В чем проявляется высшая юридическая сила конституции. Высшая юридическая сила конституции. Высшая юридическая сила и прямое действие конституции


К таким свойствам относятся следующие свойства. Особым юридическим свойством Конституции РФ является ее высшая юридическая сила, которая проявляется в том, что в случае коллизии между конституционными нормами и нормами других нормативно-правовых актов, действуют нормы Конституции, а акты противоречащие Конституции РФ должны быть приведены в соответствие с конституционными положениями либо отменены. Одним из юридических признаков Конституции РФ 1993 года является ее адекватный характер общественным отношениям, которые сложились в российском обществе.

Эта особенность позволила установить институциональный контроль за соответствием законодательства с группой правил, рассматриваемых в рамках системы, для обеспечения исключительной важности. Американская идея о том, что основные правила, определяющие деятельность правительства, следует изложить в упорядоченном, всеобъемлющем документе, быстро стал популярным. С конца 18-го века десятки стран Европы и других стран следовали примеру Соединенных Штатов; сегодня почти во всех штатах есть конституционные документы, описывающие основные органы государства, способы их функционирования и, как правило, права, которые они должны соблюдать, а иногда и цели, которые они должны выполнять.

Конституция РФ

отличающими ее от всех иных правовых актов. Это связано с тем, что в современных условиях конституция является основным законом государства и в отличие от других законов является актом правового учредительства. В ней весь уклад жизни общества и государства приобретает первоначальную правовую форму. Конституция как основной закон государства учреждает, юридически оформляет политическую форму существования общества, систему органов государственной власти, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина. В отличие от обычных законов основной закон государства должен быть стабильным и долговременным, поэтому нормы конституции имеют общий характер, а сама конституция принимается путем референдума (Россия, Франция, Греция, Испания), конвентом (США), учредительным собранием (Индия, Италия) или специально созываемым конституционным собранием страны.

ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ это

следует учитывать и такой важный момент: некоторые конституционные нормы, воздействуя на основные общественные отношения опосредованно. одновременно оказывают прямое действие на общественные отношения, связанные с правотворческим процессом, результатом которого должен быть закон (иной акт), касающийся отношений, обозначенных конституционной нормой. Издание предусм. отренного Конституцией РФ закона тоже является способом ее непосредственной реализации.Таким образом, конституционные нормы — это нормы либо прямого действия, либо сочетающие прямое и опосредованное действия.

Исходя из основных качеств формально-юридического и материального характера, Конституцию РФ можно определить как основной закон государства и общества, представляющий собой единый нормативный правовой акт высшей юридической силы, регулирующий основы конституционного (общественного и государственного) строя, основы взаимоотношений между личностью и государством, а также систему публичной власти в Российской Федерации. В отечественной правовой науке спорным является определение Конституции РФ как основного закона государства и общества.

Однако не каждая конституция была вдохновлена ​​индивидуалистическими идеалами, которые пронизывают современный западный конституционный закон. Конституция бывшей и других коммунистических стран подчиняла отдельные свободы достижению цели. Однако, несмотря на большие различия между современными конституциями, они по меньшей мере одинаковы в одном отношении: они должны выражать суть конституционного права, регулирующего их соответствующие страны.

Эти слова, написанные над главным входом в здание Верховного суда, выражают главную ответственность Верховного суда Соединенных Штатов. Суд является высшим трибуналом в Нации по всем делам и спорам, возникающим в соответствии с Конституцией или законами Соединенных Штатов. Будучи последним арбитром закона, Суд обязан обеспечить американскому народу обещание равной справедливости в соответствии с законом и тем самым также выполняет функции опекуна и переводчика Конституции.

Ta к, в советской научной литературе признавалось, что, начиная с Конституции СССР 1936 года, Основной закон становится формообразующим фактором как главный источник советского права [ 1 ].

В конституциях советского периода четко определялись виды нормативных актов для всех органов государственной власти, закреплялось деление правовых актов на законы и подзаконные акты, устанавливалась их иерархия в зависимости от юридической силы, был сформулирован принцип законности и т.д. Но лишь с принятием Конституции Республики Казахстан 1995 года стало возможным в полной мере говорить о Конституции именно как о системообразующем, фундаментальном источнике права.

Верховный суд «явно американец по понятию и функции», как заметил главный судья Чарльз Эванс Хьюз. Немногие другие суды в мире обладают одинаковым авторитетом конституционного толкования, и никто не использовал его в течение длительного времени или с таким же влиянием. Любые люди никогда не составляли более внушительную судебную власть.

Уникальная позиция Верховного суда, в значительной степени, связана с глубокой приверженностью американского народа верховенству закона и конституционному правительству. Соединенные Штаты продемонстрировали беспрецедентную решимость сохранить и защитить свою письменную Конституцию, тем самым предоставив американскому «эксперименту в демократии» самую старую письменную Конституцию, которая все еще действует.

РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. КОНСТИТУЦИЯ (лат. constitute — устройство, постановление) — основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан. „Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр.

Конституция Соединенных Штатов является тщательно сбалансированным документом. Он призван обеспечить, чтобы национальное правительство было достаточно сильным и гибким для удовлетворения потребностей республики, но в достаточной степени ограничено и просто для защиты гарантированных прав граждан; это позволяет уравновешивать потребность общества в порядках и право каждого человека на свободу. Чтобы обеспечить эти цели, создатели Конституции создали три независимые и равные ветви власти. То, что эта Конституция обеспечивала непрерывное демократическое правительство через периодические стрессы более двух столетий, иллюстрирует гениальность американской системы правления.

Образовательный портал — все для студента юриста

В соответствие со статьей 135 Конституции РФ изменения глав 1,2 и 9 Конституции РФ не допускается. В случае попытки пересмотра пересматривается вся Конституция. Если предложение по пересмотру глав 1,2 и 9 Конституции РФ поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы РФ, то созывается Конституционное собрание. Конституционное собрание может либо подтвердить неизменность Конституции РФ, либо разработать проект новой Конституции.

Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей конституции в любой стране должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной вла­сти может быть демократическим и эффективным только при со­блюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на ос­нове всеобщего избирательного права, и т.

Сложная роль Верховного суда в этой системе обусловлена ​​его полномочиями по признанию недействительными законов или исполнительных действий, которые, по мнению Суда, противоречат Конституции. Хотя функция судебного пересмотра явно не предусмотрена в Конституции, она ожидалась до принятия этого документа. Более того, многие из Отцов-основателей ожидали, что Верховный суд возьмет на себя эту роль в отношении Конституции; Например, Александр Гамильтон и Джеймс Мэдисон подчеркнули важность судебного пересмотра в документах федералистов, в которых содержится призыв к принятию Конституции.

Прямое действие Конституции — большое завоевание демократической России, не менее важное, чем, например, частная собственность или свобода массовой информации. При этом, конечно, нужно понимать, что прямое действие Конституции — это не просто изменение принципа действия Основ­ного Закона путем росчерка пера законодателя, а следствие глубоких соци­ально-экономических преобразований, становления гражданского общества.

Гамильтон написал, что в ходе судебного разбирательства Суд обеспечил, чтобы воля всего народа, выраженная в их Конституции, была бы верховной по воле законодательной власти, устав которой мог бы выражать лишь временную волю части народа, И Мэдисон написал, что конституционное толкование должно быть оставлено для аргументированного решения независимых судей, а не для суматохи и конфликта политического процесса. Если бы каждый конституционный вопрос решался общественными политическими переговорами, утверждал Мэдисон, то Конституция была бы сведена к битве за конкурирующие фракции, политическую страсть и партизанский дух.

Статья 15 Конституции Российской Федерации особенно важна потому, что в ней определяется место Конституции в системе нормативных правовых актов страны.

«1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Известно, что под юридической силой акта понимают как его обязательность вообще, так и его место в иерархии правовых актов.

В этом решении главный судья утверждал, что ответственность Верховного суда за отмену неконституционного законодательства является необходимым следствием его присяжного долга по поддержанию Конституции. Эта клятва не может быть выполнена иначе. Это решительно провинция судебный отдел, чтобы сказать, что такое закон, - заявил он.

Оглядываясь назад, очевидно, что конституционная интерпретация и применение были сделаны необходимыми по самому характеру Конституции. Отцы-основатели мудро сформулировали этот документ в довольно общих терминах, оставив его открытым для будущей разработки для удовлетворения меняющихся условий. Как отметил главный судья Маршалл в «Маккаллох против», поэтому его природа требует, чтобы были отмечены только его большие очертания, обозначены его важные объекты, а второстепенные ингредиенты, которые составляют эти объекты, выводятся из природы самих объектов.

3. Принципы и нормы конституции имеют прямое действие. Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать конституции. Все должностные лица независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение ее принципов и норм. Согласно статье 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации

«органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»
.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов традиционно отличают следующие черты :

Конституция ограничивает рассмотрение Суда «делами» и «спорами». Джон Джей, первый главный судья, разъяснил эту сдержанность на ранней стадии истории Суда, отказавшись сообщить президенту Джорджу Вашингтону о конституционных последствиях предлагаемого внешнеполитического решения. Суд не дает консультативных заключений, скорее его функция ограничена только для определения конкретных случаев.

Верховный суд также имеет «первоначальную юрисдикцию» в очень небольшом числе случаев, связанных с спорами между государствами или между государством и федеральным правительством. Когда Верховный суд определяет конституционный вопрос, это решение является фактически окончательным; его решения могут быть изменены только редко используемой процедурой конституционной поправки или новым постановлением Суда. Однако, когда Суд интерпретирует устав, могут быть приняты новые законодательные меры.

1) особый субъект , который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

Адаптировано из Верховного суда Соединенных Штатов, любезно предоставлено Историческим обществом Верховного суда. Письменный текст государственных и федеральных конституций. Орган судебного прецедента, который постепенно развивается в процессе, в котором суды толкуют, применяют и разъясняют значение конкретных конституционных положений и принципов в ходе судебного разбирательства. Исполнительные, законодательные и судебные действия, соответствующие нормам, предусмотренным конституционным положением.

Текст Конституции У. обозначен четырьмя характеристиками: делегирование полномочий, в котором обязанности и прерогативы исполнительной, законодательной и судебной ветвей определяются четкими конституционными положениями; Разделение властей, в которых обязанности правительства разделяются и распределяются между координатными ветвями; резервирование власти, в которой суверенитет федерального правительства квалифицируется суверенитетом, зарезервированным для правительств штатов; и ограничение власти, в которой прерогативы трех ветвей власти ограничены конституционно перечисляемыми правами личности, Неопубликованные права, полученные из источников, не входящих в текст Конституции, и другие ограничения, присущие демократической системе, в которой конечный источник полномочий для действий правительства это согласие людей.

4) особые юридические свойства :

· верховенство,

· высшая юридическая сила,

· порядок принятия, внесения поправок,

· специфические формы охраны и др.

Рассмотрим этичерты .

1. Конституция в современном значении этого понятия является актом, который, как правило, принимается народом или от имени народа .

При рассмотрении своих дел суды рассматривают эти конституционные положения и принципы для руководства. Как только суд каким-то образом интерпретирует конституционное положение, он становится прецедентом. В соответствии с доктриной «Старе Декризис» судебная ветвь должна придерживаться существующего прецедента во всех будущих случаях, представляющих аналогичные фактические и юридические обстоятельства, если у него нет веских оснований для отклонения от прецедента или его отмены.

Государственный или федеральный закон считается конституционным, когда он согласуется с текстом конституционного положения и любых соответствующих судебных толкований. Закон, который не соответствует ни письменному тексту, ни судебному толкованию конституционного положения, является неконституционным.

Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция, было связано именно с этой ее чертой.

Выдвигаемое нарождающейся буржуазией требование ограничить права короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти , воплощающей волю всей нации, всего народа . Так, в неосуществленном на практике проекте "народного соглашения" Кромвеля в 1653 г. было предусмотрено условие подписания его всем народом. Такое же требование выдвигалось затем и Ж.Ж. Руссо. Он полагал, что для установления конституции требуется согласие всех граждан. Она должна быть результатом единогласного решения, подписана всеми гражданами, а противники конституции должны считаться иностранцами среди граждан.

Создавая структуру для федерального правительства и сохраняя определенные области суверенитета для государств, Конституция создала систему правления, которая позволила каждой области гражданского, уголовного и административного права для развития с учетом потребностей общества. Федеральная конституция состоит из семи статей и 26 поправок. Конституции, известные как Билль о правах, перечисляют определенные индивидуальные свободы, которые должны быть защищены от нарушений со стороны правительства.

В остальной части Конституции содержатся другие другие положения, многие из которых предназначены для поддержания федералистской системы правления, в которой федеральная конституция является высшим законом страны, а федеральное правительство имеет суверенитет с государствами. В разделе 1 предусматривается, что «предоставленные здесь законодательные державы будут переданы Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей».

Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Неслучайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: "Мы, народ... принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию".

В советских конституциях такая формула впервые была воспроизведена в Конституции СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г. Так, в преамбуле Конституции 1978 г. было записано: "Народ Российской Советской Федеративной Социалистической Республики... принимает и провозглашает настоящую Конституцию" (в последующих редакциях преамбулы эти слова были сняты).

Однако Семнадцатая поправка теперь требует, чтобы все сенаторы избирались непосредственно жителями своего родного государства. В разделе 8 перечислены конкретные законодательные полномочия, которые могут осуществлять Конгресс. К ним относятся право объявлять войну; поднять и поддержать армии; обеспечивать и поддерживать военно-морской флот; регулировать коммерцию; заимствовать деньги и деньги; устанавливать и взимать налоги; выплатить долги; устанавливать единые законы для иммиграции, натурализации и банкротства; и обеспечить общую защиту и всеобщее благосостояние Соединенных Штатов.

Идею о причастности народа к принятию конституции не могли игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. Тогда это выражалось во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936 г., проводившегося в течение шести месяцев с широчайшим размахом и призванного "освятить" Основной Закон волей народа. Всенародному обсуждению подверглась и Конституция СССР 1977 г.

Сенат и Палата должны одобрить все законопроекты до того, как они будут представлены президенту. Если президент наложит вето на законопроект, Раздел 7 разрешит Конгрессу отменить Вето двумя третями голосов в обеих палатах. Поскольку Конгресс является государственным органом, эта статья требует, чтобы Палата и Сенат регистрировали и публиковали свои материалы, в том числе голоса, сделанные кем-либо из его членов.

Раздел 8 также предоставляет Конгрессу право передавать все законы, которые являются «необходимыми и надлежащими» для выполнения его законодательной функции. Ранее Томас Джефферсон утверждал, что необходимая и надлежащая статья разрешала Конгрессу только принимать меры, которые необходимы для осуществления перечисленных полномочий. Конгресс часто полагается на свои полномочия по регулированию торговли как на оправдание законодательства, которое оно вводит. Раздел 8 дает Конгрессу «власть регулировать торговлю между несколькими государствами».

В Конституции РФ 1993 г. рассматриваемая черта отражена наиболее последовательно по сравнению со всеми предшествующими Конституциями. В ее преамбуле сказано: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Причем это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования .

2. Особенность субъекта , принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции − ее учредительный характер .

Поскольку народ в демократическом государстве признается носителем суверенитета и единственным источником власти , только он обладает и ее высшим проявлением − учредительной властью . В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства , которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить , в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства .

Вся история конституционного развития как нашей страны, так и зарубежных стран служит тому подтверждением. Через конституции получали легитимность принципиальные изменения всего общественного строя. Такую роль, в частности, сыграли Конституция РСФСР 1918 г., Конституция Российской Федерации 1993 г.

Именно на признании учредительной природы конституции основываются:

· особый порядок ее принятия ,

· верховенство ,

· ее роль во всей правовой системе государства ,

· непререкаемость конституции для всех учрежденных ею же властей, в том числе для законодательной.

В зарубежной науке конституционного права концепция, в соответствии с которой проводится различие между учредительной властью ивластью учрежденной , представлена достаточно широко. А в Германии она получила и прямое выражение в самой конституции. В ее преамбуле сказано: "...Немецкий народ в силу своей учредительной власти дал себе настоящий Основной закон".

Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступаютв качестве первоосновы, являютсяпервичными . Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений . Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому акту данного государства. Так, законы в Российской Федерации не могут противоречить ее Конституции. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам, постановления Правительства не могут противоречить Конституции, федеральным законам, указам Президента. У Конституции Российской Федерации нет такого юридического "потолка".

Разумеется, из этого не следует вывод о том, что содержание конституционных установлений определяется произвольно , что в конституцию могут быть включены любые нормы .

На процесс выработки конституции воздействуют широкая система экономических, политических, внешнеполитических, международно-правовых, социальных, исторических факторов , сила традиций , преемственность конституционного развития страны и др.

3. Важной чертой , характеризующей конституцию, является особый предмет конституционного регулирования , т.е. специфика того слоя общественных отношений , на которые она воздействует.

Конституционное регулирование отличается всеохватывающим характером , чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества − политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, либо регулируя в этих сферах в соответствии с предметом конституционного права базовые, фундаментальные общественные отношения , либо подвергая их своему воздействию в полной мере.

4. Конституцию отличают и особые юридические свойства .

Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции и выражаются:

- в верховенстве конституции;

- в ее высшей юридической силе;

- в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;

- в особой охране конституции;

- в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок .

Юридические свойства последовательно отражены в Конституции РФ 1993 г. Рассмотрим эти юридические свойства Конституции.

1. В Конституции РФ 1993 г. впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства Конституции РФ. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не содержалось. Не закреплялось верховенство и Конституции СССР.

Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ 1993 г. принципа ее верховенства на всей территории России означает, прежде всего, утверждение в нашей стране конституционного строя , стремление к созданию правового государства .

В признании верховенства Конституции заложена не свойственная прежним, советским конституциям идея подчинения государства конституции, праву .

Верховенство российской Конституции означает также, что с ее принципами, нормами , заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни . Конституция выступает как быдоминантой всего общественного развития .

В принципе верховенства Конституции РФ отражается и федеративный характер нашего государства . Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России , в том числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции. На принципе верховенства Конституции Российской Федерации основано положение о соответствии конституций республик Конституции России .

2. В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу , прямое действие и применяется на всей территории России . Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства.

Высшая юридическая сила Конституции означает:

· не только то, что законы и иные нормативные правовые акты , принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России , но и то, что

· органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ .

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов , действующих в Российской Федерации.

3. Конституция 1993 г. является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства .

Причем определяющее значение Конституции в указанном плане проявляется как в ее содержательном воздействии на основные принципы , заложенные во всем текущем законодательстве , так и в ее роли, связанной с установлением формы права .

Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества − устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования , юридическую силу , порядок и процедуру принятия законов .

В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы , которые должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новой Конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства.

4. К юридическим свойствам Конституции РФ относится ее особая охрана , в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах .

· Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом . В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в случае противоречия их федеральной Конституции.

· Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде Россиио соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

· Конституционный Суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению.

5. Конституцию РФ отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок , который будет изложен в специальном параграфе ниже.

Рассмотрев основные признаки понятия конституции , можно сделать общий вывод : конституция представляет собой единый , обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт , посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекты государственной власти , механизм ее осуществления , закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина .

Этим признакам общего понятия конституции отвечает и действующая Конституция РФ.

Как и всякое другое, данное определение отражает типичные , сущностные признаки конституции , которые свойственны не всем ее видам, которые существуют в мировом сообществе . Например, не только в прошлом, но и в настоящее время в некоторых странах мира действуют так называемые октроированные конституции , т.е. дарованные народу королем, монархом, а не провозглашаемые от имени народа.

Различают также конституции гибкие и жесткие − в зависимости от установленного в этих конституциях порядка их изменения. Конституции, которые могут быть изменены в таком же порядке, в каком принимаются обычные законы, называются гибкими . Те конституции, для изменения которых устанавливается сложная процедура, именуются жесткими .

Конституции, как правило, представляют собой единый писаный акт . Однако роль конституции государства может выполнять, как, например, в Англии, система правовых актов , а также обычаев и судебных прецедентов . В связи с этим различают писаные и неписаные конституции .

Конституции могут реально отражать действительность , адекватно реализовываться в системе общественных отношений. В таком случае они являются реальными .

Нередко положения конституции представляют собой лишь декларативные установления , принципы и нормы которых не находят отражения в жизни. Такие конституции именуются фиктивными . В значительной мере таковыми являлись советские конституции , особенно те их положения, которые утверждали народовластие , полновластие Советов, демократические основы строя и статуса личности.

error: