Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности, изменениях в ее финансовом положении Запреты на отр

В Российской Федерации законодательно сформулированы и закреплены основные требования к бухгалтерской отчетности, которая должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности. К числу таких требований относятся:

  • бухгалтерский учет имущества и обязательств общественных и хозяйственных организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях;
  • имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящихся в данной организации;
  • бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ;
  • организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств, хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включаемых в рабочий план счетов бухгалтерского учета; при этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
  • все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;
  • в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» особо подчеркивается, что при формировании бухгалтерской отчетности организация не должна делать акцент на удовлетворение интересов одних групп заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы. При этом под отдельным балансом понимается система показателей, формируемая подразделением организации и отражающая его имущественное положение на отчетную дату для нужд управления организации согласно порядку, установленному в учетной политике организации.

Организация должна придерживаться принятых форм и содержания «Бухгалтерского баланса», «Отчета о финансовых результатах», а также пояснений к ним последовательно от одного отчетного периода к другому. Нарушение этого требования допускается в случаях, например, при изменении вида деятельности организации. Обоснованность каждого такого изменения вида деятельности должна быть раскрыта в пояснениях к «Бухгалтерскому балансу» и «Отчету о финансовых результатах» вместе с указанием причин, вызвавших его.

Особое значение имеет требование о необходимости по каждому показателю бухгалтерской отчетности (кроме отчета, составляемого за первый отчетный период) отражать в формах отчета данные за период, предшествовавший отчетному. Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных подлежат корректировке, исходя из правил, установленных нормативными правовыми актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Существенные корректировки должны быть раскрыты в пояснениях к «Бухгалтерскому балансу» и «Отчету о финансовых результатах» вместе с указанием их причин.

Статьи «Бухгалтерского баланса», «Отчета о финансовых результатах» и других форм отчетности, которые, в соответствии с ПБУ 4/99, подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, должны прочеркиваться в типовых формах или не приводиться в формах (если они разработаны самостоятельно).

При этом показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операциях приводятся в бухгалтерской отчетности обособленно, если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Эти же показатели могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о финансовых результатах общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Важное требование - соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества и обязательств исходя из порядка, установленного законодательством. Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено в текстовой части годового отчета.

Требования, установленные в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и других нормативных актах, фактически являются основополагающими принципами, на которых базируются бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность во всех организациях, находящихся на территории Российской Федерации. Так, принцип полноты при составлении годового бухгалтерского отчета должен обеспечивать охват всех учетных записей за истекший год. Однако безупречность документального оформления не является единственным условием достижения реальности баланса и других форм годовой бухгалтерской отчетности.

Как известно, в годовой бухгалтерский отчет приходится вносить коррективы (по сравнению с промежуточной отчетностью), размер и характер которых выясняются из сравнения данных учета со сличенной имущественной массой; последняя выявляется посредством годовой инвентаризации.

Годовая инвентаризация проходит последовательно две стадии. На первой необходимо как можно точнее пересчитать и зарегистрировать все вещественные ценности, находящиеся в момент проверки на территории организации. Продолжительность проверки на этой стадии строго ограничивается определенными сроками, связанными с производственными условиями функционирования организации. Вторая стадия протекает, как правило, в рамках бухгалтерии и вычислительного центра, где собранный в процессе инвентаризации фактический материал подвергается обработке, здесь же сосредоточена работа по оценке отдельных видов имущества и обязательств, согласованию полученных результатов с данными бухгалтерского учета. В конечном счете статьи баланса на конец отчетного года должны быть подтверждены результатами тщательно проведенной инвентаризации.

Все расхождения с данными бухгалтерского учета, выявленные в ходе инвентаризации, должны быть отрегулированы в соответствующих учетных регистрах до представления годового бухгалтерского отчета. Суммы статей баланса по расчетам с финансовыми и налоговыми органами, банками и другими контрагентами рынка должны быть согласованными с ними и тождественными. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим статьям не допускается. Завершением указанных работ является составление годового баланса и других форм бухгалтерской отчетности.

Важное условие достоверности годового отчета организации - обеспечение сравнимости отчетных данных с показателями за соответствующий период прошлого года с учетом изменения методологии, если это имело место.

В бухгалтерской отчетности не допускается никаких подчисток и помарок. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые заверяют лица, подписавшие отчет, с указанием даты исправления (руководитель и главный бухгалтер организации).

Не секрет, что некоторые компании (и не только в нашей стране – во всем мире) прибегают к заключению мнимых и притворных сделок для достижения определенных экономических выгод, личного обогащения топ-менеджмента.

Такие неправомерные действия могут:

  • существенно повлиять на общее финансовое положение компании, ее бухгалтерскую отчетность и, как результат, создать видимость благополучия;
  • помочь выйти на запланированный в бюджете финансовый результат;
  • позволить достичь опасной налоговой оптимизации.

Запреты на отражение мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета

Федеральным законом от 21.12.2013 № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О бухгалтерском учете” и признании утратившей силу статьи 1 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”» (далее – Закон № 357-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

Запрет 1. Принимать к бухгалтерскому учету документы, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (ч. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, подп. «а» п. 1 ст. 1, ст. 3 Закона № 357-ФЗ).

Обратите внимание!

Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством РФ, и расходы на их создание.

Запрет 2. Регистрировать мнимые и притворные объекты бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 10 Закона № 402-ФЗ, подп. «а» п. 2 ст. 1, ст. 3 Закона № 357-ФЗ).

Запрет 3. Вести двойную бухгалтерию: счета бухучета не должны вестись вне применяемых экономическим субъектом регистров бухучета (ч. 3 ст. 10 Закона № 402-ФЗ, подп. «б» п. 2 ст. 1, ст. 3 Закона № 357-ФЗ).

Также введены следующие новые термины, которые активно используются в повседневном обиходе (ч. 2 ст. 10 Закона № 402-ФЗ, подп. «а» п. 2 ст. 1 Закона № 357-ФЗ).

Мнимый объект бухгалтерского учета – несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни).

Притворный объект бухгалтерского учета – объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).

Итак, введение в Закон № 402-ФЗ прямого запрета на отражение в бухгалтерском учете мнимых и притворных объектов закрепляет общеизвестные нормы отечественного гражданского и международного права в отношении принципов ведения бухгалтерского учета и разграничивает ответственность за отражение таких объектов. Это позволит сделать бухгалтерский учет достовернее и расширит уже заложенный в нем принцип достоверности. При этом реализация Закона № 357-ФЗ также может повлиять на арбитражную практику, которая будет складываться не в пользу недобросовестных налогоплательщиков и фирм-однодневок.

Кстати сказать, термины «мнимая сделка» и «притворная сделка» в Законе № 357-ФЗ использованы в том значении, которое им придает Гражданский кодекс РФ, признавая такие сделки ничтожными (ст. 170 ГК РФ). Понятия мнимых и притворных сделок давно используются в гражданском законодательстве, регулирующем отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. И они неразрывно связаны с принципами учета такой деятельности.

Отметим, что несуществующие операции нельзя было отражать в бухгалтерском учете и ранее (до 1 января 2014 г.), ведь указание сфабрикованных, то есть подложных документов по мнимым и притворным сделкам в регистрах бухгалтерского учета в итоге сказывается на достоверности бухгалтерской отчетности компании и искажает ее финансовое положение.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Так, принцип достоверности данных первичных учетных документов, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности уже заложен:

  • в п. 3 ст. 1, ст. 3, п. 4 ст. 9, п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», действовавшем до 01.01.2013;
  • п. 2 ч. 8 ст. 7, ч. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ;
  • в пп. 4, 32 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, и п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, применяемых в части, не противоречащей Закону № 402-ФЗ (Информация Минфина России № ПЗ-10/2012).

В Информации Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”» также указано на недопустимость принятия к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Ответственность за достоверность данных первичных учетных документов

До 1 января 2013 г. главный бухгалтер отвечал за формирование учетной политики, ведение бухучета, составление достоверной бухгалтерской отчетности, соответствие хозяйственных операций организации законодательству РФ и контроль за движением имущества. В настоящее время главбух отвечает только за исполнение тех обязанностей, которые предусмотрены в его трудовом договоре и детализированы в должностной инструкции. Закон № 402-ФЗ также упразднил обязательность для всех работников требований главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений.

Какие новые обязанности установлены для тех сотрудников компании, которые работают с первичными учетными документами?

Частью 3 ст. 9 Закона № 402-ФЗ теперь прямо предусмотрено, что лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

В то же время лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, не несет ответственности за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (подп. «в» п. 1 ст. 1 Закона № 357-ФЗ).

Введение Законом № 357-ФЗ понятий «мнимый объект бухучета» и «притворный объект бухучета» не сопровождается установлением каких-либо новых видов ответственности или дополнительных санкций.

В ситуации когда специалист по продажам подделал или неправильно оформил первичные учетные документы на реализацию, спросят за это с него. Если же эти действия допустил бухгалтер, на которого возложена обязанность по оформлению фактов хозяйственной жизни, отвечать будет он.

Как видим, с главных бухгалтеров снята ответственность за составленные другими лицами первичные учетные документы, подтверждающие фиктивные операции. За эти правонарушения должны отвечать сотрудники компании, на которых возлагаются обязанности по оформлению фактов хозяйственной жизни первичными учетными документами в связи с заключением и реализацией договоров (ч. 3 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, подп. «в» п. 1 ст. 1 Закона № 357-ФЗ).

Коррупция: история вопроса

Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п. 2 Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утв. Минтрудом России 08.11.2013).

В соответствии с Федеральными законами от 01.02.2012 № 3-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок», от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции», от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» Россия присоединилась к следующим международным антикоррупционным стандартам:

  • Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (Париж, 17.12.1997), вступившей в силу для России 17.04.2012;
  • Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН), вступившей в силу для России 08.06.2006;
  • Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в Страсбурге 27.01.1999), вступившей в силу для России 01.02.2007.

Названные Конвенции имеют приоритет над национальным законодательством (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Пункт 1 ст. 8 Конвенции ОЭСР обязывает каждое подписавшее ее государство принимать все необходимые меры в соответствии с внутренними законами и правилами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета и других учетных документов, раскрытие сведений в финансовых отчетах, а также стандарты учета и аудита с тем, чтобы воспрепятствовать ведению двойной бухгалтерии, осуществлению неучтенных сделок, отражению несуществующих расходов и пассивов с ложным указанием их источника, а также использованию поддельных документов компаниями, являющимися субъектами указанных законов и правил, с целью подкупа иностранных должностных лиц или сокрытия факта такого подкупа.

В целях предупреждения коррупции п. 3 ст. 12 Конвенции ООН устанавливает для всех государств-участников обязанность принимать такие меры, какие могут потребоваться, в соответствии с внутренним законодательством и правилами, регулирующими ведение бухгалтерского учета, представление финансовой отчетности, а также стандарты бухгалтерского учета и аудита, для запрещения следующих действий, осуществляемых в целях совершения любого из преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией ООН:

  • создания неофициальной отчетности;
  • проведения неучтенных или неправильно зарегистрированных операций;
  • ведения учета несуществующих расходов;
  • отражения обязательств, объект которых неправильно идентифицирован;
  • использования поддельных документов;
  • намеренного уничтожения бухгалтерской документации ранее сроков, предусмотренных законодательством.

Таким образом, Конвенции ОЭСР и ООН обязывают Россию ввести нормативы, направленные на ужесточение мер в отношении организации ведения бухгалтерского учета путем препятствования оформлению скрытых счетов, заключению и проведению неучтенных или сомнительных сделок и использованию фальсифицированных документов.

В свою очередь, ст. 14 «Правонарушения в сфере бухгалтерского учета» Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 обязывает каждое подписавшее ее государство принимать такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для того, чтобы признать в качестве правонарушений, подлежащих уголовному или иному наказанию в соответствии с его внутренним правом, следующие преднамеренные действия или бездействие с целью совершения, сокрытия или представления в ложном свете правонарушений, о которых говорится в статьях 2–12 данной Конвенции, если только государство-участник не сделало соответствующую оговорку или заявление:

  • оформление или использование счета-фактуры или любого другого бухгалтерского документа или отчета, содержащего ложную или неполную информацию;
  • противоправное невнесение в бухгалтерские книги сведений о платежных операциях.

Есть ли ситуации, в которых за достоверность бухгалтерской отчетности отвечает руководитель компании?

Закрытый перечень ситуаций, в которых руководитель компании несет единоличную ответственность за данные, отраженные в бухгалтерских регистрах, и достоверность бухгалтерской отчетности, дан в ч. 8 ст. 7 Закона № 402-ФЗ.

Такая ответственность наступает в случае разногласий в отношении ведения бухучета между руководителем и главбухом (иным лицом, на которое возложено ведение бухучета), когда бухгалтер действует по письменному распоряжению руководителя (ч. 8 ст. 7 Закона № 402-ФЗ):

  1. Данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером (иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухучета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета) к регистрации и накоплению в регистрах бухучета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию.
  2. Объект бухучета отражается (не отражается) бухгалтером в бухгалтерской отчетности на основании письменного распоряжения руководителя, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Бухгалтерская отчетность в России регулируется нормативными правовыми актами четырех уровней:

Первый уровень (законодательный) – основным документом является Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ, в составе которого имеется глава 3 «Бухгалтерская отчетность».

Второй уровень (нормативный) составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. К числу таких документов относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от29.07.1998 г. № 34н и Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99 от 06.07.1999 г. № 43н.

Третий уровень включает документы, на основе которых установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности. К ним относится: Приказ МФ РФ от 22.07.2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Четвертый уровень включает указания, инструкции и другие документы в рамках учетной политики хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления сегментарной отчетности.

Вышеперечисленные нормативные документы определяют состав, порядок, сроки представления отчетности, а также требования, предъявляемые к ее содержанию.

ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает следующие общие требования к бухгалтерской отчетности :

      бухгалтерский учет имущества и обязательств организаций ведется в валюте РФ;

      имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящихся в данной группе организаций;

      бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации до реорганизации или ликвидации;

      организация ведет учет имущества, обязательств, хозяйственных операций путем двойной записи на счетах бухгалтерского учета, включаемых в рабочий план счетов, при этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и сальдо по счетам синтетического учета;

      все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета;

      в учете текущие затраты на производство продукции и капитальные вложени учитываются раздельно.

Данные требования более детализированы в ПБУ 4/99, где особо подчеркивается, что при формировании бухгалтерской отчетности организация не должна делать акцент на удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Требования, предъявляемые к содержанию бухгалтерской отчетности:

    Достоверность и полнота . Отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. Достоверной и полной считается отчетность сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

    Нейтральность . При формировании бухгалтерской отчетности должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей перед другими.

    Целостность . В отчетность необходимо включать данные обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями.

    Последовательность . Постоянство избранных способов (методов) от одного отчетного периода к другому (учетная политика).

    Существенность . Существенной информацией признаются данные бухгалтерской отчетности, без знания которых невозможна достоверная оценка пользователями имущественного и финансового состояния организации. для выполнения этого требования отдельные показатели отчетности приводятся обособленно.

    Сопоставимость . Данные по каждому конкретному показателю должны отражаться как минимум за два года: предыдущий и отчетный. Если сведения за предыдущий период несопоставимы с отчетным, то данные предшествующего периода подлежат корректировке с последующим раскрытием в пояснительной записке с указанием причин.

    Своевременность . Означает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности. Достигается путем рациональной организации документооборота и порядка обработки учетных регистров.

    Осмотрительность . Предполагает большую готовность к признанию в учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

    Приоритет содержания над формой . Подразумевает порядок, при котором отражение в учете фактов хозяйственной деятельности должно осуществляться исходя из экономического содержания фактов и условий и только потом из правовой формы их оформления.

    Непротиворечивость . Обеспечивает тождество учетных записей относительно объектов учета на счетах, в учетных регистрах и отчетности. Должна обеспечиваться преемственность информации первичных документов, регистров учета и отчетности.

    Проверяемость . Предполагает возможность подтверждения представленной в отчетности информации в любое время.

    Рациональность. Предполагает оптимальную структуру организации учетной работы и учетного аппарата исходя из условий хозяйствования, объемов организации и экономической целесообразности.

    Оформление в соответствии с установленной процедурой. Отчетность составляется на русском языке, в валюте РФ, подписывается руководителем и главным бухгалтером.

    Публичность. Предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации или других изданиях. Перечень организаций (ОАО, кредитные и страховые организации, биржи, фонды) и сроки (не позднее 01.06. следующего за отчетным года) установлены Законом № 129-ФЗ.

    Отчетный период. Является календарный год с 01.01 по 31.12. первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31.12., а для организаций созданных после 01.10 – по 31.12 следующего года.

Согласно международным стандартам финансовой отчетности отчет о финансовом положении организации формируют исходя следующих основных принципов : хозяйствующей единицы, действующей организации, денежного измерения, учета по стоимости, двойной записи .

Принцип хозяйствующей единицы заключается в том, что имущество юридического лица должно быть обособлено от его учредителей и хозяйствующей единицей является любая организация, имеющая самостоятельный бухгалтерский баланс. Организация может быть частью другой более крупной организации. Бухгалтерская отчетность для более крупной организации составляется путем консолидирования по специальным правилам финансовых информационных данных об организациях более низкого уровня.

Принцип действующей организации заключается в том, что юридическое лицо предполагается функционирующим в течение неопределенно большого промежутка времени.

Принцип денежного измерения заключается в том, что вся бухгалтерская информация, в конечном счете, должна быть представлена в денежном выражении.

Принцип учета по стоимости заключается в том, что в бухгалтерском учете активы регистрируются по первоначальной стоимости и затем, как правило, не переоцениваются. Основные средства и нематериальные активы представлены по остаточной стоимости, которая регулярно изменяется за счет накапливаемой амортизации.

Принцип двойной записи заключается в том, что в бухгалтерском балансе экономические ресурсы организации отражаются в активе баланса, а требования различных лиц по отношению к данной организации - в пассиве. Так как все активы могут быть востребованы либо кредиторами, либо владельцами капитала, то сумма всех активов должна быть равна сумме пассивов.

Сравнение принципов ведения бухгалтерского учета, заложенные в международных стандартах, с принципами, используемыми в российской практике, показывает, что они во многом совпадают.

Определение

Бухгалтерская (финансовая) отчетность – необходимая пользователям этой отчетности для принятия экономических решений информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за , систематизированная в соответствии с требованиями, установленными законом «О бухгалтерском учете», представленная в удобном пользователям, стандартизированном формате (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Периодичность составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Экономический субъект в обязательном порядке составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность (за отчетный период менее года) составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности зависит от категории экономического субъекта:

  • ИП, а также находящиеся на территории РФ филиалы, представительства или иные структурные подразделения организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, - в случае, если в соответствии с налоговым законодательством РФ они ведут и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством – могут не составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
  • субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (за исключением организаций, указанных ниже) – могут составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
  • прочие организации, включая организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, ЖСК, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, организации государственного сектора, политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты, нотариальные палаты, некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента – должны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общем порядке (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Упрощенная годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из (п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н):

    бухгалтерского баланса;

    приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Общий порядок предусматривает оформление в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.п. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п.п. 28 – 31 ПБУ 4/99):

    бухгалтерского баланса;

    отчета о финансовых результатах;

    отчета о целевом использовании средств (только для НКО);

    отчета об изменениях капитала;

    отчета о движении денежных средств;

    приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Формы бухгалтерской (финансовой) отчетности

Формы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены:

    для упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности - приложением № 5 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н;

    для бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в общем порядке - приложениями №№ 1 и 2 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н.

Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется по формам, установленным законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности

Внесение исправлений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность

Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность установлены ПБУ 22/2010.

Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждается в порядке, установленном законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

В большинстве случаев годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит утверждению высшим органом управления компанией, а в ряде случаев – и обязательной публикации (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона «Об ООО»; пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона «Об АО» и пр.).

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности:

    при реорганизации юрлица – установлены ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

    при ликвидации юрлица – установлены ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

    состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается Бюджетным кодексом, Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

    состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности ЦБ устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ (п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Адреса и сроки представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется заинтересованным лицам в сроки, установленные законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется всеми организациями (за исключением организаций государственного сектора и ЦБ РФ):

    в орган государственной статистики по месту государственной регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода в порядке, установленном Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.п. 1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

    в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Ответственность за нарушение законодательства в области бухгалтерской (финансовой) отчетности

За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган налагается штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждую непредставленную (несвоевременно представленную) форму (составляющую) бухгалтерской (финансовой отчетности). Также на должностное лицо такой организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики на организацию может быть наложен административный штраф по ст. 19.7 КоАП РФ от 3 000 до 5 000 руб., на должностное лицо такой организации - в размере от 300 до 500 руб.

Искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб., за исключением случая исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке (ст. 15.11 КоАП РФ).

Где бесплатно получить бухгалтерскую отчетность конкретной фирмы?

Бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций собирает и публикует Росстат. На сайте сайт есть специальный раздел, где можно получить бухгалтерскую отчетность более чем 2 млн. российских организаций , достаточно ввести ИНН искомой фирмы.

Инструменты для работы с отчетностью

Самыми популярными в России программами для ведения бухгалтерского учета являются продукты фирмы 1С .

Для финансового анализа по данным бухгалтерской отчетности существует инструмент " ". Программа выдает готовый отчет о финансовом состоянии предприятия, анализируя ключевые формы бухгалтерской отчетности: Баланс и Отчет о финансовых результатах.

Для трансформации российской отчетности в отчетность, подготовленную в соответствии с международными стандартами (МСФО) существует онлайн-программа " ".




Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность): подробности для бухгалтера

  • На что обратить внимание при подготовке годовой бухгалтерской отчетности за 2017 год

    Ошибок, допускаемых при составлении бухгалтерской отчетности, которых можно избежать. Неправильное... датой. Отчетность оформлена неверно Бухгалтерская отчетность должна содержать собственноручную подпись... представленной внешним пользователям годовой бухгалтерской отчетности прошедшего периода. Поэтому, ... убыток)», пересчитать сравнительные показатели бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год... соответствовать. Взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности означает, что эти показатели...

  • Расхождение показателей налоговой и бухгалтерской отчетности при УСНО: как объясниться с налоговой?

    Орган и годовую (финансовую) бухгалтерскую отчетность. Подавляющее большинство организаций так... налоговиков документами (например, годовой бухгалтерской отчетностью). Рекомендуем представить пояснения в... (финансовая) отчетность. Годовая бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с требованиями... уплачиваемому при УСНО, и бухгалтерской отчетности». Целесообразно указать причины расхождений, ... расхождения показателей налоговой и годовой бухгалтерской отчетности «упрощенцев» не являются ошибкой...

  • Бухгалтерская отчетность – 2017: рекомендации Минфина

    Ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной... обязательств обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (за исключением активов, инвентаризация... работникам». Существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности Показатели об отдельных активах, обязательствах... используется для принятия решений пользователями бухгалтерской отчетности организации. Денежные потоки организации...

  • Бюджетная, бухгалтерская отчетность: ответственность за нарушения составления и представления

    Случае представления учреждением недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей незначительное искажение показателей, ... КоАП РФ). Представление недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей значительное искажение показателей, ... что под значительным искажением бюджетной (бухгалтерской) отчетности, признанной недостоверной, будут пониматься (... ответственность за представление недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей грубое искажение показателей, ...

  • Промежуточная бухгалтерская отчетность отменяется!

    Бухгалтерии. По общему правилу бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление... . По общему правилу бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление... /99«Бухгалтерская отчетность организации» Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц... обязанность составления организацией промежуточной бухгалтерской отчетности за месяц, квартал нарастающим... ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного...

  • Типовые ошибки при формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности

    ... (загрузки) форм бюджетной и бухгалтерской отчетности в ПУиО ГИИС «Электронный бюджет... и представления форм бюджетной и бухгалтерской отчетности средствами ГПУиО ГИИС «Электронный... если все показатели, предусмотренные формой бухгалтерской отчетности, утвержденной Инструкцией № 33н не... об отсутствии в составе бухгалтерской отчетности указанных форм подлежит отражению... порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и...

  • Основные изменения в бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений

    Главный бухгалтер должен подписывать формы бухгалтерской отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и... (или) представлении бухгалтерской отчетности средствами программных комплексов автоматизации документы бухгалтерской отчетности, не имеющие... порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и... порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и...

  • Особенности представления бухгалтерской отчетности в 2018 году

    Том числе годовой бухгалтерской отчетности. Состав и содержание показателей бухгалтерской отчетности, подлежащих публичному... раскрытие показателей бухгалтерской отчетности осуществляется субъектом отчетности после представления бухгалтерской отчетности ее... следующих принципов. Принципы формирования бухгалтерской отчетности Допущение имущественной обособленности Допущение... составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и...

  • Аудит бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения

    Для проведения независимой проверки своей бухгалтерской отчетности. Трудность состоит в том, что... контроля достоверности, полноты и точности бухгалтерской отчетности. Кроме того, в силу ч...

  • Изменения в бухгалтерской отчетности

    Положения по формированию и представлению бухгалтерской отчетности, в частности: 1) уточнен... порядок подписания форм бухгалтерской отчетности, содержащих плановые (прогнозные) и... формировании и (или) представлении бухгалтерской отчетности средствами программных комплексов автоматизации отчеты... проводимая в целях составления годовой бухгалтерской отчетности и подтверждения ее показателей). ...) учреждениями в составе дополнительной бухгалтерской отчетности. Теперь такую форму заполнять будут...

  • Подготовка к составлению годовой бухгалтерской отчетности

    ... (муниципальных) учреждений к составлению форм бухгалтерской отчетности. Рассмотрены мероприятия, которые необходимо предпринять... подготовку учреждений к составлению форм бухгалтерской отчетности. Показатели бухгалтерского (бюджетного) учета должны... учреждения, которые отражаются в формах бухгалтерской отчетности. За искажение показателей отчетных бухгалтерских... порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных...

  • Пересмотренная бухгалтерская отчетность

    Пересмотренной бухгалтерской отчетности раскрывается информация о том, что данная бухгалтерская отчетность заменяет первоначально представленную бухгалтерскую отчетность... , а также об основаниях составления пересмотренной бухгалтерской отчетности... . При этом пересмотренная бухгалтерская отчетность...

  • Учитываем разъяснения Минфина при составлении бухгалтерской отчетности за полугодие

    2017 года? Какие особенности составления бухгалтерской отчетности доведены в совместном письме Минфина... квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений... порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных... квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений...

  • Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год

    Заключения об обобщенной бухгалтерской отчетности руководствоваться соответственно указанными... бухгалтерской отчетности (в случае применения концепции достоверного представления бухгалтерской отчетности); б) для того, чтобы бухгалтерская отчетность... составления бухгалтерской отчетности Определение состава показателей бухгалтерской отчетности Состав показателей бухгалтерской отчетности... бухгалтерской отчетности кредитными организациями 10 Изменение состава годовой бухгалтерской отчетности...

  • Разъяснения Минфина по составлению форм бухгалтерской отчетности

    Чтобы корректно отразить в формах бухгалтерской отчетности отдельные операции финансово-хозяйственной деятельности... чтобы корректно отразить в формах бухгалтерской отчетности отдельные операции финансово-хозяйственной деятельности...

База преддипломной практики

Руководители практики:

от ЯФ МЭСИ –

ООО «Над Ареной»

_____________ (Т.В.Канашова)

Отчет по практике защищен

с оценкой _______________

Ярославль - 2011


Приложения

Введение

Этап

Этап

Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистрами бухгалтерского учета организации являются:

Журналы-ордера и ведомости по счетам;

Оборотно-сальдовая ведомость;

Анализ счетов;

Прочие регистры.

Регистры бухгалтерского учета ведутся на машинных носителях информации по формам, принятым для журнально-ордерной формы учета, а также предусмотренным автоматизированной системой ведения бухгалтерского учета "1С:Бухгалтерия 7.1" с некоторыми элементами ручного труда на разработанных организацией регистрах аналитического и синтетического учета для систематизации информации с учетом специфики организации и для управленческого учета.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Регистры бухгалтерского учета, составленные автоматизированным способом, выводятся на бумажный носитель по окончании отчетного периода, а также по мере необходимости и по требованию проверяющих органов.

В целях обеспечения необходимого качества ведения бухгалтерского учета организация ведет документооборот в соответствии с графиком, утвержденным руководителем.

Обработка учетной информации осуществляется в организации автоматизированным способом с помощью бухгалтерской программы "1С:Бухгалтерия 7.1".

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организация проводит инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Помимо случаев обязательного проведения инвентаризации, перечисленных в ст. 12 Закона N 129-ФЗ, организация ежеквартально проводит инвентаризацию кассы и выборочные инвентаризации материальных ценностей по местам их хранения. Состав инвентаризационной комиссии, сроки и порядок ее деятельности определяются приказом руководителя.

В соответствии с п. 25 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в рублях и копейках.

Денежные средства на хозяйственные нужды организации выдаются на срок 30 календарных дней. Лица, получившие деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении указанного срока предъявить в бухгалтерию организации авансовый отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Лица, получившие деньги под отчет на командировочные расходы, обязаны не позднее 3 рабочих дней со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

При формировании показателей бухгалтерского и налогового учета, а также во всех случаях использования в нормативно-правовых актах принципа существенности в организации устанавливается уровень существенности, который служит основным критерием признания фактов существенными.

Существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность отчетности.

Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5% (пяти процентов).

Этап

Согласно п. 3 ст. 847 ГК РФ договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (п. 2 ст. 160 ГК РФ), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

В ООО «Над Ареной» используется безналичная форма расчетов через клиент-банк.

Обязательные положения клиентских договоров

В соответствии с требованиями указанных выше нормативных правовых актов договоры, заключаемые банками с клиентами, предметом которых является порядок обмена электронными платежными документами при осуществлении расчетов, должны содержать следующие положения.

1. Условие о признании сторонами договора юридической силы электронных платежных документов, подписанных аналогом собственной подписи (электронной цифровой подписи) (при положительном результате проверки АСП (ЭЦП)), равной юридической силе платежных документов на бумажном носителе, подписанных собственноручно лицами, уполномоченными распоряжаться денежными средствами, находящимися на банковском счете клиента, и заверенных оттиском его печати (или, другими словами, условие о признании юридической эквивалентности электронных платежных документов и документов на бумажном носителе).

Включение такого условия основано на следующих положениях нормативных правовых актов.

Согласно п. 2.3 Положения N 17-П платежные документы, подписанные аналогом собственной подписи, признаются имеющими равную юридическую силу с другими формами поручений владельцев счетов, подписанными ими собственноручно.

Типовая форма договора об обмене электронными документами предусматривает, что стороны признают юридическую силу ЭД, подписанных электронной цифровой подписью (при положительном результате проверки ЭЦП), равной юридической силе документов на бумажном носителе, оформленных в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно ст. 4 Федерального закона N 1-ФЗ электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

Сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;

Подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;

Электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

Следует отметить, что ст. 12 Федерального закона N 1-ФЗ предусматривает следующие обязанности владельца сертификата ключа подписи:

Не использовать для электронной цифровой подписи открытые и закрытые ключи электронной цифровой подписи, если ему известно, что эти ключи используются или использовались ранее;

Хранить в тайне закрытый ключ электронной цифровой подписи;

Немедленно требовать приостановления действия сертификата ключа подписи при наличии оснований полагать, что тайна закрытого ключа электронной цифровой подписи нарушена.

При несоблюдении требований, изложенных в ст. 12 Федерального закона N 1-ФЗ, возмещение причиненных вследствие этого убытков возлагается на владельца сертификата ключа подписи.

Положение N 17-П устанавливает следующие требования к порядку хранения электронных платежных документов:

Лицо, составившее (получившее) платежный документ, подписанный АСП, обязано обеспечить его хранение в течение сроков, установленных действующим законодательством;

Участники документооборота ведут архивы платежных документов, подписанных АСП, архивы средств проверки подлинности АСП и иные архивы в порядке, предусмотренном законодательством, включая нормативные акты Банка России, и договором между участниками документооборота или с администрацией;

Платежные документы, подписанные АСП, и их копии, практическая необходимость в которых отпала и установленные сроки хранения которых истекли, могут быть уничтожены.

В соответствии с типовой формой договора об обмене электронными документами, приведенной в Приложении 1 к Положению N 20-П, банк обязан вести архивы входящих и исходящих ЭД в соответствии со следующими требованиями:

Входящие ЭД, прошедшие проверку правильности ЭЦП, хранятся совместно с открытыми ключами ЭЦП, используемыми для подтверждения их подлинности, с указанием даты и времени получения;

Все исходящие ЭПД хранятся с указанием даты и времени их отправки;

Сроки хранения ЭД должны соответствовать срокам хранения, установленным для расчетных документов на бумажных носителях;

Порядок хранения ЭД должен обеспечивать оперативный доступ к ЭД и возможность распечатки их копий на бумажном носителе.

Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками на предприятии используется счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" за:

полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);

излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;

полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" независимо от времени оплаты.

Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества, а также если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").

За неотфактурованные поставки счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.

Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а учитываются обособленно в аналитическом учете.

Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" обособленно.

Счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" используется для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми в счете 60 - по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, и др.

К счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" могут открываться следующие субсчета:

76-1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию";

76-2 "Расчеты по претензиям";

76-3 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам";

76-4 "Расчеты по депонированным суммам" и др.

На счете 76-1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию" отражаются расчеты по страхованию имущества и персонала (кроме расчетов по социальному страхованию и обязательному медицинскому страхованию) организации, в котором организация выступает страхователем.

На субсчете 76-2 "Расчеты по претензиям" отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам.

На субсчете 76-3 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам" учитываются расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества.

На субсчете 76-4 "Расчеты по депонированным суммам" учитываются расчеты с работниками организации по суммам, начисленным, но не выплаченным в установленный срок (из-за неявки получателей).

Для контроля за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности организация проводит сверку расчетов с поставщиками, покупателями ежеквартально и по состоянию на 1 января нового года.

К 3 этапу прилагаются Приложения № 3,4,5,6.

Этап

Для более эффективной работы, на предприятии разрабатывается оперативный финансовый план на год в разрезе месяцев. В плане отражается предполагаемый доход и расходы, связанные с деятельностью предприятия в разрезе статей затрат: себестоимость, фонд оплаты труда, арендная плата, материальные затраты, расчеты с прочими организациями за услуги, налоги.

По окончании каждого месяца проводится анализ полученных результатов в сравнении с плановыми показателями. Это позволяет принять оперативные меры для улучшения результатов деятельности предприятия.

Для рационального использования финансовых потоков разрабатывается план по движению денежных средств на год. В разрезе каждого месяца планируются платежи, которые необходимо произвести: расчеты с поставщиками, оплата налогов, выплата заработной платы и другие платежи.

Этап

Бухгалтерская отчетность– единая система данных об имущественном и финансовом положении организации, результатов хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

При составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21.11.96. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.07.99. № 43н, и иными положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000г. № 94н.

Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета «О прибылях и убытках», приложений к ним, пояснительной записки и аудиторского заключения (если организация подпадает под обязательный аудит).

Этап

Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами (по налогам и сборам) осуществляется в рамках взаимоотношений между коммерческой организацией и налоговой системой государства.

Налоговая система представляет собой систему налогов, сборов, пошлин и иных платежей, взимание которых происходит в установленном законом порядке.

Порядок установления и взимания налогов и сборов регулируется налоговым законодательством Российской Федерации, основным элементом которого является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Следует подчеркнуть, что налоговое законодательство является наиболее динамично развивающейся и изменяющейся сферой законодательства. В настоящее время действуют часть первая НК РФ, часть вторая НК РФ, регулирующая уплату налога на добавленную стоимость, социального налога (сбора), акцизов и подоходного налога с физических лиц, а также ряд федеральных законов, регулирующих взимание отдельных видов налогов и сборов. Эти законы отменяются по мере разработки и утверждения новых глав НК РФ.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им, на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов,

пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке с

плательщиков – юридических и физических лиц.

По методу установления налоги подразделяются на:

· прямые – подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи;

· косвенные – вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, таможенная пошлина и др.),

По уровням налогообложения:

- федеральные налоги и сборы

- региональные налоги и сборы

Местные налоги и сборы

По объектам налогообложения:

Налоги делятся на налоги с оборота, налоги на прибыль (доход), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты труда. К налогам с оборота относится налог на добавленную стоимость. К налогам на прибыль относятся налог на прибыль предприятий (организаций), налог на доходы, удерживаемый у источника, налог на игорный бизнес. Налог на имущество предприятий, земельный налог, налог на имущество физических лиц – налоги на имущество, а страховые взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы в Фонд государственного социального страхования, страховые взносы в Государственный фонд занятости населения, страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, сбор на нужды образования – налоги на фонд оплаты труда.

Организация является плательщиком единого налога, взимаемого в связи с применением УСН, вплоть до утраты права на применение УСН либо до добровольного отказа от ее применения в соответствии с положениями гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.

Ведение налогового учета осуществляется силами штатного отдела бухгалтерии под руководством главного бухгалтера. Налоговый учет доходов и расходов ведется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н.

Книга учета доходов и расходов ведется налогоплательщиком в электронном виде, посредством использования автоматизированной программы "1С:Бухгалтерия 7.1". По окончании налогового периода Книга доходов и расходов выводится на печать, распечатанный вариант книги заверяется в налоговом органе после окончания налогового периода по УСН.

На каждый очередной налоговый период открывается новая книга учета доходов и расходов.

В соответствии с нормами п. 1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения организации признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Смена объекта налогообложения возможна только с начала очередного налогового периода.

Налогооблагаемые доходы организации подразделяются на две категории:

Доходы от реализации услуг, в составе которых учитывается выручка от оказания услуг общественного питания;

Внереализационные доходы; к ним относятся доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ.

При получении доходов, которые не могут быть однозначно отнесены к тем или иным доходам, данные доходы учитываются в составе доходов от реализации.

Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Документальным подтверждением доходов выступают первичные документы бухгалтерского учета, в том числе и самостоятельно разработанные формы.

Под налогооблагаемыми расходами организации понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они связаны с получением дохода.

Перечень налогооблагаемых расходов закреплен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

С 01.01.2010 в составе налогооблагаемых расходов организация признает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ.

Материальные расходы признаются в составе расходов на дату их оплаты - в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения.

Ежеквартально организации оплачивает авансовые платежи по УСНО .

Т.к. в качестве объекта налогообложения организация выбрала доходы минус расходы, то при расчете суммы авансового платежа за отчетный период необходимо руководствоваться положениями п. 4 ст. 346.21 НК РФ.

Итак, для расчета авансового платежа следует:

1. Определить налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, по итогам отчетного периода (I квартала, полугодия, 9 месяцев) по следующей формуле:

где Д - сумма фактически полученных доходов, рассчитанная нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода;

Р - сумма произведенных расходов, рассчитанная нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода.

За 2009 г. НБ = 26027773-25667767=360006 руб.

За 2010 г. НБ = 27353279-26901357=451922 руб.

2. Определить величину авансового платежа, приходящуюся на налоговую базу, исчисленную с начала года до окончания отчетного периода, по следующей формуле:

АПрасч = НБ x С,

где НБ - налоговая база, определенная нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода, за который производится расчет;

С - ставка налога. Для рассматриваемого объекта налогообложения ставка налога устанавливается в размере 15%. В то же время законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

3. Определить авансовый платеж, подлежащий уплате по итогам отчетного периода, по следующей формуле:

АП = АПрасч - АПисч,

где АПрасч - авансовый платеж, который приходится на налоговую базу, определенную с начала года до конца отчетного периода, за который производится расчет;

АПисч - сумма авансовых платежей, исчисленных (подлежащих уплате) по итогам предыдущих отчетных периодов (в текущем налоговом периоде).

Сумма налога при УСН определяется и уплачивается по итогам налогового периода - календарного года (п. п. 2, 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).

По итогам календарного года определяем сумму налога, которую следует доплатить в бюджет, либо выявляем переплату, которая подлежит зачету или возврату.

Общая формула исчисления "упрощенного" налога к уплате по итогам налогового периода выглядит так (п. 1 ст. 346.21 НК РФ):

Н = Нг - АПисч,

где Нг - налог, исчисленный исходя из налоговой базы, рассчитанной с начала года до конца налогового периода. Порядок исчисления налога аналогичен порядку исчисления авансовых платежей.

АПисч - авансовые платежи, исчисленные (подлежащие уплате) в течение налогового периода.

Для налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения "доходы минус расходы", законодатель ввел такое понятие, как минимальный налог (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

Минимальный налог - это обязательный минимальный размер "упрощенного" налога.

Обязанность уплатить его возникает, если сумма налога, которая исчислена за налоговый период в общем порядке, меньше величины минимального налога.

Минимальный налог надо уплатить и в том случае, если по итогам года вы получили убыток и сумма налога, исчисленного в общем порядке, равна 0.

Разницу между уплаченным минимальным налогом и суммой налога, исчисленного в общем порядке, можно включить в расходы в следующих налоговых периодах. В том числе на эту величину можно увеличить сумму убытков, которые переносятся на будущее в соответствии с п. 7 ст. 346.18 НК РФ.

По итогам 2009 года предприятие платит минимальный налог в сумме 260278=, т.к. рассчитанный налог меньше 1% от суммы дохода.

По итогам 2010 года предприятие платит также минимальный налог в сумме 273533=.

Анализируя показатель «доходы-расходы», видно, что имеется тенденция роста прибыли (451922-360006=91916).

К 6 этапу прилагаются Приложения № 9, 10.

Заключение

Прохождение преддипломной практики является важным элементом учебного процесса по подготовке специалиста.

Во время её прохождения я применила полученные в процессе обучения знания, умения и навыки на практике.

Основными задачами преддипломной практики являлись:

Получение практического опыта работы.

Улучшение качества про­фессиональной подготовки.

Закрепление полученных знаний по общим и специальным дисциплинам.

База преддипломной практики

Общество с ограниченной ответственностью «Над Ареной»

Руководители практики:

от ЯФ МЭСИ –

_____________ (_______________)

От компании – главный бухгалтер

ООО «Над Ареной»

_____________ (Т.В.Канашова)

Отчет по практике защищен

с оценкой _______________

Ярославль - 2011


Введение…………………………………………………………..3

1 этап………………………………………………………………4

2 этап………………………………………………………………5

3 этап……………………………………………………………....8

4 этап……………………………………………………………...15

5 этап……………………………………………………………...16

6 этап……………………………………………………………...27

Заключение……………………………………………………….34

Приложения

Введение

По преддипломной практике я выбрала тему «Финансовые результаты коммерческих организаций и особенности их налогообложения».

Цель данной работы – углубление и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения и приобретение необходимых профессиональных практических навыков по избранной специальности, а также сбор материала, необходимого для написания дипломной работы.

Задачами данной работы являются:

1. Ознакомление с организацией, ее структурой.

2. Изучение основных функций производственных и управленческих подразделений.

3. Подробное изучение существующих технологий обработки финансовой информации.

4. Подбор и систематизация материала для выполнения дипломной работы.

5. Анализ финансовых результатов и финансового состояния организации.

6. Изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих специфику деятельности организации, средств программного обеспечения финансового планирования и бюджетирования.

7. Участие в текущей деятельности организации.

При написании данной работы были использованы законодательные акты, нормативные документы, освещающие данную тематику, специальная литература, отчетность и первичные документы предприятия.

Этап

Объектом исследования является ООО «Над Ареной». Основным видом деятельности является – общественное питание. Форма собственности – общество с ограниченной ответственностью с частной формой собственности, размер уставного капитала составляет 10 тысяч рублей. Предприятие размещено на территории УКСК «Арена-2000» в г. Ярославле. Общая площадь арендуемых помещений 1200 кв.м. На данных площадях размещаются производственные помещения, в которые входят: горячий, холодный и заготовочный цеха, складские и подсобные помещения, мойка столовой посуды; бухгалтерия; офисы; а также ресторанный комплекс, в который входят зал ресторана на 150 посадочных мест; 3 банкетных зала на 25-30 человек; бар боулинга; русский бильярд – 2 стола. Штатная численность ООО «Над Ареной» составляет 90 человек.

Этап

Деятельность ООО «Над Ареной» рассматривается за период 2009 г. – 6 месяцев 2011 г.

Ведение бухгалтерского и налогового учета на ООО «Над Ареной» осуществляется бухгалтерией под руководством главного бухгалтера общей численностью 5 человек. (Приложения 1,2)

Бухгалтерский учет в организации ведется в соответствии с рабочим планом счетов, разработанным на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета, рекомендуемого организациям к использованию Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению".

Рабочий план счетов дополняется необходимым количеством уровней субсчетов и аналитических счетов.

Для документального подтверждения фактов хозяйственной деятельности организации применяются унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом России по согласованию с Минфином России и Минэкономики России

В случае отсутствия унифицированного аналога применяются самостоятельно разработанные формы документов, отвечающие требованиям ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов утверждается руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером в учетной политике.

Регистры бухгалтерского учета предназна

error: