофонте 8 параклисов, а вне монастыря – в скиту и при келлиях 25 малых церквей. Библиотека располагает многими древними рукописями и книгами. В братстве монастыря 40 иноков.

email: [email protected]

Монастырь Ксенофонт основан преподобным Ксенофонтом и расположен в восточной стороне Святой Горы, высоко над морем между монастырём Дохиар и монастырём св.Пантелеймона. Назван в честь святого Георгия Победоносца.

Первое упоминание о монастыре относится к 10-му веку, в последней четверти 11 –го века монастырь был достроен и расширен византийским адмиралом Стефаном Друнгарием. Период его процветания прерван падением Константинополя (1453 г.), а затем многократные катастрофы сменяются восстановлением монастыря на пожертвования правителей придунайских стран.

Монастырь имеет два храма, посвященные двум великомученикам: св. Георгию и св. Димитрию. Первый монастырский храм построен и расписан в 1544 году художником критской школы. Новый Главный храм, построенный в 1837 году в северной стороне монастырского двора, доминирует как крупнейший из двадцати монастырей Афона. Монастырь имеет 14 часовен, восемь из которых находятся на территории монастыря. Монастырю принадлежит Благовещенский скит (1766 г.), в библиотеке скита хранится 500 книг и 360 рукописных кодексов.


К числу особо почитаемых реликвий монастыря Ксенофонт относятся две мозаичные иконы – святого великомученика Георгия Победоносца и святого великомученика Димитрия Солунского (11 в.), икона Преображения, чудотворная икона Божьей Матери «Путеводительницы», церковная утварь и т.д. В библиотеке монастыря хранятся примерно 300 рукописей, различные ценные документы и более 4000 книг. Большой интерес представляет также музей монастыря.

СВЯТАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ ОДИГИТРИИ (ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦЫ)

Эта икона издавна находилась в главном храме монастыря Ватопед. Однако в 1730 году она внезапно исчезла, несмотря на то, что ворота храма были заперты, и обнаружилась в монастыре святого Ксенофонта. Все думали, что кто-то её тайно украл и поэтому икону вернули на место. Монахи монастыря Ватопед приняли строгие меры безопасности и опечатали храм. Но когда спустя некоторое время открыли храм для служебного молебна, икону не обнаружили, а вскоре до монастыря дошла весть о том, что она вновь находится в монастыре святого Ксенофонта.

Тогда все уверовали в чудо и решили не сопротивляться воле Пресвятой Богородицы. Монахи отправились в монастырь св. Ксенофонта для поклонения Богородице Одигитрии и ещё долгое время посылали туда свечи и лампадное масло. С тех пор оба монастыря отмечают это знаменательное событие.

телефон: +302377023249

foto: athosmemory.com

Монастырь Ксенофонт

Монастырь Ксенофонт занимает шестнадцатое место в иерархии афонских обителей. Обитель стоит у подножия отлогого холма, спускающегося к морю, в южной части полуострова – между Дохиаром и монастырем святого Пантелеймона.

Относительно времени основания Ксенофонта существует несколько версий. Согласно одной из них, первый храм был возведен на этом месте в 520 году святым Ксенофонтом, богатым и благородным сенатором. Он посвятил его святому мученику Димитрию.

Согласно другой версии, монастырь был основан в X веке греческим вельможей Ксенофонтом, от имени которого и получил свое название. Впоследствии он принял постриг в созданной им обители. Он упоминается в житии основателя Великой Лавры Афанасия Афонского: он исцелил в Милопотаме брата преподобного Афанасия, Феодора, от рака.

В исторических текстах монастырь упомянут впервые в годы императора Никифора III Вотаниата. В одном из актов прота (1083 год) сообщается, что в монастырь прибыл великий друнгарий (флотоводец) Никифора – Стефан, который стал здесь монахом и настоятелем, приняв имя Симеон. Он позаботился о реконструкции и расширении монастыря, опираясь на собственные средства и помощь императора. Известно также, что в это время и позднее Ксенофонтову монастырю был передан ряд подворий на территории Афона и за ее пределами.

В 1285 году обитель была разорена пиратами и возобновлена в 1545 году влахийскими боярами Дукой и Радулом. В Третьем уставе Святой Горы он занимает восьмое место в иерархии монастырей.

Ксенофонтов монастырь – первый из монастырей, который после установления идиоритмического образа жизни на всем Афоне возвратился к общежительному образу в соответствии с грамотой Патриарха Гавриила IV. Это произошло в 1784 году.

Важную роль в этой перемене сыграл кавсокаливский иеромонах и первый настоятель монастыря – Паисий из Митилены, который реконструировал и расширил монастырь. В этих действиях значительную помощь оказали ему деятельный ризничий Константин и архимандрит Захарий, совершивший ради этого поездку по разным странам и собравший значительную денежную сумму.

В начале XIX века в результате пожара сгорела значительная часть монастыря, а также многие старинные документы. Однако вскоре монастырь был восстановлен и расширен, на сей раз за счет бывшего митрополита Самаковского Филофея, который покинул свою епископию и остаток жизни провел монахом Ксенофонтова монастыря. Его дело продолжил настоятель монастыря Никифор из Кимы на Эвбее.

Монастырь Ксенофонт уникален тем, что в нем два соборных храма: такого нет ни в какой другой обители Святой Горы. Первый соборный храм возвел еще преподобный Ксенофонт. Нартекс этого собора соединен с западной стороной келий и трапезной.

В правой части алтаря более раннего соборного храма есть небольшой придел Димитрия Солунского, считающийся старейшей постройкой монастыря. Сохранилась и часть древнего деревянного иконостаса. О раннем времени создания этого иконостаса свидетельствуют, кроме прочих элементов, также схематичность изображений и почти рельефно-плоскостная техника его исполнения.

Фрески XIV века созданы критским живописцем Антонием (1544). После них были созданы фрески литийного притвора (1564), а под конец, и наружного нартекса (1637).

Новый собор, посвященный святому великомученику Георгию, построен в 1819 году на пожертвования братии монастыря Филофей. Это самый большой на Афоне храм, с прекрасно спроектированным иконостасом из цветного мрамора.

Фресок в соборе нет, если не считать нескольких более поздних в професисе (жертвеннике) и в литийном притворе, однако здесь находятся две большие и очень ценные мозаичные иконы святых Георгия и Димитрия. Кроме того, в правом клиросе находится ряд икон Моления и двенадцати апостолов, которые, по всей вероятности, находились ранее в иконостасе какой-то часовни и датируются концом XVI века.

Кроме двух соборов монастырь располагает также 19 часовнями, как на своей территории, так и за ее пределами. На территории монастыря находятся следующие 11 часовен, четыре из которых расписаны фресками, а прочие нет: святой Евфимии, святых бессребреников, Успения Богородицы и святого Иоанна Богослова, святого Лазаря и святого Димитрия в старом соборе, а также святого Стефана, Введения во храм Пресвятой Богородицы, святых апостолов, святого Нектария и Святой Троицы в разных частях монастыря. Кроме того, монастырю принадлежит келья святого Андрея в Карее, являющаяся его представительством.

Ксенофонтову монастырю принадлежит Благовещенский скит, который находится восточнее, на зеленом склоне горы с великолепным видом на Сингитский залив. Это идиоритмический скит, основанный в 1760 году иеромонахом Сильвестром и монахами Евфраимом и Агапием. Скит состоит из основанной в то же время церкви и двадцати двух калив, большинство из которых в настоящее время пусты.

Также заслуживают упоминания фиал водосвятия рядом с новым собором (1908), звонница (1814) и две башни – святых апостолов и святого Стефана.

Среди святынь, пребывающих в Ксенофонте, несколько чудотворных икон. Наиболее почитаема икона Богородицы Одигитрия Ксенофская. Изначально эта икона пребывала в соборном храме другого святогорского монастыря – в Ватопеде и стояла там при колонне левого клироса. В 1730 году при запертых дверях святой образ внезапно пропал не только из храма, но и из самой обители. Вскоре ватопедская братия проведала, что икона находится в Ксенофонте. Немедля были посланы туда нескольких отцов для перенесения святого образа в Ватопед. Несмотря на строгие меры предосторожности, предпринятые монахами, Божией Матери угодно было снова чудесным образом перенести Свою икону в Ксенофонт. После этого ватопедцы уже не решались противиться явной воле Царицы Небесной.

Еще один чудотворный образ – святого великомученика Георгия Победоносца. Это икона XI века находится в соборном храме, с левой стороны от иконостаса. Задняя часть иконы обгорела. Согласно преданию, иконоборцы бросили эту икону в костер, но один православный спас ее и бросил в море, для того чтобы потушить пламя. По промыслу Божьему, икона приплыла в монастырь Ксенофонт. На подбородке святого видна рана, нанесенная ножом, из которой, согласно преданию, «потекла чистая кровь, как будто из живого тела».

Икона святого великомученика Димитрия Солунского – это мозаичный образ X века, находится в соборном храме, справа от иконостаса.

Также в Ксенофонте хранится икона Преображения Господня, XIII века, написана восковыми красками на стеарине.

В Ксенофонте хранятся частицы мощей: Пророка и Крестителя Господня Иоанна, святых апостолов Андрея, Варнавы и Филиппа, первомученика архидиакона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, великомученика Пантелеймона, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, святителей Григория Паламы, Иоанна Милостивого, Фотия, Патриарха Константинопольского; священномучеников Харалампия, Евфимия, Акакия и Игнатия Богоносца, мучеников Феодора Тирона и Трифона, великомученицы Марины, мучениц Агафий и Параскевы, святых Модеста и Иакова Персиянина. Также в Ксенофонте хранится часть Животворящего Древа.

В наши дни в самом монастыре и на принадлежащих ему территориях подвизаются около шестидесяти человек.

Из книги Святая Анна автора Филимонова Л. В.

Из книги Грейс Келли. Принцесса Монако автора Мишаненкова Екатерина Александровна

5. Монастырь Я - не экстраверт, но и не отношусь к людям недоброжелательным. Мне не свойственны повышенная эмоциональность и чрезмерная общительность, но не люблю читать о себе, что я - бесчувственная и необщительная. Я не считаю себя такой. Осенью 1934 года родители

Из книги «Волшебные места, где я живу душой…» [Пушкинские сады и парки] автора Егорова Елена Николаевна

Святогорский монастырь Ветер дышит всё спокойней. Ночка майская светла. Месяц встал над колокольней И глядится в купола. Утопает в цвете вишен Монастырь в Святых Горах. Звук молитв полночных слышен. Эхо их - в иных мирах. Над могилою поэта Пролегает Млечный путь. В волнах

Из книги Афон и его святыни автора Маркова Анна А.

Монастырь Ватопед Монастырь Ватопед второй по почитанию после Лавры преподобного Афанасия в иерархии святогорских монастырей. Этот монастырь – один из самых древних, богатых и обширных на Святой Горе. Он расположен на восточном побережье полуострова между

Из книги Пушкинский некрополь автора Гейченко Семен Степанович

Монастырь Дохиар Дохиар занимает десятое место в иерархии афонских обителей. Монастырь расположен в юго-западной части полуострова, между монастырями Зограф и Костоманит, на крутом склоне холма, спускающегося к морю. Дохиар похож на старинный фрегат, рассекающий

Из книги автора

Монастырь Григориат Обитель Григориат занимает семнадцатое место в святогорской иерархии.Находится в юго-восточной части Афонского полуострова, между монастырями Симонопетр и Дионисиат, на выступающей в море скале.Обитель основана в XIV веке и связана с именами

Из книги автора

Монастырь Костамонит Обитель Костамонит занимает последнее, двадцатое, место в святогорской монастырской иерархии. Но это обстоятельство никак не умаляет достоинство, и в самом деле, небольшой обители. Монастырь Костамонит расположен в лесу на юго-западном склоне

Из книги автора

Данилов монастырь Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды - И чей-нибудь уж близок час. А. С. Пушкин Расположен Данилов монастырь на юге Москвы, в районе Даниловской площади (площади Серпуховской заставы). Основан он в 1282 году

Из книги автора

Новоспасский монастырь И мне печаль могил понятна и близка, И я родным преданьям внемлю. И. Бунин Монастырь этот существует с 1490–1491 годов на месте Васильцева стана на левом берегу Москвы-реки, у нынешнего Новоспасского моста. Пройти к монастырю ближе всего от станции

Из книги автора

Покровский монастырь Вес тихо: мертвый сон в обители глухой. Но здесь живет воспоминанье: И путник, опершись на камень гробовой, Вкушает сладкое мечтанье. К. Батюшков Покровский (Покрова Пресвятыя Богородицы) монастырь находился возле Абельмановской заставы (Таганская

Из книги автора

Симонов монастырь Мне так сочувственны могилы, В земле так много моего, Увядших благ, увядшей силы, Что мне кладбище – берег милый, Что мне приветлив вид его. П. А. Вяземский Симонов монастырь расположен в юго-восточной части Москвы, неподалеку от станции метро

Из книги автора

Донской монастырь Бантыш-Каменский Дмитрий Николаевич (1788–1850) – историкБулгакова Екатерина Александровна (р. 1811) – фрейлинаБулгакова Наталья Васильевна (1785–1841) – ее матьБюлер Федор Андреевич (1821–1896) – барон, действительный тайный советникВасильчикова Александра

Из книги автора

Данилов монастырь Арсеньев Дмитрий Николаевич (1779–1846) – полковник, камергерВенелин (Хуиа) Юрий Иванович (1802–1839) – филолог-славистДмитриев Михаил Александрович (1796–1861) – поэт, племянник поэта-баснописца И. И. ДмитриеваЗавалишин Дмитрий Иринархович (1804–1892) –

Из книги автора

Новоспасский монастырь Балк-Полев Петр Федорович (1777–1849) – русский посланник в Бразилии, действительный тайный советникБоборыкина Мария Дмитриевна (1782–1871) – знакомая КарамзиныхГагарин Иван Алексеевич (1771–1832) – князь, действительный тайный советник, сенатор, муж

Из книги автора

Покровский монастырь Батурин Сергей Герасимович (1789–1856) – генерал-майор, сенатор, родственник семьи ПушкиныхБатурина Анна Николаевна (1760–1839) – его матьЛевашева Екатерина Гавриловна (ск. 1839) – двоюродная сестра декабриста И. Д. ЯкушкинаЛевашев Николай Николаевич

Из книги автора

Симонов монастырь Аксаков Сергей Тимофеевич (1791–1856) – писатель (перезахоронен на Новодевичьем юг)Аксакова Ольга Семеновна (1793–1878) – его женаБологовский Дмитрий Николаевич (1775–1852) – генерал-лейтенантВеневитинов Алексей Владимирович (1806–1872) – четвероюродный брат А.

Ксенофонт основан в конце X века византийским вельможей Ксенофонтом. Житие Афанасия Афонского рассказывает об исцелении преподобным больного раком Феодора, брата «пресвитера Ксенофонта, игумена».

Ксенофонт основан в конце X века византийским вельможей Ксенофонтом. Житие Афанасия Афонского рассказывает об исцелении преподобным больного раком Феодора, брата «пресвитера Ксенофонта, игумена». В 998 году Ксенофонт впервые упоминается в официальных документах.

В 1285 году обитель была разорена пиратами и возобновлена в 1545 году влахийскими боярами Дукой и Радулом. В 1784 году монастырь (первым из ставших в период турецкого владычества особножительными) получил статус общежительного.

В старом соборном храме (XVI) хранятся две чтимые мозаичные иконы XI века: вмч. Георгия Победоносца и вмч. Димитрия Солунского и чудотворный образ Божией Матери «Одигитрия». Эта богородичная икона с незапамятных времён пребывала в соборном храме другого святогорского монастыря Ватопед и стояла там при колонне левого клироса. В 1730 году при запертых дверях святой образ внезапно пропал не только из храма, но и из самой обители. Вскоре, однако, ватопедская братия проведала, что икона находится в Ксенофонте, находящемся в трёх-четырёх часах ходьбы от Ватопеда. Конечно, немедля были посланы туда нескольких отцов для перенесения святого образа в Ватопед. Несмотря на строгие меры предосторожности, предпринятые монахами, Божией Матери угодно было снова чудесным образом перенести Свою икону в Ксенофонт. После этого ватопедцы уже не решались противиться явной воле Царицы Небесной.

Интересна и история чтимого образа Георгия Победоносца: икона чудесным образом прибыла в Ксенофонт из Константинополя. На ней виден рубец и кровь - следы удара одного фанатичного турка. Также в Ксенофонте хранится стеатитовая икона Преображения Господня. Престольный праздник обители - день памяти святого Георгия Победоносца.

Среди монастырских святынь назовём: честные мощи Пророка и Крестителя Господня Иоанна, свв. апп. Андрея, Варнавы и Филиппа, первомч. архидиак. Стефана, вмчч. Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, вмч. Пантелеимона, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, свтт. Григория Паламы, Иоанна Милостивого и Фотия, патр. Константинопольского, сщмч. Харалампия, сщмчч. Евфимия, Акакия и Игнатия Богоносцев, мчч. Феодора Тирона и Трифона, вмц. Марины, мцц. Агафии и Параскевы, свв. Модеста и Иакова Персиянина.

Между прочим, монастырь Ксенофонт уникален ещё и тем, что в нём два кафоликона; такого нет ни в какой другой обители Святой Горы. Первый соборный храм возвёл ещё преподобный Ксенофонт, строительство второго началось в 1817 году.

В правой части алтаря более раннего кафоликона есть небольшой придел Димитрия Солунского, считающийся старейшей постройкой монастыря. Сохранилась и часть древнего деревянного иконостаса и фрески XIV века.

Прекрасен мраморный иконостас главного собора, посвящённого св. великомученику Георгию. Иконостас Балаклийской церкви в Константинополе уступает здешнему в роскоши, красоте и особенно - в разнообразии цветов своих. Ксенофский иконостас - редкость своего рода на Афоне и ценится очень высоко…

Иеромонах Сергий (Веснин)

Афонская церковная архитектура имеет ряд особенностей.

Кафоликон - это соборный монастырский храм. Кроме кафоликона в каждом монастыре есть несколько малых храмов - параклисов ; например, во втором по величине Ватопеде их около двадцати. Слово «параклис» часто неправильно переводят как «часовня», на самом деле это полноценный храм с алтарём и престолом, только, как правило, очень небольшой, человек на 10-15. В основном параклисы стоят на некотором удалении от собора, но изредка их пристраивают к кафоликону, и тогда это напоминает привычную для нас архитектуру церкви с приделом. Отличие лишь в том, что такой параклис непосредственно не объединяется с кафоликоном, как придел с основным храмом в России, а сообщается с ним узким проходом или просто дверью.

Все афонские кафоликоны схожи по своему плану, в основании которого лежит крест. Входя в храм, вы оказываетесь в нартексе - крытом, расписанном фресками притворе в виде галереи, идущей направо и налево от основного входа. После этого вы попадаете в обширный литийный притвор , свод которого поддерживают две мощные колонны; при которых находятся стасидии игумена и седмичного иеромонаха. (Стасидии - особые сиденья, в которых можно стоять, полусидеть или сидеть - в зависимости от текущего момента богослужения. В России стасидии можно увидеть в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, на Валааме и в некоторых других монастырях).

По периметру притвора, равно как и самого храма, стоят стасидии остальной братии; места в них не возбраняется занимать и паломникам, только советуем вам пристроиться поближе ко входу, чтобы не потеснить монахов и не нарушить строго соблюдаемый на Святой Горе чин. Прямо напротив колонн и стасидий игумена и седмичного иеромонаха на стене помещаются большие иконы Спасителя и Божией Матери, а между ними - массивная дверь, соединяющая притвор с четвериком храма, в который проходят только в определённый момент богослужения и тоже в строгом порядке. При этом все прикладываются к этим иконам, точнее говоря, к небольшим их копиям, установленным у нижней кромки больших оригиналов.

Пройдя центральными дверями, вы окажетесь в основной части храма. Праздничная икона расположена справа от амвона, свечи перед ней и перед другими иконами обычно устанавливает экклесиарх (монах, который следит за церковным благолепием). Справа и слева расположены клиросы, в центре подвешены большое паникадило и хорос . Во время торжественных богослужений их раскручивают в разные стороны. Впечатление от этого неповторимого зрелища трудно передать словами; такого в России не испытаешь…

Напротив входа в кафоликон располагается трапезная. В непосредственной близости от соборного храма обычно находится фиал - мраморная беседка, а в ней - огромная мраморная чаша, в которой освящают воду.

Высокий резной иконостас в мерцании света и позолоты. Громадное паникадило над головой, тёмно-медового цвета. Тяжёлые эти паникадила с сотнями незажжённых свечей рядами теснятся в пространстве храма. Из серебряных и золотых риз выступают лики Христа, Богородицы и святых. Погруженные в полумрак, они придают глубину игре света, который падает на позолоту сквозь приоткрытые двери и далёкие окна в куполе церкви. Алтарь таинственно мерцает тёмно-пурпурными красками. Свет льётся одновременно отовсюду и ниоткуда. Тёплый вертеп, прибежище, предусмотренное где-то на небесах: укрытое так, чтобы слабые человеческие глаза защитить от невыносимого сияния Сущего Света, Отца и Создателя, - но и на достаточном расстоянии от пронзительного гама земной суеты. Пустого места почти нет, как будто нет вообще никакого «места», словно иконы, подсвечники и паникадила погружены не в пространство, а в тишину, заполнили собой тишину и сами заполнены ею.

Павле Рак

Конечно, нашему соотечественнику нелегко будет сразу разобраться в греческом святогорском богослужении: некоторые моменты сильно отличаются от современного русского. Так, например, Символ веры и молитва «Отче наш» на Литургии здесь не поются, а читаются кем-нибудь из монахов или наиболее почётных гостей.

Всех отличий, естественно, не перечислишь, но уже к концу вашего паломничества греческие распевы станут вам привычными и, надеемся, полюбятся. Участвуя в афонских службах, человек испытывает ни с чем несравнимые ощущения. Постепенно погружаясь в звуки византийской музыки и поэзии, паломник постепенно перестаёт ощущать течение времени и уже не понимает, где находится - на небе или на земле.

Этому способствует и окружающая обстановка - храмы освящаются только свечами и лампадами, а не электричеством. Афонские певчие известны во всём мире. Они сочетают певческое мастерство с опытом аскетического делания, поэтому их голоса звучат особенно искренне и естественно. Наиболее известны хоры монастырей Ватопед, Дохиар, Каракал и Симонопетра, а также монахов-келиотов Данилеев и Фомадов.

Если вы захотите сэкономить время и силы, то можете пять километров, которые отделяют Ксенофонт от , преодолеть не пешком, а на пароме (в том случае, если вы переночевали в Дохиаре или Ксенофонте). Точное время прихода парома на пристань (как говорят на Афоне: «На арсану́») нужно узнать в монастыре.

Песнопения Литургии
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 4:31 мин. Размер 5.5 Mb)

Пасхальные песнопения (запись 1978 года)
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 5:47 мин. Размер 5.6 Mb)

Расположен в 15 км от Кареи в западной части Святой Горы.
Основан в Х веке.
Престольный праздник - св. Георгия Победоносца.
Настоятель - архимандрит Алексий.
Занимает шестнадцатое место в святогорской иерархии.
Сегодня в монастыре подвизается около 50 монахов, проживающих на его территории и за ее пределами.

Монастырь Ксенофонт стоит на самом берегу моря. Ксенофонт с самого начала XVI века был населен сербами и болгарами, поэтому богослужение тогда велось на славянском языке. Впоследствии братство его наполнилось греками.

Основание монастыря

Его основание связывают с прп. Ксенофонтом. Этот святой упоминается в житии основателя Великой Лавры св. Афанасия Афонского как целитель Феодора, брата св. Афанасия. В исторических текстах монастырь упомянут впервые в годы правления византийского императора Никифора III Вотаниата (1078–1081 гг.). В акте Прота за 1083 год сообщается, что в монастырь прибыл великий византийский вельможа Стефан Друнгарий, который стал здесь монахом и настоятелем, приняв имя Симеон, и позаботился о реконструкции и расширении монастыря, опираясь на собственные средства и помощь императора. Поэтому монастырь в целом процветал вплоть до порабощения турками Византии. После тяжелого периода Крестовых походов, набегов сарацинов и падения Византии в 1453 году было начато восстановление монастыря. В этом приняли участие валахийские братья-бояре Дука и Радул и господарь Угровлахийский Матей I Бассараб (1632–1654 гг.).

Чудо иконы св. Георгия Победоносца

Посвящение монастыря св. вмч. Георгию Победоносцу связано с преданием о временах иконоборческих гонений. Одна из икон с образом св. вмч. Георгия была брошена в огонь. Краска на иконе закипела от жара, но остался невредимым светлый лик св. вмч. Георгия. Видя явленное чудо, иконоборцы ужаснулись, но не вразумились: один из них, обозленный, ударил святой образ кинжалом - и икона, как живая, закровоточила! Святотатцы в страхе бежали. С наступлением темноты, один благочестивый христианин отнес святой образ на берег моря и предал его волнам, положившись на волю Божию.

Святой Георгий направил свой образ на Афон. Волны бережно вынесли его на сушу близ нынешнего монастыря Ксенофонт, где тогда находилась маленькая обитель св. вмч. Димитрия Солунского. Монахи встретили икону с благоговением и радостью, поставили ее у себя в храме, а затем устроили и храм в честь св. вмч. Георгия. Так монастырь принял имя св. Георгия Победоносца.

История Ксенофонта

Ксенофонт - первый из монастырей, который в соответствии с грамотой патриарха Гавриила IV от 1784 года вновь возвратился к общежительному образу жизни. Важную роль в этой перемене сыграл кавсокаливский иеромонах и настоятель монастыря Паисий. Он успешно реконструировал и расширил монастырь.

В этих действиях значительную помощь ему оказали ризничий Константин и архимандрит Захарий, совершивший ради этого поездку по разным странам и собравший большую денежную сумму. В 1817 г. в результате пожара сгорела значительная часть монастыря, а также многие старинные документы. Однако вскоре монастырь был восстановлен и расширен, на сей раз за счет бывшего митрополита Самаковского Филофея, который остаток жизни провел монахом Ксенофонтова монастыря. Поэтому все поздние перестройки относятся к XIX веку.

Монастырские соборы

Монастырь окружен высокой каменной стеной, укреплен сторожевой башней, а главные ворота обращены к морю. Внутренний двор разделен на две неравные части.

В большей части двора находится мраморный Соборный храм, который был построен в 1809–1819 годах на средства митрополита Филофея и посвящен св. вмч. Георгию Победоносцу. Сегодня этот храм является самым крупным из греческих храмов на Святой Горе и уступает по размерам только храмам скита святого Андрея и скита пророка Ильи.

Иконостас в Соборном храме мраморный. Здесь же находятся чудотворные иконы св. вмч. Георгия и Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы). Предание гласит, что эта икона несколько раз сама приходила из монастыря Ватопед в порт монастыря Ксенофонт.

В нескольких метрах от входа в монастырь находится церковь ХVI века, в которой хранятся мозаичные иконы св. вмч. Георгия Победоносца и св. вмч. Димитрия Солунского и небольшая иконка с изображением Преображения из стеатита (необработанная тальковая руда). Фресковые росписи здесь выполнены в 1564 году критским живописцем Антонием. В правой части алтаря находится небольшая часовня св. Димитрия, которая считается самой ранней постройкой монастыря. Резной деревянный иконостас храма датируется XVII веком и отличается богатством и изяществом своего декора.

Святыни Ксенофонта

В монастыре Ксенофонт находятся части мощей св. вмц. Марины, св. вмч. Георгия, св. Модеста, св. Иакова Персянина, сщмч. Харалампия, св. вмч. Пантелеймона, св. Параскевы, свв. бесср. Космы и Дамиана, св. Димитрия Солунского, св. вмч. Феодора Тирона, св. мч. Трифона и многие другие.

Часовни и кельи

Кроме двух соборов на территории монастыря находятся 11 часовен (из них четыре расписаны фресками): святой Евфимии, святых Бессребреников, Успения Богородицы, святого Иоанна Богослова, святого Лазаря и святого Димитрия в старом соборе, а также святого Стефана, Введения во храм Пресвятой Богородицы, святых Апостолов, святого Нектария и Святой Троицы в разных частях монастыря. Вне монастыря в скиту и при кельях имеется еще 8 церквей.

Монастырю принадлежит келья св. Андрея в Карее, являющаяся его представительством.

Владения монастыря на Святой Горе простираются на 12 км вдоль морского берега и на 8 км от моря к горным высотам.

Музей и библиотека

В монастыре создан роскошный музей из церковных и библиотечных раритетов. Рядом с музеем находится библиотека, в которой сохраняются более 600 рукописей и 7 000 печатных книг.

К наружной пристройке перед входом в старый собор примыкает монастырская трапезная с фресками 1575 года и более поздними дорисовками.

Рядом с новым Соборным храмом с 1908 года находится фиал водосвятия. Во дворе монастыря расположена звонница (1814 г.) и башни свв. Апостолов и св. Стефана.

error: