Развитие предпосылок учебной деятельности у дошкольников. Формирование предпосылок учебной деятельности дошкольников в рамках перехода к федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования

Бекирова Г.Э.,

Заместитель директора по воспитательной работе

МКОУ «Средняя школа №2»г.Сухиничи

Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.

В статье рассматриваются условия формирования предпосылок учебной деятельности, приоритет непрерывного образования –умение учиться.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни человека, время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности.

С 29 декабря 2012 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», который впервые закрепил за дошкольным образованием статус полноправного, более того– исходного, базового уровня образовательной системы.

Современная система образования выдвинула в качестве одной из важнейших задач создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от с 17 октября 2013 г. №1155 утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В утвержденном документе указывается, что «программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования и направлена на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности» .

Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Эта проблема стояла в свое время перед Л.С. Выготским, определившим ее как "соотношение обучения и развития". Однако ученый лишь наметил пути ее решения. Наиболее полно эта проблема разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, оставаясь в рамках познавательной парадигмы, авторы этой концепции разработали представление об эталонной учебной деятельности как познавательной, построенной по теоретическому типу. Реализация ее достигается через формирование у детей теоретического мышления путем специального построения учебного предмета, особой организации учебной деятельности.

Методика обучения детей умению овладевать способами действий разрабатывалась А. П. Усовой и ее сотрудниками. Интерес к способам выполнения заданий, по мнению А. П. Усовой (1981), составляет психологическую основу учебной деятельности. Характерными чертами умения учиться являются: умение слушать и слышать воспитателя; работать по его указаниям; способность отделять свои действия от действий других детей; развивать контроль за своими действиями и словами и т. д.

Анализ психологических и педагогических исследований позволяет определить в науке две концепции формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста:

  • в процессе игровой деятельности;
  • в процессе специально организованного обучения.

Исследования ученых помогли определить, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться следующие предпосылки учебной деятельности:

Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения;

Умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности;

Умение планировать деятельность, ориентируюсь на её результат.

Перечисленные выше предпосылки учебной деятельности схожи с целевыми ориентирами ФГОС, которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования

Развитие у детей навыков учебной деятельности является условием успешного обучения в школе. Отсюда возникает проблема необходимости подготовки детей дошкольного возраста к учебной деятельности. Для этого в ДОУ существует ряд психолого- педагогические условий, способствующий формированию предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников:

Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и детей;

Развитие навыков игровой деятельности как важнейшего фактора формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников;

Сбалансированность репродуктивной, исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных форм активности;

Обеспечение развивающего характера предметно- развивающей среды ДОУ;

Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, стимулирования самооценки ребенка;

Повышения компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школе.

Эффективность формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в дошкольном образовании возможно, при наличии специальной разработанной модели, которая должна состоять:

1. Подготовки системы игр и игровых упражнений в самостоятельной деятельности детей, на занятиях, фронтально и по подгруппам, способствующие развитию и формированию универсальных способов действия у дошкольников.

2. Разработка проектно-исследовательской деятельности детей.

3. Профессиональное просвещение педагогических кадров с целью их теоретической и практической компетентности по проблеме формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.

Для решения разработки данной модели можно использовать комплекс теоретических и эмпирических методов:

Тестирование детей;

Наблюдение за ними в процессе занятий и в свободной деятельности;

Анкетирование педагогов, беседы с ними;

Изучение педагогической документации, педагогического опыта;

Наблюдение за работой педагогов.

Анализируя теоретические положения и результаты анкетирования детей и педагогов, позволит придти к следующим выводам:

1. Предпосылки учебной деятельности проявляются у детей старшего дошкольного возраста даже при отсутствии специально организованной воспитательно-образовательной работы, но для дальнейшего исследования нужно организовать контрольную группу (специальные условия для развития познавательных предпосылок учебной деятельности не создавать) и экспериментальную группу(где помимо предусмотренных условий будет введена специальная модель эффективности развития познавательных предпосылок учебной деятельности, т.е. познавательной активности детей ).

2. Формирование и развитие предпосылок учебной деятельности, направленных на усвоение ребенком определенной системы знаний, умений и навыков, освоение общих способов действий при решении практических задач, эффективны при создании психолого-педагогических условий.

3. Основанием преемственности от дошкольного к начальному общему образованию может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.

Использованная литература

1.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения-М.,1996.

2.Кудрявцев В.Т. О «неожиданном» в образовании и «ожиданиях» образовательного стандарта//Дошкольное воспитание.2014.№2 . с.86-90

3.Субботина С.Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности//Дошкольное воспитание.2014.№4. с.108-114.

4.Усова А.П. Игра и организация жизни детей: Методические указания.М.:Просвещение,1976.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от17.10.2013.№1155.

6.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах// Избранные психологические труды/Под редакцией Д.И. Фельдштейна; РАО,Моск.психол.-соц. Ин-г.3-е изд. М.: МПСИ; Воронеж:МОДЭК,2001.

Учебная деятельность должна увлекать ребят, прино­сить радость, давать удовлетворение. Важно с самого раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они являются важными моти­вами человеческой деятельности, выражают осознанную направленность личности, положительно влияют на все психические процессы и функции, активизируют способ­ности. Испытывая интерес к какой-либо деятельности, человек не может оставаться безразличным и вялым. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил. Особо важно это учитывать при организации учеб­ной деятельности дошкольников.

Нельзя считать убедительными взгляды тех, кто счи­тает, что учебная деятельность ребят должна строиться не столько на интересе, сколько на чувстве долга, от­ветственности, дисциплинированности. Конечно, эти ка­чества необходимо воспитывать, чтобы решить проблему формирования волевых качеств у ребенка-дошкольника, но недостаточно только говорить, каким он должен быть. Важно помнить, что у детей еще очень слабо развиты произвольное внимание и произвольное запоминание, не­обходимые для того, чтобы учиться. Нужно учитывать и уровень работоспособности ребенка.

Если ребенок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут фор­мальными, так как доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, остаются мертвым грузом, не пригодным к применению. Такое обучение не будет способствовать раз­витию пытливого творческого ума. К. Д. Ушинский считал, что «ученье, взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов. Таким образом, воспитание познавательных интересов и потреб­ностей является первой предпосылкой формирования учебной деятельности.

Обобщение исследований педагогов и психологов по­зволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:

1. Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.



2. Учебная деятельность должна быть разнообраз­на. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.

3. Необходимо понимание нужности и важности пре­подносимого материала.

4. Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.

5. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Учебные задания, предлагаемые дошкольникам, должны быть трудными, но посильными.

6. Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную ак­тивность.

7. Учебный материал должен быть ярким и эмоцио­нальным.

Итак, воспитание познавательных интересов - важ­нейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно ре­шен этот вопрос, во многом зависит успешность органи­зации учебной деятельности дошкольников.

Рассматривая предпосылки учебной деятельности, советская психология опирается на положения о содержа­нии и структуре учебной деятельности, выдвинутые Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым. С точки зрения этих ученых, учебной является такая деятельность, в ходе которой дети овладевают системой научно-теоретических понятий и опирающихся на них общих способов решения конкретно-практических задач. Усвоение и воспроизве­дение детьми этих способов выступает в качестве основ­ной учебной цели. Д.Б. Эльконин отмечает, что учебная деятельность не тождественна усвоению. Знания, умения и навыки ребенок может получать и вне этой деятель­ности, например в игре, в труде. Однако только в усло­виях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта.

Доказано, что развитие учебной деятельности детей возможно прежде всего на основе осознанного вычлене­ния ребенком способа действий. Поэтому второй пред­посылкой учебной деятельности в ее развитом виде вы­ступает овладение дошкольниками общими способами дей­ствий, т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения.

Методика обучения детей умению овладевать способа­ми действий разрабатывалась А. П. Усовой и ее сотруд­никами. Интерес к способам выполнения заданий, по мнению А. П. Усовой, составляет психологическую основу учебной деятельности. Характерными чертами умения учиться являются: умение слушать и слышать воспита­теля; работать по его указаниям; способность отделять свои действия от действий других детей; развивать конт­роль за своими действиями и словами и т. д.

Учебная деятельность - вид познавательной деятель­ности самого ребенка. Но одного умения работать по указаниям воспитателя недостаточно для ее формирования. В тех случаях, когда дети точно следуют инструкции педа­гога, они воспринимают от него способ действий для решения конкретно-практической задачи. Для решения же группы задач определенного типа нужно вначале усвоить общий способ действий.

Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности дошкольников является самостоятельное на­хождение способов решения практических и познаватель­ных задач.

Исследования Н. Н. Поддьякова, Л. И. Берцфаи, Н. В. Морозовой, Г. И. Минской, А. Н. Давидчук пока­зывают, что дети дошкольного возраста выделяют не только практический результат действия, но и те знания, умения, которые при этом усваиваются. Уже в дошколь­ном возрасте при решении практических задач происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дошкольники начинают осмысливать свои действия и их результаты, т. е. осозна­вать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формиро­вания у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.

Как отмечает Г. И. Минская, дети пытаются исполь­зовать усвоенный способ в новых, уже измененных усло­виях, в соответствии с которыми они изменяют конкретные формы его употребления, сохраняя вместе, с тем общий принцип. Следовательно, решая в ходе практической дея­тельности ряд сходных, но не тождественных задач, ребенок приходит к определенному обобщению, что поз­воляет ему переносить найденный способ в новые, изменен­ные условия.

Данные А. Н. Давидчук свидетельствуют о том, что в условиях экспериментального обучения, направленного на формирование общих способов решения определенного круга конкретно-практических задач, у детей вырабаты­вается умение более рационально анализировать условия новой задачи и самостоятельно находить способы ее ре­шения.

Четвертой предпосылкой учебной деятельности, кото­рая должна быть сформирована у дошкольников, является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. Поскольку учебная деятельность осуществляет­ся на основе образца действий, то без сопоставления ре­ально производимого ребенком действия с образцом, т. е. без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.

Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятель­ности рационально начинать с формирования умений конт­ролировать и оценивать свои действия.

Исследования Н. Н. Поддьякова и Т. Г. Максимовой показали, что старшие дошкольники могут не только нахо­дить рассогласование между заданными и получен­ными результатами, но и определять его величину и напра­вление, а затем на этой основе успешно осуществлять коррекцию своего действия. Это говорит о том, что у детей дошкольного возраста стихийно складываются элемен­тарные контрольные действия. Задача же воспитателя - целенаправленно обучать детей действиям контроля.

Помимо общей направленности контрольные действия имеют особую функцию, которая определяется целями и содержанием той деятельности, внутри которой они складываются. Для развития предпосылок учебной дея­тельности необходим особый тип контроля, связанный с формированием умений самостоятельно определять и применять способы действий. Основным условием раз­вития этого контроля являются специальные методы обучения детей приемам сопоставления полученных резуль­татов с заданным способом действий.

Итак, рассмотрев вопрос об основных предпосылках учебной деятельности дошкольников, можно назвать основные компоненты этой деятельности: принятие зада­чи; выбор путей и средств для ее осуществления и следо­вание им; контроль, самоконтроль и самопроверка; личностный (мотивационный) компонент. Сюда относятся мотивы, побуждающие дошкольников овладевать учебной деятельностью, включая познавательные интересы.

Структура учебной деятельности определяется не толь­ко ее компонентами, но и их взаимосвязью, которая при­дает ей целостный характер.


Информация, размещенная на сайте, предназначается служить дополнением, а не заменой отношениям между пациентом и его врачом.

Предпосылки формирования учебной деятельности у дошкольников

Учебная деятельность должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение. Важно с самого раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они являются важными мотивами человеческой деятельности, выражают осознанную направленность личности, положительно влияют на все психические процессы и функции, активизируют способности. Испытывая интерес к какой-либо деятельности, человек не может оставаться безразличным и вялым. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил.

Особо важно это учитывать при организации учебной деятельности детей. Нельзя считать убедительными взгляды тех, кто считает, что учебная деятельность ребят должна строиться не столько на интересе, сколько на чувстве долга, ответственности, дисциплинированности. Конечно, эти качества необходимо воспитывать, чтобы решить проблему формирования волевых качеств у ребенка-дошкольника, но недостаточно только говорить, каким он должен быть. Важно помнить, что у детей еще очень слабо развиты произвольное внимание и произвольное запоминание, необходимые для того, чтобы учиться. Нужно учитывать и уровень работоспособности ребенка.

Если ребенок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут формальными, так как доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, остаются мертвым грузом, не пригодным к применению. Такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума. К. Д. Ушинский считал, что «ученье, взятое принуждением и силой воли» (1954, т. 2, с. 342), едва ли будет способствовать созданию развитых умов. Таким образом, воспитание познавательных интересов и потребностей является первой предпосылкой формирования учебной деятельности.

Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.

♦ Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.

♦ Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.

♦ Необходимо понимание важности преподносимого материала.

♦ Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.

♦ Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Учебные задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.

♦ Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.

♦ Учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным. Итак, воспитание познавательных интересов - важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.

Рассматривая предпосылки учебной деятельности, отечественная психология опирается на положения о содержании и структуре учебной деятельности, выдвинутые Д. Б. Элькониным (1960) и В. В. Давыдовым (1986). С точки зрения этих ученых, учебной является такая деятельность, в ходе которой дети овладевают системой научно-теоретических понятий и опирающихся на них общих способов решения конкретно-практических задач. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов выступает в качестве основной учебной цели. Д. Б. Эльконин (1960) отмечает, что учебная деятельность не тождественна усвоению. Знания, умения и навыки ребенок может получать и вне этой деятельности, например в игре, в труде. Однако только в условиях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта.

Доказано, что развитие учебной деятельности возможно прежде всего на основе осознанного вычленения ребенком способа действий. Поэтому второй предпосылкой учебной деятельности в ее развитом виде выступает овладение детьми общими способами действий, т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения. Методика обучения детей умению овладевать способами действий разрабатывалась А. П. Усовой и ее сотрудниками. Интерес к способам выполнения заданий, по мнению А. П. Усовой (1981), составляет психологическую основу учебной деятельности. Характерными чертами умения учиться являются: умение слушать и слышать воспитателя; работать по его указаниям; способность отделять свои действия от действий других детей; развивать контроль за своими действиями и словами и т. д.

Учебная деятельность - вид познавательной деятельности самого ребенка. Но одного умения работать по указаниям воспитателя недостаточно для ее формирования. В тех случаях, когда дети точно следуют инструкции педагога, они воспринимают от него способ действий для решения конкретно-практической задачи. Для решения же группы задач определенного типа нужно вначале усвоить общий способ действий.

Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности детей является самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач.

Психологические исследования Н. Н. Поддьякова (1977, 1985) показывают, что дети дошкольного возраста выделяют не только практический результат действия, но и те знания, умения, которые при этом усваиваются. Уже в данном возрасте при решении практических задач происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, т. е. осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.

Дети пытаются использовать усвоенный способ в новых, уже измененных условиях, в соответствии с которыми они изменяют конкретные формы его употребления, сохраняя вместе с тем общий принцип. Следовательно, решая в ходе практической деятельности ряд сходных, но нетождественных задач, ребенок Приходит к определенному обобщению, что позволяет ему переносить найденный способ в новые, измененные условия.

В условиях экспериментального обучения, направленного на формирование общих способов решения определенного круга конкретно-практических задач, У детей вырабатывается умение более рационально анализировать условия новой задачи и самостоятельно находить способы ее решения.

Четвертой предпосылкой учебной деятельности, которая должна быть сформирована у детей, является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления реально производимого ребенком действия с образцом, т. е. без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.

Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия. Исследования Н. Н. Поддьякова и Т. Г. Максимовой (1985) показали, что старшие дети могут не только находить рассогласование между заданными и полученными результатами, но и определять его величину и направление, а затем на этой основе успешно осуществлять коррекцию своего действия. Это говорит о том, что у детей детского возраста стихийно складываются элементарные контрольные действия. Задача же воспитателя - целенаправленно обучать детей действиям контроля.

Помимо общей направленности контрольные действия имеют особую функцию, которая определяется целями и содержанием той деятельности, внутри которой они складываются. Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип контроля, связанный с формированием умений самостоятельно определять и применять способы действий. Основным условием развития этого контроля являются специальные методы обучения детей приемам сопоставления полученных результатов с заданным способом действий.

Итак, рассмотрев вопрос об основных предпосылках учебной деятельности детей, можно назвать основные компоненты этой деятельности: принятие задачи; выбор путей и средств для ее осуществления и следование им; контроль, самоконтроль и самопроверка; личностный (мотивационный) компонент. Сюда относятся мотивы, побуждающие детей овладевать учебной деятельностью, включая познавательные интересы.

Структура учебной деятельности определяется не только ее компонентами, но и их взаимосвязью, которая придает ей целостный характер.

Актуальность проблемы формирования предпосылок учебной деятельности .

Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года № 655 утверждены «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В утвержденном документе указывается, что «программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей». Дошкольное и начальное образование - единый развивающийся мир. В связи с этим приобретает особую значимость проблема реализации принципа преемственности в непрерывном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. В последние годы в развитии дошкольных учреждений и начальной школы в связи с актуализацией в нашей стране инновационной концепции образования появляются новые тенденции не только структурного, но и содержательного характера. В настоящее время актуализируется проблема поиска педагогически целесообразных условий, обеспечивающих поступательное развитие ребенка, его готовность к школьному обучению - принятию на себя роли активного субъекта учебной деятельности. Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной педагогике и психологии. Ей посвящено множество исследований (Л.И. Божович, Л.А.Венгер, Г.М.Гуткина, И.В.Дубровина, Е.Е.Кравцова И ДР.) На данном возрастном этапе жизни ребенка игра как ведущая деятельность постепенно сменяется учебной деятельностью.

Учебная деятельность и её структура.

Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации С.Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку. Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная задача - это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель - научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цветущая яблоня», «Зимний сквер» и др.). Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально - с помощью каких-то предметов, либо материализовано - с использованием изображений, их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполняет действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое. Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение еще одного действия – контроля. Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами, соотнести качество этих результатов с уровнем и полнотой выполненных учебных действий. С контролем тесно связана оценка, фиксирующая соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации. Отмечено, что центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Возможность принять учебную задачу и способность решить ее получают в этом случае значение важнейших критериев готовности ребенка к школьному обучению.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

Умение определять цель, способы её достижения (целеполагание);

Планирование предстоящей деятельности;

Выполнение действий по разработанному алгоритму;

Самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

Самооценка.

Предпосылки учебной деятельности и их формирование .

Как известно элементы деятельности могут формироваться только в процессе самой деятельности. В дошкольном возрасте учебная деятельность не является ведущей, поэтому речь может идти только о формировании предпосылок учебной деятельности. Под «предпосылками учебной деятельности» ряд авторов понимают базовые психические функции и выражающие их действия ребенка по овладению учебно-познавательной информацией в понятиях, позволяющие ребенку быть успешным с точки зрения личностного развития, сформированость системы познавательной деятельности и умений быть субъектом взаимодействия и собственной деятельности.

Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы:

Психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.)

Коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроля и оценки).

Активизация и развитие познавательных процессов;

Усвоение общего способа действий, позволяющего решать проблемно-практические и проблемно-игровые задачи;

Овладение планированием (общий способ построения собственной деятельности);

Выполнение действий по алгоритму;

Формирование операций контроля за способом выполнения своих действий;

Формирование умения целенаправленно и последовательно выполнять

действия оценки.

Психолого-педагогические условия для эффективного формирования предпосылок УД.

Учебная деятельность не дается ребенку в готовой форме, и потому должны быть сформированы ее предпосылки в старшем дошкольном возрасте. Это обусловливает проблему создания наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников, обеспечивающих принятие роли ученика, становление субъекта учебной деятельности, адаптации к обучению в начальной школе.

Для эффективного формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования необходимы следующие психолого-педагогические условия:

Интеграция игровой и учебной деятельности, обеспечивающая субъектную активность ребенка;

Основными компонентами психолого-педагогической готовности предпосылок учебной деятельности является принятие учебных задач, овладение обобщѐнными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки;

Сотрудничество (психолого-педагогическое взаимодействие) ребѐнка и взрослого, направленное на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности.

1. Рассмотрим первое условие - интеграция игровой и учебной деятельности, обеспечивающая субъектную активность ребенка. Интеграция игровой и учебной деятельности обусловливается не только фактом их преемственности, но и влиянием каждой из них на протекание психического развития ребенка.

В сущности, ребенок обучается с самого первого дня своей жизни. Этот процесс непрерывен, но остается неизменным одно условие: каждый последующий период вырастает из предшествующего, развитие происходит постоянно, условия для более высокого уровня создаются на предшествующих его этапах развития. Таким образом, предпосылки к определенному виду обучения закладываются на предыдущем этапе развития, в частности предпосылки к учебной деятельности «вырастают» из игровой деятельности, дошкольника (Л.С. Выготский). Соотношение игровой и учебной деятельности тесно связано с соотношением образного и логического мышления. В дошкольном периоде преобладают образные формы мышления, на этапе школьного обучения, в частности, при решении учебных задач - логические. Мышление с опорой на понятия обеспечивает ребенку систематизацию знаний, понимание смысла учебных задач, последовательность в рассуждениях, мышление в образах -возможность выходить за рамки заданного, создавать и воплощать замыслы своих действий при решении учебных задач. Специально организованная деятельность старшего дошкольника, цель которой - формирование психолого-педагогической готовности к овладению учебной деятельностью, должна опираться на ведущую деятельность данного возраста - игру, последовательно включая в нее основные элементы учебной деятельности.

2. Второе условие - основными компонентами психолого-педагогической готовности к учебной деятельности является принятие учебных задач, овладение обобщѐнными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки. Основной единицей учебной деятельности (учебы) является учебная задача. Принятие учебной задачи рассматривается как целостное структурное образование, на которое оказывают влияние характер отношения ребенка к взрослому, мотивация, признание необходимости обучения, стремление к школьному образу жизни, уровень развития познавательных интересов, готовность к выполнению учебной задачи в соответствии с заданными условиями. Специфика учебной задачи проявляется в том, что она направляет активность ученика на овладение способами действий. Способ решения задач определенного типа считается усвоенным ребенком в том случае, если им приняты и опробованы на практике все его составляющие. Формирование отдельных компонентов учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте, как показали исследования Т.С. Комаровой, А.Н. Давидчук, Т.Н. Дороновой, О.М. Анищенко и других, успешно проходит на специально организованных учебных занятиях. Ими выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование), сформировались такие элементы учебной деятельности, как способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу, так и работы других детей. Тем самым, по мнению авторов, у детей формировалась готовность к школьному обучению. Ещѐ одной стороной готовности к школьному обучению является способность к подчинению правилам и требованиям взрослого. Исследованию этого новообразования, лежащего у истоков учебной деятельности, посвящены работы Д.Б. Эльконина и Е.М. Бохорского. Исследователи Л.А. Венгер и Л.И. Цеханская мерой и показателем готовности к школьному обучению называют умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Данное умение связывается ими со способностью овладения общим способом действования в ситуации задачи. Когда ребенок стремится к получению не только того или другого непосредственного или отдаленного результата, но и к обнаружению обобщенного способа решения всех задач данного типа, то это свидетельствует о его желании выявить и понять существенные связи и отношения изучаемого предмета. В процессе решения учебных задач действию контроля придается большое значение. По мнению Д.Б. Эльконина, именно действие контроля характеризует всю учебную деятельность как руководимый ребенком произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько желания учиться или намерением что-то сделать, сколько (главным образом) контролем выполнения действий в соответствии с образцом. Контроль тесно связан с оценкой, фиксирующей соответствие либо несоответствие достигнутого результата требованиям учебной ситуации. Вначале оценку дает педагог, он же и организует контроль. С формированием у детей самоконтроля функция оценки переходит к ним. Осуществление контроля предполагает обращение внимания ученика на содержание своих собственных действий.

3. Третье условие строится при активном сотрудничестве ребѐнка и взрослого, направленном на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности. Основу формирования предпосылок учебной деятельности составляют принципы воспитания личности, которые включают стимулирование и поощрение со стороны другого человека. Наиболее значимыми в системе педагогического взаимодействия являются ситуации сотрудничества, общения, различных типов межличностного взаимодействия, в том числе и взаимодействия с педагогом, основной характеристикой которых выступает личностно ориентированный подход, поэтому личностно ориентированное взаимодействие является необходимым психолого-педагогическим условием обеспечения преемственности по формированию предпосылок учебной деятельности детей.

Результатом формирования предпосылок учебной деятельности, является достижение ребенком такого уровня развития, который в будущем позволит ему овладеть сложным типом учебной деятельности .

Основными предпосылками учебной деятельности дошкольников являются: наличие у них устойчивых познавательных интересов; овладение общими способами действий; самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач; контроль способа выполнения собственных действий. Основные компоненты этой деятельности: принятие задачи, выбор путей и средств его осуществления, соблюдения их, контроль, самоконтроль и самопроверка, личностный (мотивационный) компонент; мотивы, побуждающие дошкольников овладеть учебной деятельностью (познавательные интересы).Структура учебной деятельности определяется не только ее компонентами, но и их взаимосвязью, которая придает ей целостный характер.

Развить у старшего дошкольника предпосылки учебной деятельности - это, значит, воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать. Успешность развития предпосылок во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности старших дошкольников.

Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.

♦ Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.

♦ Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.

♦ Необходимо понимание важности преподносимого материала.

♦ Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.

♦ Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Учебные задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.

♦ Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.

♦ Учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным. Итак, воспитание познавательных интересов - важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.

Организационно-педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности детей (личностная ориентация на ребенка, приоритет коммуникативно-речевого развития, организация диалогического взаимодействия с детьми и руководство ведущими видами деятельности и общения) обеспечивают психологическую и социальную линии развития ребенка на основе конструирования содержания образования и соответствующих ему технологий реализации в системе «педагог-ребенок», «ребенок-сверстники».

При организации занятий со старшими дошкольниками необходимо обязательно планировать:

Учебные задачи;

Учебные действия;

Контроль;

Отличие учебных задач от практических состоит в том, что основной целью деятельности детей является усвоение общих способов выделения свойств понятий или решения некоторого класса конкретно-практических задач. Именно обращение от результатов деятельности к способам может быть выделено как основная характеристика полноценной учебной деятельности.

error: