Книжки-малышки методическая разработка на тему. Книжный уголок в детском саду Уголок книги в подготовительной группе

Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей. Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, и красивые, и зачитанные, но аккуратные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель - не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребенку общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порой привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.

Основными целями книжного уголка являются:

  • развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
  • использование инновационных образовательных программ, методик и технологий воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;
  • создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;
  • обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспитания и развития детей

В книжных уголках тех групповых комнат, где находятся дети раннего возраста, должно быть как можно больше книжек-игрушек. Чем старше дети, тем серьезнее и объемнее книги располагаются в книжном уголке. Количество книг не должно быть регламентированным. Оно зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течение дня или недели. Если воспитатель знакомит детей с творчеством одного автора и в его распоряжении имеются 2 - 3 книги писателя или поэта, надо выставить их и не гоняться за количеством. Меняя предмет разговора с детьми, меняем и книги. Если педагог говорит о жанре сказки, можно выставить 5 - 7 книг сказок, интересных, разнообразных, качественных и с точки зрения иллюстрирования, и с точки зрения полиграфического исполнения.

Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же. В книжном уголке можно помещать портреты писателей, иллюстраторов детской книги. Книжные выставки надо посвящать творчеству отдельных писателей, отдельным жанрам (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т.д.) и даже одной книге, например той, где опубликовано произведение, проиллюстрированное разными художниками. Дети старшего возраста не только с удовольствием рассмотрят шедевры книжного искусства, но и обязательно заметят различия в творческой манере художников, выберут себе ту книгу, которая будет ближе их эстетическому вкусу, их представлениям о героях, персонажах произведения.

Дети ревниво относятся к тем книгам, которые они приносят из дома. Им хочется, чтобы воспитатель обязательно прочел эти книги, показал всем детям, со всеми рассмотрел и прочел их. В связи с этим можно устроить выставку книг, которые дети, на короткий срок, принесут из дома. Но чтобы не выставлять все 15 - 20 экземпляров, сразу надо установить и четко соблюдать очередность, с которой будут не только выставляться книги, но и хозяева-дети расскажут о них, о том, что в них им нравится, с какой целью они принесли книги в дошкольное учреждение. Зная детей, надо постараться так сформулировать вопросы к малышам, чтобы их рассказы получились подробными и интересными.

Еще одна тематическая выставка может быть посвящена конкретному произведению, которое не только прочитано детям, но и проиллюстрировано ими. В этом случае можно пойти двумя путями: выставить произведение и лучшие рисунки к нему или поочередно поместить на выставочный стенд все рисунки. И то и другое надо мотивировать. Дети должны понять выбор воспитателя, чтобы не обидеться, не перестать читать и рисовать. (см. таблицу)

Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определенные темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, о профессиях и др. В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

Следует помнить:

  1. Книжный уголок в дошкольном учреждении не только необходимый элемент предметной среды. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привыканию детей к образу книги, возбуждающая интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть ее.
  2. Продуманный регулярный обмен книг в книжном уголке должен быть не обязанностью, а правилом для воспитателя.

Принципы отбора литературных произведений для детей

Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и т.д. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет чувства и мысли, воздействует, возбуждает и воспитывает.

Открытию перед детьми мира «словесного искусства» помогает правильный отбор литературных произведений, в основе которого лежат следующие педагогические принципы:

  • литература должна отвечать задачам воспитания (умственного, эстетического, нравственного) детей, иначе она теряет свою педагогическую ценность. Книга призвана в конкретных образах раскрыть перед дошкольниками идеалы добра, справедливости, мужества, формировать правильное отношение к людям, самому себе, своим поступкам;
  • необходимо учитывать возрастные особенности детей. Возрастная специфика должна выражаться в учете особенностей психики ребенка, в конкретности мышления, впечатлительности, ранимости;
    • книга должна быть занимательной. Занимательность определяется не темой, не новизной материала, а открытием нового в знакомом и знакомого в новом;
    • в книге должна быть четко выражена позиция автора. (С. Я. Маршак писал, что если автор является не равнодушным регистратором событий, а сторонником одних героев повести и врагом других, это значит, что книга написана на настоящем детском языке);
    • книги должны отличаться композиционной облегченностью, т. е. иметь одну сюжетную линию. Художественный образ или система образов должны раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть подчинены передаче этой мысли. Однако при отборе книг нельзя отдавать предпочтение только небольшим и простым произведениям. Необходимо учитывать, что возможности восприятия детей растут.

Принципы отбора дают возможность определить круг детского чтения, в который входят:

  • произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказки);
  • произведения русской и зарубежной классики (А.С.Пушкина, К.Д.Ушинского, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютчева, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро и др.);
  • произведения современной отечественной литературы (В.В.Маяковского, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, М.М.Пришвина, Е.И.Чарушина, В.В.Бианки, Е.Благининой, З.Александровой и др.).
  • произведения разных жанров (рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах, лирические и шуточные стихи, загадки), разной тематики (детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические проблемы);
  • произведения народов других стран.

Каждый год издаются новые книги для детей. Воспитатели должны следить за выходящей литературой и пополнять круг детского чтения.

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».

Организация книжного уголка в группах младшего дошкольного возраста

Наполнения уголка Правила поведения в уголке книги
Выставляется, как правило, немного 4-5 книги. Могут быть представлены два - три экземпляра одинаковых книг.
Размещают те издания, которые уже знакомы детям, с яркими крупными иллюстрациями.
Отдельные картинки, иллюстрации.
Небольшие альбомы для рассматривания на близкие для этого возраста темы: «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.
Особое предпочтение книжкам - картинкам.
Иллюстрации книг должны шаг за шагом следовать тексту, подробно раскрывать ребенку художественный мир произведения.
Могут быть представлены книжки-малютки, книжки - игрушки и др.
Воспитатель учит:
  • внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия;
  • побуждать пересказывать отдельные эпизоды;
  • обращать внимание на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.)
Неоднократное общение с книгой, позволяет ребенку не только глубже осознавать ее содержание, но и испытывать творческую радость, которую приносит встреча с искусством.
В младшей группе воспитатель дает первые уроки самостоятельного общения с книгой:
  1. Знакомит с уголком книги, его устройством и назначением.
  2. Приучает рассматривать книги и картинки только там.
  3. Сообщает правила, которые нужно соблюдать:
    • брать книги только чистыми руками;
    • перелистывать осторожно, не рвать,
    • не портить, не использовать для игр;
    • после просмотра ставить на место.
В средней группе данные навыки закрепляются, становятся привычкой.
Детям показывают способы ухода за книгой, привлекают к наблюдениям за починкой книг и участию в ней.
Иллюстрации по различным тематикам:
  • Родина
  • Труд людей
  • Родная природа
  • Игры детей
  • Предметные картинки и др. по программе.
Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью.
В младшей и средней группах - 2-3
иллюстрации.

Организация книжного уголка в группах старшего дошкольного возраста.

Принцип организации - удовлетворение многообразных интересов детей.

Наполнения уголка Педагогическая работа с детьми Работа с детьми
Художественная литература
Размещать можно одновременно 10-12 разных книг:
  • 2-3 сказочных произведения,
  • стихи, рассказы (знакомящие детей с историей нашей родины, с современной жизнью);
  • 2-3 книги о животных и растениях;
  • книги, с которыми детей знакомят на занятиях;
  • книги для расширения сюжета детских игр;
  • юмористические книги с яркими смешными картинками ((Михалкова, М. Зощенко, Драгунского, Э. Успенского и др.);
  • «Толстые» книги;
  • книги, которые дети приносят из дома.
Педагогическое руководство становится более корректным, т.к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг.
  • Учить самостоятельному сосредоточенному общению с книгой;
  • Способствовать совместному рассматриванию и обсуждению. Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер;
  • Формировать умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусства;
  • Закрепить интерес дошкольников к сказкам;
  • Формировать гражданские черты личности, патриотические чувства;
  • Знакомить детей с миром природы, ее тайнами и закономерностями.
  • Закрепляются правила обращения с книгой.
  • Принимают участие в самостоятельной починке книг.
  • Принимают участие в оформлении тематических альбомов и выставок.
В среднем срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Поэтому некоторые книги остаются достаточно долго, а другие - нет.
Иллюстрации к различным тематикам:
  • Родина
  • Труд людей
  • Родная природа
  • Игры детей
  • Предметные картинки
  • Иллюстрации к прочитанным произведениям
и др. книги по программе.
Знакомит с миром природы, ее тайнами и закономерностями.
Рассматривание недавно прочитанной книги дает возможность ребенку вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные переживания.
Повторное рассматривание удовлетворяет потребность детей повеселится, посмеяться, создает атмосферу эмоционального комфорта.
«Толстые» книги» читают в течение длительного времени.

Эстетка оформления.

В старшей и подготовительной группах 3-4- тематики:
2-3 посвящены явлениям общественной жизни, 1 - природе.

Альбомы для рассматривания
специально созданные художниками, альбомы на разные темы («Разные звери» Н. Чарушина и др.)
Альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми (открытки, рисунки, иллюстрации)
Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью.
  • Педагогическая целесообразность.
  • Учет возрастных особенностей детей.
  • Эстетика оформления.
Детские журналы
В подготовительной группе
выделяется место для периодической печати (детские журналы «Веселые картинки» «Свирелька» и др.)
Чтение, рассматривание, работа с сюжетными картинками.
Библиотека
В подготовительной группе оформляется небольшая библиотека (желательно книжки- малышки)
Знакомим с библиотекой.
Чтение книг и рассматривание иллюстраций.
Речевое общение, воспитание интереса к книге и чтению, художественной литературы, культура поведения.
Составление картотеки

Требования к оформлению книжного уголка в группе

Уголок книги – это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате.

Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.

В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников – И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.

Кроме того, в Уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.

Как рационально организовать уголок книги

1. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой.

2. Нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения.

3. Существуют различные варианты оформления книжного уголка:

– Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;

– Специально выделенные столы и к ним стулья, диванчик или кресла. Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

4. Подбор литературы и педагогическая работа должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

5. Книги выставляются согласно тематической недели.

Младшая группа

– В книжной витрине выставляется немного книг (4-5), но у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих, же книг, т.к. маленькие дети склонны к подражанию и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.

– В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, с яркими иллюстрациями книги.

– Кроме книг, в уголке книги могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.).

– Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др.

– Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.

Средняя группа

– В книжной витрине выставляется до 7-8 книг.

– Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой.

– Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней.

– Во время рассматривания картинок в книге воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и пр.).

Старшие группы

– Удовлетворение многообразных интересов детей. Каждый должен найти книгу по своему желанию и вкусу. Поэтому на книжной витрине можно помещать одновременно 10-12 разных книг.

- Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, энциклопедии (общие и тематические) для дошкольников, словари и словарики, книги по истории и культуре русского и других народов.

Так же в книжных уголках следует разместить магнитофон, аудиокассеты и CD с записью литературных произведений по программе, диафильмы.

Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы и интересы детей?

– 2-3 сказочных произведения, чтобы удовлетворить постоянный интерес к сказкам.

– Для формирования гражданских черт личности ребенка в уголке книги должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.

– Книги о жизни природы, о животных и растениях. Рассматривания иллюстрации природоведческих книг ребенок лучше познает тайны и закономерности мира природы: В. Бианки «Лесные Домишки», «Первая охота» с рис. Е. Чарушина и т.д.

– На витрине должны находиться произведения, с которыми в данное время детей знакомят.

– Юмористические книги с картинками для удовлетворения потребности повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт. Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и др. (воспитывают способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе).

– Кроме того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книги, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

Каким образом происходит замена книг? Как долго стоит каждая книга на витрине? Нужны ли тематические выставки книг?

– Нельзя определить точный срок пребывания на выставке каждой отдельной книги. Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи. К таким книгам относятся книги художника и писателя В. Сутеева, К. Чуковского «Доктор Айболит» (прозаический вариант) с рис. В. Дувидова, зоологические альбомы, созданные Е. Чарушиным и Н. Чарушиным, и многие другие издания. Такие книги могут и должны долго находиться в группе, доставляя детям радость ежедневного общения.

– В среднем срок пребывания книги в уголке книги составляет 2-2,5 недели.

– В старших группах можно устроить тематические выставки книг. Цель таких выставок углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную важную тему. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л. Толстого, С. Маршака и др.

Правила организации выставки:

  • тема должна быть актуальной для детей (связана с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т.д.);
  • необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния;
  • выставка должна быть непродолжительной по времени – 3-4 дня, так как далее внимание и интерес дошкольников будут неизбежно снижаться.

«Основные требования к оформлению книжных уголков»

1.Рациональное размещение в группе.

2.Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы.

3. Соответствие интересам детей.

4. Постоянная сменяемость.

5. Эстетическое оформление.

6. Востребованность.

Примерное оборудование литературного центра:

- Книги (стихи, проза: сказки, рассказы, в том числе юмористические, фольклор, энциклопедическая литература, детские журналы и т.д.).

- Книжки-малышки, книжки-самоделки, книжки-игрушки.

- Выставка: книги одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников и т.д.

- Литературные игры, игры с грамматическим содержанием.

- Мнемотаблицы для составления предложений и рассказов.

- Пособия по краеведению (символика родного города, страны): книги, настольные игры, альбомы, фотоподборка, мнемотаблицы, рабочие тетради, поделки и т.д.

- Портреты поэтов, писателей.

- Магнитофон, аудиокассеты и CD с записью художественных произведений по программе.

Диафильмы.

Книжкин Дом Презентацию подготовила воспитатель Сигаева Е.В.


Чтобы книжки жили дружно Домик им построить нужно!


Книжный уголок

Детские книги пишутся для воспитания,

А воспитание – великое дело,

им решается участь человека

Белинский В.Г.

Что такое уголок книги? Это особое специальное место в групповой комнате. В оформлении уголка каждый воспитатель проявляет индивидуальный вкус и творчество. Главные условия, которые должны быть соблюдены – это удобство и целесообразность. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.




  • развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
  • удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. ;
  • формирование у дошкольников интереса к художественной литературе;
  • создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;

  • развивать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;
  • воспитывать бережное отношение к книгам.

Правила поведения в книжном уголке

В младшем дошкольном возрасте воспитатель знакомит детей с уголком книги, его устройством и назначением; приучает рассматривать книги в специально отведенном месте; сообщает правила, которые нужно соблюдать:

  • Брать книгу только чистыми руками.
  • Перелистывать осторожно
  • Не рвать, не мять, не использовать для игр.
  • После того, как посмотрел – всегда класть книгу на место.

Чтобы книжки не теснились,

Не рвались и не грязнились,

Их на полки разложили,

И по темам разделили.


  • «Хочу всё знать»
  • «Предметные картинки»
  • «Детские работы»

Цель: Приобщать ребенка к чтению художественной литературы в процессе знакомства со сказками. Воспитывать любовь к фольклорному творчеству – любовь к сказке.




  • Цель : познавать информацию из разных сфер жизни, учить логически рассуждать, фантазировать и радоваться процессу познания.
  • Детские энциклопедии, книги о животном мире.
  • произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, загадки). Портреты детских писателей

Книга самый лучший друг,

В мир окошко отворяет,

Это знают все вокруг,

Такого друга не теряют.







Здесь есть книжки про ребят,

Про щенят и поросят,

Про лисичку, про зайчонка

И пушистого котёнка.

И про жадного мальчишку,

Косолапого лесного мишку.





На сегодняшний день широкое распространение получил такой вид детской литературы, как говорящая книга. Детские интерактивные книги действительно отличаются новым подходом к обучению. Ещё одно важное преимущество детских интерактивных книг – это то, что их любят малыши. Над их созданием трудятся не только работники редакции, но и психологи. Яркие картинки, интересная тематическая подборка, простые предложения, весёлые звуки книжек захватывают юного читателя.









Работа педагога с детьми в книжном уголке

  • -Учит самостоятельному сосредоточенному общению с книгой;
  • - Способствует совместному рассматриванию и обсуждению. Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер;
  • - Формирует умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусства;




Вот такой чудесный домик Мы создали для детей. Будем дальше развиваться Мы ещё полны идей!!!


Спасибо за внимание!

Организация: ГБОУ «Школа № 1359» дошкольное отделение № 3

Населенный пункт: г. Москва

Цель:

  • Воспитывать у детей интерес и любовь к книгам;
  • развивать речевую активность, умение по словесному описанию и иллюстрациям;
  • определять знакомые книги и сказки.

Ход беседы:

Воспитатель: - Ребята, вы любите, когда вам читают книжки? Кто вам их читает? А в нашей группе есть книги? Где же они живут? Правильно, в нашем книжном уголке. А вы заметили, что недавно в наш книжный уголок пришла кукла Катя, она прочитала много книг и поэтому стала такой умной. Весь день она сидит здесь на стуле, наблюдает за нами, а вечером, когда вы уходите домой, она разговаривает со мной. Сегодня Катя согласилась поговорить и с вами.

Воспитатель: (берет куклу): «Здравствуйте, ребята! Я каждый день наблюдаю за вами и вижу, кто из вас любит книги, кто умеет с ними обращаться бережно, аккуратно. А ведь умные люди уже давно сказали: «Книги – это лучшие друзья»! В книгах живут стихи и сказки, веселые истории и яркие картинки.

Воспитатель: - Катя, но наши дети еще не умеют сами читать, как же они узнают, о чем, например, эта книга?

Кукла: - Пусть они сначала посмотрят на картинку и скажут, кто на ней нарисован (зайка). Кто же знает стихотворение про зайку? А здесь кто нарисован? (бычок, мишка – чтение стихов). Вот видите, вы по картинкам узнали свою любимую книжку, которая называется «Игрушки».

А теперь попробуйте отгадать, о какой сказке эта загадка?

Маша в коробе сидит, далеко она глядит.

Кто несет ее, ответь, быстрыми шагами?

А несет ее медведь вместе с пирогами.

Провела его малышка, будет он умнее впредь.

Вот у нас какая книжка. Это (Маша и медведь).

Воспитатель : Найдите эту книжку в нашем книжном уголке и покажите.

(то же и по другим книгам)

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

(Колобок)

Жили-были семь ребят –

Белых маленьких козлят.

Мама очень их любила,

Молочком детей поила.

Тут зубами щелк да щелк

Появился серый волк.

(Волк и семеро козлят)

Воспитатель: Ты знаешь, Катя, мы с ребятами читаем сказки, а потом в них играем. Давайте покажем, как мы это делаем!

Игра-разминка «Ровным кругом»

Как бабушка Колобка стряпала? (показывают движения)

Как Машенька в лесу грибочки собирала?

Как дед Репку из земли тянул?

(вновь посадить на стульчики)

Кукла : - А знаете ли вы, что есть люди, которые умеют сочинять интересные сказки, веселые истории для ребят?

Воспитатель: - Конечно, в нашем книжном уголке висит портрет писателя Корнея Чуковского, и ребята хорошо знают его книги. Как, например, называется эта книга? («Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон», «Айболит»).

Воспитатель : - Послушай, Катя я прочитаю несколько строк из этих книг, а ребята мне обязательно помогут.

Кукла : - Молодцы! Я поняла, что вы любите книжки, и поэтому решила подарить таким умным и воспитанным ребятишкам сундучок с книгами.

Воспитатель : - Спасибо, Катя! Ребята, давайте посмотрим, какие книги лежат в этом сундучке.

Это книжки-малышки, их очень любят и самые маленькие ребята, и детки постарше. Их удобно положить маме в сумку или в свой рюкзачок и принести друзьям в детский сад.

А это большая книга сказок. Посмотрите, какие замечательные в ней картинки. Знаете ли вы эти сказки? (показать сначала знакомые 2-3 иллюстрации, а затем новые). Эту замечательную книгу мы будем читать здесь в группе.

Самая умная книга – энциклопедия! В ней можно найти ответы на самые разные вопросы: почему солнце светит? куда уплывают облака? Зачем ежику нужны иголки?

Эта книга называется Азбука! Вы хотите научиться читать? Все люди: ваши мамы и папы, бабушки и дедушки учились читать по Азбуке. Значит, и вам эта книга очень скоро пригодится!

Ребята, а можно ли в этих книгах рисовать? Конечно, нет! Для этого есть специальные книги-раскраски и Катя подарила нам такие книжки!

Давайте все вместе скажем «Спасибо» Кате и пообещаем их беречь и обязательно прочитать все эти книги.

Важную роль в развитии у детей познавательных способностей имеет работа с книгой. Дети любят слушать рассказы воспитателя, чтение любимых произведений, рассматривать иллюстрации. Чтобы у детей выработался навык работы с книгой, в каждой возрастной группе должен быть оборудован центр книги - место для совместного с воспитателем изучения литературных произведений и самостоятельной деятельности детей.

Роль и значение, основные задачи функционирования книжного уголка

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, включать средства обучения, материалы, инвентарь, инструменты, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование. Регулярные занятия в уголках группы способствуют формированию и развитию умений детей во всех видах образовательной деятельности: познавательной, художественно-эстетической, игровой, двигательной, речевой, трудовой.

Предметно-пространственная среда в ДОУ способствуют развитию навыков и умений детей

Одна из обязательных для организации зон в групповом помещении - книжный уголок.

В нашем мире стремительно развивающихся технологий, киноиндустрии и массмедиа ребёнок не должен растеряться и лишиться возможности обрести верного и мудрого спутника жизни - книгу. Она открывает мир вечных ценностей, учит доброте в увлекательной для детей форме. Рассматривая обложки и иллюстрации книжек, ребёнок совершенствует навыки зрительного восприятия. Из рассказов и сказок дети извлекают новую информацию - так развиваются познавательно-исследовательские способности. Образы литературных героев и фрагменты прослушанного сюжета появляются в сюжетно-ролевых играх и рисунках воспитанников - приобщение к миру литературы способствует раскрытию творческого потенциала, активизации воображения. На основе любимых книжных историй проводятся игры-драматизации и разучиваются диалоги по ролям - уделяется внимание речевой деятельности ребёнка.

Общение с книгой обогащает фантазию детей и их игровую деятельность новыми сюжетами

Цель организации книжного уголка в детском саду - создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы. Рекомендуется привлечение родителей к составлению материальной базы уголка, а также проведение консультаций о поощрении читательских интересов детей, важности обсуждения прочитанных книг в семейном кругу.

Знакомство с книгами в дошкольном возрасте способствует активному развитию образного мышления, восприятия звучащего слова, речевых навыков

Задачи книжного уголка

Общими для всего процесса обучения в ДОУ задачами библиотечного уголка являются:

1. Образовательные задачи

  • создание положительной мотивации к обучению чтению;
  • знакомство с произведениями устного народного творчества и авторскими произведениями;
  • знакомство с классиками детской литературы;
  • обучение поиску знаний в художественных текстах.

2. Развивающие задачи

  • формирование и развитие навыка восприятия образов художественной литературы и фольклора;
  • развитие эмоционального отклика на содержание книг;
  • развитие способности соотносить графическое изображение с прослушанным текстом;
  • формирование мыслительных способностей: сравнения, анализа, выделения главного, формулировки выводов;
  • развитие памяти и фантазии;
  • стимулирование речевой активности, пополнение словарного запаса.

3. Воспитательные задачи

  • привитие любви к литературе;
  • воспитание бережного отношения к книге посредством изучения правил пользования книжным уголком и выполнение трудовых поручений;
  • нравственное воспитание через знакомство с историями о вечных человеческих ценностях: добре, семье, дружбе, верности и т. д.

В книжном уголке дети знакомятся с миром литературы

Воспитатель подбирает книги и составляется план занятий в книжном уголке с учётом возрастных особенностей детей. Обозначим основные задачи наполнения и работы литературного центра для каждой группы детского сада.

1. Первая и вторая младшие группы (1,5–3 и 3–4 года)

  • знакомство с книгой, её строением и содержанием: обложка, корешок, страницы, заглавие, текст, иллюстрации;
  • рассматривание книжных иллюстраций с целью узнавания книжных персонажей и эпизодов;
  • изучение книг про животных;
  • развитие мелкой моторики при изучении необычных книг для самых маленьких: книжки-раскладушки, тканевые книжки, книги с окошками, пищалками, шнурками, прорезями, пальчиковыми игрушками и др.;
  • формирование навыка обращения с книгой.

Младшим дошкольникам интересны сказки и стихотворения о животных, им нравится изучать книжки-игрушки, книжки-малышки и др

2. Средняя группа (4–5 лет)

  • обучение способам починить книгу;
  • формирование умения детально рассматривать иллюстрации, называть средства выразительности, которые использовал художник;
  • формирование умения пересказывать сюжет посредством проведения дидактических игр.

В книжном уголке для воспитанников 4–5 лет появляются наборы дидактических игр по мотивам произведений

3. Старшая и подготовительные группы (5–6 и 6–7 лет)

  • развитие познавательных интересов через изучение книг об окружающем мире, животных и растениях, космосе, динозаврах и т. д.;
  • формирование гражданских черт личности посредством включения в библиотечный уголок книг о значении родины в жизни человека, о важных событиях в истории страны;
  • знакомство с различными видами печатной продукции: газеты, журналы, брошюры;
  • рассматривание иллюстрированных энциклопедий: дети учатся понимать не сюжетные картинки, а графические изображения процессов, систем, моделей;
  • изучение тематических выставок в книжном уголке, посвящённых творчеству какого-либо писателя, празднику или памятному событию.

Книжный уголок для старших дошкольников содержит художественные книги, энциклопедии, журналы, дидактические и настольные игры

Оформление книжного уголка в детском саду своими руками

Основное в формировании развивающей зоны литературной направленности - выбор книг в соответствии с возрастом воспитанников.

Для младших групп создаётся подборка русских народных сказок, сборников малых жанров УНТ (загадок, потешек, закличек, поговорок), стихотворений А. Барто, С. Маршака, Е. Благининой и других детских писателей. Отдаётся предпочтение изданиям с плотными страницами и твёрдыми обложками. По возможности делается подборка книжек для малышей, содержащих игровые элементы (глазки, кнопки и др.). Младшим дошкольникам хочется как можно скорее изучить то, с чем уже занимается кто-то из одногруппников, для таких ситуаций в книжном уголке имеется по нескольку экземпляров книг.

В уголке средней группы представлены книги с обычной листовой бумагой. Дети знакомятся с рассказами о животных и птицах (В. Бианки), юмористическими произведениями малых форм (Н. Носов). Не угасает интерес к народным сказкам и начинается ознакомление со сказками авторскими (К. Ушинского, А. Толстого, М. Горького). Для младших и средних дошкольников в книжном уголке имеются тематические альбомы с картинками-объектами и сюжетными изображениями ближайшего окружения: «Мебель», «Посуда», «Цветы», «Профессии», «Транспорт», «Российская армия» и др.

Старшие дошкольники знакомятся с былинами («Илья-Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич»), литературными сказками зарубежный и русских писателей (в т. ч. А. Пушкина). Библиотечный уголок для детей 5–7 лет содержит книги разнообразной тематики для удовлетворения интересов воспитанников: о природе, о детях, юмористические, энциклопедического характера, о войне, о путешествиях.

Книжный уголок в помещении группы представляет собой тихую зону с полками/стеллажом для книг и стола со стульчиками для детей. Уголок должен быть уютным и привлекательным для маленьких читателей. Приветствуется оформление уголка картинками с изображением известных детям литературных персонажей: герои сказок, Незнайка, Кот Учёный. Воспитатель может придумать хозяина уголка - персонажа-игрушку, который следит за книгами и всегда рад ребятам (Карлсон, Чипполино, Василиса Премудрая).

Для уголка-библиотеки выполняются познавательные стенгазеты и красочные плакаты, к их созданию воспитатель привлекает родителей и воспитанников (присутствие «детской руки» в оформлении всегда приятно ребятам, позволяет внести посильный вклад в обустройство группы). Замечательное украшение - рисунки и пластилиновые/глиняные поделки на тему литературных сюжетов.

Воспитателю совместно с родителями и воспитанниками под сила ярко и оригинально оформить книжный уголок

Требования к оформлению уголка

  1. Рациональная организация. Книжный уголок располагается в светлом месте группы (желательно наличие окон слева и справа). Предусматривается возможность искусственного освещения (электрические бра или настольная лампа). Книжный уголок находится в отдалении от игрового, физкультурного и музыкального центров - здесь тихо, есть возможность уединения с книгой.
  2. Педагогическая целесообразность. В книжном уголке каждый ребёнок может проявить самостоятельность и личную заинтересованность.
  3. Эстетичность. Уголок оформляется в немного отличном стиле от основного помещения группы. В качестве украшения могут выступать предметы народно-прикладного искусства по мотивам сказок, репродукции картин на литературные сюжеты.
  4. Соответствие возрасту. Подбор книг, тематики и форм работы в рамках литературного уголка осуществляется педагогом с учётом возрастных особенностей подопечных.
  5. Удобство. Книги, игровые наборы, альбомы с картинками и иллюстрациями хранятся в книжном уголке с условием открытого доступа всем воспитанникам.
  6. Безопасность. Не рекомендуется использование в уголке книжных шкафов со стеклянными дверцами, с осторожностью - навесных полок. С детьми проговариваются правила обращения с электрическими приборами (если есть в уголке настольная или настенная лампы, установлен проигрыватель для прослушивания аудиозаписей стихотворений и сказок), ножницами и клеем во время ремонта книг.

Воспитатель должен организовать безопасные условия в уголке (электророзетка и приборы находятся вне доступа воспитанников)

Как назвать книжный уголок

В придумывании названия книжного уголка могут участвовать воспитанники. Если уголок выполнен в какой-либо оригинальной тематике или форме, то название должно соответствовать стилю оформления. Подсказкой к именованию выступают персонажи - хозяева уголка.

Примеры названий:

  • классические: «Библиотека», «Читательский уголок», «Уголок сказок», «Книжный уголок»;

    Название уголка может быть классическим и настраивать воспитанников на серьёзное отношение к чтению

  • оригинальные: «Книжная радуга», «Дом книги», «Книжный городок», «Сказка, приди!», «Книголандия», «Книжный теремок», «Литературная вселенная», «Магия книг», «Сказочное путешествие», «Там на неведомых дорожках», «От чистого истока», «Книжный калейдоскоп»;

    Оригинальное название уголка вызывает у детей положительные эмоции и дополнительный интерес

  • с использованием литературных мотивов и персонажей: «Лукоморье», «Библиотека Василисы Премудрой», «Уголок Кота учёного», «В гостях у мудрой совы», «Муми-тролли приглашают», «Встреча с Незнайкой»;

    Уголок, хозяином которого является любимый книжный персонаж, располагает воспитанников

  • смешные: «Читать - не перечитать», «Затейники и фантазёры», «Друзья души моей», «Книга и я - вот гармония!», «Книгомания», «Портал в сказку», «Литературный Эверест»;

    Совместное придумывание забавного названия для уголка вызывает положительные эмоции и развивает фантазию, детям будет хотеться заглядывать в этот уголок снова и снова

Названия могут быть даны и полкам/секциям в книжном уголке. Например, «Умные полочки», «Энциклопедический раздел», «Тут живёт сказка», «Книжкина больница».

Отличная идея - дать имена полочкам, так ребятам будет проще ориентироваться в уголке-библиотеке

Средства оформления книжного уголка

Наличие стенда позволяет размещать наглядные материалы по теме занятия в книжном уголке: портреты писателей, иллюстрации к художественным текстам. Здесь замещаются примеры тем литературных досугов, информация для родителей (списки книг для домашнего чтения), фотографии воспитанников, рисунки.

Стенды

На стенде уголка размещается информация для детей и их родителей На стенде размещаются рисунки воспитанников, посвящённой книжной теме На стенде размещаются материалы для знакомства с творчеством писателя На стенде размещаются материалы в соответствии с темами занятий по календарному планированию

Воспитатель совместно с воспитанниками готовит в художественной мастерской плакаты для оформления книжного уголка. Для работы придумываются забавные лозунги, выбираются мотивы и персонажи для изображения.

Плакаты

Изображение книжного персонажа служит отличным украшением уголка Для оформления книжного уголка выбирается лозунг К временной выставке в книжном уголке может быть нарисован плакат, например, ко Дню матери

Полки и ячейки в книжном уголке оформляются табличками и надписями.

Надписи и таблички

Фразы о значения чтения привлекают внимание детей в книжном уголке Надписи помогают ориентироваться в книжной базе уголка Обсуждение цитат о чтении служит темой познавательных бесед в книжном уголке На стенде выставки, приуроченной к празднику, могут быть размещены весёлые надписи для создания хорошего настроения у ребят

Придать уголку привлекательный вид помогают картинки и эмблемы, которые ребятам так нравится рассматривать.

Картинки и эмблемы

Уголок «В гостях у сказки» оформлен картинками героев-животных Книжный уголок украшен изображением литературных героев Эмблема книжного уголка должна быть оригинальной, замечательно, если она будет выдержана в едином стиле с эмблемами всех зон активности в группе

Эскизы оформления книжного уголка

Вариант оформления книжного уголка: стеллажи с книгами и наборами игр, рабочая зоны с источников искусственного освещения, стенд Уголок для размещения материальной базы предполагает дополнительное обустройство места для чтения (столов, стульев) Уголок безопасен, доступен, осталось сделать его привлекательным, оформив картинками и игрушками

Примеры оформления книжных уголков

Предлагаем ознакомиться с вариантами создания книжных уголков для разных возрастных групп.

Уголок книги в подготовительной группе

Уголок «Книжная радуга детства»

Книжные уголки для каждой возрастной группы

Уголки книги для детей разных возрастных групп

Работа в книжном уголке детского сада

Функционирование книжного уголка направлено на приобщение детей к чтению художественной литературы. Дошкольники не умеют читать, но любят слушать и обсуждать. В книжном центре проводятся занятия, сочетающие различные виды детской деятельности: изучение наглядного материала, беседа, дидактические игры, просмотр презентации или видеоролика, прослушивание аудиосказки. Длительность занятия зависит от возраста воспитанников: в младших группах - 15 минут, в средней - 20, в старшей - 25, в подготовительной - 30.

Занятие заключается в прослушивании текста, обсуждения, рассматривания иллюстраций, игр и др

Примерно раз в месяц рекомендуется проводить тематические досуги в книжном уголке. Это мероприятия, посвящённые какой-либо теме или писателю («Стихотворения о животных», «Сказки Пушкина», «Зимние мотивы», «Стихи о маме»). Часто досуги в книжном уголке синтезируют несколько образовательных областей (интегрированные мероприятия): литературно-музыкальные вечера, театрализованные сказки, квесты на тему книг («Поможем Буратино», «Остров сокровищ»). Досуг сочетает познавательный элемент с развлечением, в младшей и средней группах длится 25–30 минут, в старшей и подготовительной - 45–50.

Досуг в книжном уголке может быть посвящён стихотворениям об осени русских поэтов, например

Воспитанников 5–7 лет привлекают к проектной деятельности в книжном уголке. Дети выбирают книги по теме, отмечают понравившиеся иллюстрации и эпизоды. Эмоциональный отклик на произведения художественной литературы находит воплощение в виде итоговой творческой работы - плаката, панно из пластилина или солёного теста, рисунков, книжек-самоделок.

Заключительный этап проекта, посвящённому восприятию сказки братьев Гримм, - показ спектакля

Основные виды деятельности в книжном уголке

  • Прослушивание литературных произведений;
  • познавательные и эвристические беседы;
  • изучение наглядного материала: выставок, иллюстраций, портретов, обложек;
  • игровая деятельность: дидактические игры, игры-драматизации;
  • трудовая деятельность: посильная помощь в уборке книжного уголка (протирание от пыли книжных полок и печатных изданий), ремонт книг и журналов;
  • самостоятельное изучение печатных изданий.

Большое внимание уделяется самостоятельной деятельности, воспитатель создаёт мотивацию к изучению книг, развитию интереса

Картотека заданий, упражнений и игр в книжном уголке

Задания
  • Придумать рассказ по картинке;
  • составить пересказ по мнемотаблице;
  • составление скороговорок, пословиц, загадок на основе прослушанного текста.
Игровые упражнения
  • Воссоздать сюжет сказки/рассказа при помощи игрушек;
  • «Угадай сказку по трём словам»;
  • придумывание рифмующихся слов;
  • поиск на страницах книги все изображения животных/растений/людей/волшебных предметов;
  • передать при помощи интонации настроение персонажа;
  • мимикой показать эмоции героев.
Двигательные упражнения
  • «Зайка прыгал» (после прослушивания сказки «Лиса и заяц»);
  • «Строим теремок»;
  • «В Лукоморье на прогулку приглашаю вас пройти…»;
  • двигательно-речевой тренинг «Колобок»;
  • пальчиковая гимнастика «Репку мы сажали»;
  • логоритмические упражнения с музыкальным сопровождением.
Дидактические игры
  • Пиктограммы: расположить фишки с изображением героев вокруг эмблемы с сюжетом той сказки, к которой они относятся и др.;
  • на внимательность: «Найди лишнего персонажа», «Кого не хватает»;
  • литературное лото, домино;
  • «Раздай героям их волшебные предметы»;
  • «Найди пару», «Чья это тень?».
Игры-драматизации
  • Театрализованные пальчиковые игры для младших дошкольников;
  • инсценировка эпизода произведения при помощи кукольного театра;
  • Игры-имитации образов литературных персонажей;
  • игра в теневом театре с набором бумажных фигур по сюжетам сказок;
  • дети распределяют роли персонажей сказки, надевают изображающие их маски или шапочки, воспитатель читает текст, а дети показывают действия героев;
  • ролевые диалоги;
  • инсценировки малых жанров УНТ (пословиц, поговорок);
  • импровизации.

Анализ оформления и работы книжного уголка

Воспитатель осуществляет анализ оформления и функционирования книжного уголка с целью определения моментов, требующих корректировки или усовершенствования. Анализ проводится по следующим критериям:

  1. Грамотность расположения уголка: относительно других зон детской активности, окон, дверей.
  2. Удобство мебели: шкафов и полок для хранения книг, столов и парт, стульев и кресел.
  3. Наполнение уголка: соответствие печатных изданий возрасту воспитанников, разнообразие книг по темам и жанрам, разделение книг по содержанию, наличие игрового материала, альбомов для рассматривания.
  4. Эстетичность оформления: что украшает уголок, какие выставки устраивались и были ли они интересны детям.
  5. Посещаемость воспитанниками: как часто дети занимаются в уголке, к каким полкам и предметам был проявлен наибольший интерес.
  6. Формы работы уголка: какие образовательные формы проводились, в какой деятельности воспитанники были активны, что вызвало повышенную эмоциональную отдачу.

Книжный уголок как тема по самообразованию воспитателя

Самообразование воспитателя осуществляется по двум направлениям - теоретическому и практическому.

Теоретическая часть самообразования на тему «Книжный уголок» начинается с изучения методической литературы по развитию читательского интереса у дошкольников, знакомства с литературными произведениями, традиционно включаемыми в программу детского чтения и являющимися новинками детской литературы. Воспитатель составляет список книг, желательных для включения в библиотечный уголок детского сада, работает над составлением плана занятий и списка тематических выставок в течение учебного года.

Непременным требованием самообразования педагога является знакомство с опытом коллег: посещение и осмотр книжных уголков в других группах, детских садах. В помощь воспитателю будут педагогические интернет-порталы, где публикуются примеры оформления книжных уголков в соответствии с возрастными особенностями детей, описывается внедрение ИКТ в работе книжных центров, применение инновационных методов и педагогических находок.

Воспитатель подготавливает паспорт книжного уголка, в котором указывает его расположение, оснащённость, наполнение, элементы украшения. В паспорте прописываются цели организации литературного центра в группе, задачи и формы функционирования, описываются упражнения и игры.

Практическая деятельность заключается в совместной деятельности воспитателя и детей в книжном уголке и стимулировании самостоятельных занятий воспитанников. Проводятся открытые занятия и мастер-классы для воспитателей ДОУ (в т. ч. младших специалистов) и родителей. Воплощённые в практике идеи по оформлению книжного уголка фиксируются педагогом в виде статей для онлайн и печатных изданий по дошкольному образованию, приветствуется включение фотографий и видеозаписей.

Методическим опытом работы в книжном уголке воспитатель делится на педагогических советах, конференциях, открытых семинарах и вебинарах. Уголок может быть выдвинут на участие в конкурсе педагогического мастерства.

В рамках самообразования проводится анализ проделанной работы, указываются пробелы в теоретической базе, эффективные практические методы, обозначаются пути корректировки в функционировании книжного уголка, внедрение новых форм деятельности.

Перспективный план по ознакомлению детей с литературой в книжном уголке

Составлять перспективный план работы в книжном уголке рекомендуется в виде составления понедельного различных форм занятости. Для каждого пункта планирования определяется цель, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям и интересам воспитанников. В плане раскрывается содержание литературного с учётом частоты обновления для конкретной возрастной группы детей, указываются примерные направления совместной и самостоятельной деятельности детей.

Шаблон понедельного планирования:

  • Чтение художественных произведений: авторы и названия произведения, цель ознакомления;
  • занятие: тема, цель;
  • выставка: тема, цель;
  • индивидуальная работа: содержание (заучивание стихотворений, дидактические игры, упражнения), цель;
  • коллективная работа: содержание (изодеятельность, театрализованные игры, проектная деятельность);
  • досуговая деятельность (проводится раз в месяц): тема и содержание (праздник, творческий вечер, развлекательный марафон и др.), цель.

Перспективный план может содержать отдельный пункт по работе с родителями в рамках функционирования книжного уголка: проведение консультаций, совместных досугов и проектов.

Оформление уголка в качестве обязательного элемента предметно-пространственной среды группы осуществляется в рамках образовательного заказа - воспитания всесторонне развитой личности. Приобщение к миру литературы, совершенствование способности воспринимать образы художественных текстов закладывают базу для роста культурного роста ребёнка. Маленький читатель учится относиться к книге как источнику знаний и чувственного опыта человечества, видеть добро и красоту в простых вещах и поступках людей.

error: