Тема самообразования устное народное творчество. Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №14 « Ивушка»

города Зеленокумска Советского района».

Отчёт по самообразованию

Тема: «Роль устного народного творчества

в развитии речи детей»

воспитателя Лапаевой Татьяны Александровны

2017 год.

«Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

В 2016-2017 учебном году мною была продолжена тема по самообразованию, начатая в 2015-2016 учебном году «Роль устного народного творчества в развитии речи детей». Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Актуальность. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. Сказки развивают личность ребенка, они пробуждают его фантазию, учат мечтать.

Чтобы дети, как можно лучше, могли овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками я поставила следующую цель:

«Развитие речевых, познавательных и творческих способностей детей на основе устного народного творчества»

Основными задачами моего направления являются :

1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах и методической литературы;

2.Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;

3.Приобщить детей к русскому фольклору

4.Обогащать речь детей, формировать отношение к окружающему миру

5. Развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи.

6. Воспитывать любовь к русскому фольклору .

Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приёмы :

    Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

    Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.

    Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

В своей работе использовала следующие дидактические пособия :

    настольный театр;

    пальчиковые игры на основе русских народных потешек и сказок;

    кукольный театр;

    иллюстрационный материал по сказкам;

    иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям.

На первом этапе своей работы по теме самообразования я сделала

1.Анализ диагностики с целью выявления знаний детей по русскому фольклору.

2.Изучала передовой педагогический опыт и литературу по данной теме.

3.Разработала перспективный план по приобщению детей к устному народному творчеству.

4.Изучила влияние устного народного творчества на развитие речи ребёнка.

Поэтому на втором этапе своей работы по теме самообразования я стала изучать, собирать, а затем самостоятельно создавать необходимый материал для дальнейшей работы, для применения полученных знаний на практике.

Собрала картотеку пальчиковых игр на основе устного народного творчества.

Собрала картотеку загадок, закличек, пестушек, потешек, которые успешно применяла как на занятиях, так и в разных режимных моментах.

В результате проведённой работы к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей выросла речевая активность, обогатился словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают.

Очень важна работа, проводимая с родителями . Рекомендую родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, при индивидуальных беседах показываю, как это можно сделать. Оформила для них папки – передвижки на тему:

-«Родители - книга – ребенок»,

-«Устное народное творчество в развитии речи детей»,

-«Растим говоруна»,

подготовила консультацию на тему «Рекомендации родителям по развитию речи детей четвертого года жизни», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Русские народные сказки в развитии речи ребёнка четвертого года жизни», буклеты «Положи своё сердце у чтения» и многое другое.

Большое внимание уделяю современным подходам к воспитанию детей, создаю условия, обеспечивающие ребёнку психологический комфорт, его всестороннее развитие. Ориентируюсь на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики и новинки методической литературы, в этом мне очень помогла литература, взятая из интернета:

«Дошкольник: образование и развитие, особенности общения. Младший дошкольный возраст: 3-4 года» издательство Просвещение 10.2015г.;

«ФГОС об игре как особом виде деятельности дошкольника» - издательство Учитель сентябрь 2015г.;

«Речевое развитие дошкольников в приобщении к художественной литературе» издательство Учитель 02.2016г.

на 2016-2017 учебный год

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

Изучение методической литературы;

Работа с детьми;

Работа с семьёй;

Самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

Изучение литературы

Пойлова Татьяна Николаевна
Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Самообразование .

Тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей »

Цель работы :

Объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, продолжать развивать творческие способности , познавательные и коммуникативного способности детей на основе устного народного творчества .

Задачи :

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей .

3. Повысить свою квалификацию по вопросу самообразования .

4. Совершенствовать предметно – пространственную среду группы по данной теме.

5. Разработать план бесед с родителями по теме.

Актуальность темы :

Русское народное творчество не перестаёт удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества . Впечатления, которые получает ребенок отражаются в самостоятельном словесном , песенном, изобразительном творчестве ребёнка .

Устное народное творчество пробуждает в детях доброе начало. Поэтому использование в работе с детьми устного народного творчества создает условия для развития речи детей , мышления детей , мотивации поведения, накопления положительного опыта в межличностных отношениях.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования . Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей .

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития . Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово , передаваемое из века в век, из семьи в семью.

При целенаправленной работе с детьми старшие дошкольники способны отгадывать загадки как с точно названными признаками, так и с зашифрованными.

Что касается других малых форм фольклора, то Н. Новикова в своих исследованиях подчеркивает, что некоторые дети знают и с удовольствием повторяют потешки, прибаутки, песенки, байки. Узнавая потешку, сказку, они только называют ее персонажей.

Итак, если малые формы фольклора отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

План работы над темой.

1 этап : Диагностический.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

1. Изучить и проанализировать :

«Закон об образовании»

ФГОС дошкольного образования

Программа Вераксы «От рождения до школы» . Сентябрь 2017 г.

2. Изучение методической литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников . –М.: Академия, 1999.

2. Аникин В. П. Русские народные пословицы , поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957.

3. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. -1992.-№5-6.-С. 5-8.

4. Бухвостова С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск : Академия Холдинг, 1976.

5. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. -1991.-№9.-С. 16-22.

6. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986.-№9.-С. 23-26.

7. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н. В. Барнаул : БГПУ, 2000. -67с.

8. Изучение журналов «Дошкольное воспитание» .

«Ребенок в детском саду» .

9. Хрестоматия для детей старшей группы .

Изучение статей в данном направлении. В течение года.

3. Изучение интернет ресурсов :

2 этап : Прогностический.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

1. Разработать перспективное планирование в группе с учетом использования информационно – коммуникативных технологий. Сентябрь 2017 г.

2. Разработать формы и методы работы с детьми и родителями. Использование компьютерных технологий в работе с детьми. Сентябрь

Октябрь 2017 г.

3 этап : Практический.

Сроки реализации

1. Индивидуальные встречи с родителями , систематически проходящими в течение года.

2. Добавление в книжный уголок книг - русские народные сказки (в соответствии с возрастом.) В течение года

3. Пополнение театрального уголка. В течение года

4. Совместное участие родителей и детей в праздничных мероприятиях, театрализованных представлениях и спортивных праздниках. В течение года.

5. Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей Октябрь 2017г .

6. Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Моя любимая сказка» . Работа с родителями и детьми. Февраль 2018 г.

8. Разучивание песен, стихов, скороговорок. В течение года.

9. Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 6-7 лет » Сентябрь 2017 г.

10. Консультация для родителей «Роль детских сказок в жизни ребенка» » Ноябрь 2017 г.

11. Консультация для родителей «Роль фольклора в воспитании ребенка» Январь 2018 г.

12. Консультация для родителей ««СКАЗКА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА» Март 2018 г.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Консультация «Влияние устного народного творчества на развитии речи детей» Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима.

Перспективный план по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет» Содержание Цель работы: – повышение своего профессионального мастерства и компетентности; – способствовать речевому развитию детей третьего.

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №47» План самообразования.

План самообразования воспитателя средней группы «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5» План самообразования воспитателя средней группы на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет». Цель работы:.

Презентация «Влияние Устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Младший дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития ребенка, когда закладывается фундамент физического, психического.

В 2013-2014 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.

В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.

Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

на 2013-2014 учебный год


Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

Изучение методической литературы;

Работа с детьми;

Работа с семьёй;

Самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

Изучение литературы по теме:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

4. Практическая деятельность

Досуг «Вечер загадок».

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Развлечение «Широкая Масленица»

Князева Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №2 "Кораблик"
Населённый пункт: Сахалинская область,г.Поронайск
Наименование материала: статья
Тема: Отчёт по теме самообразования
Дата публикации: 10.09.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска» Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет" Воспитатель: Н.А. Князева 2016 год

Отчёт по теме самообразования
"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет" «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое». К.Д.Ушинский В 2015-2016 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Эта тема
актуальна
, так как ценность устного народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение для ребёнка, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Сказки, потешки, прибаутки, загадки - первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Общаясь с детьми, я обратила внимание что, у многих детей недостаточный словарный запас, не все дети могут отвечать на вопросы взрослого по содержанию знакомых сказок, игровые и бытовые действия сопровождать речью, в основном используют в общении со сверстниками преимущественно неречевые средства (мимику, жесты, интонацию). Чтобы дети, как можно лучше, могли овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками я поставила перед собой следующую
цель:
- развить познавательные, коммуникативные и речевые способности детей средствами устного народного творчества.
Основными задачами моего направления являются
: - вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, потешек с использованием различных методов и приёмов; - познакомить детей с укладом жизни и быта русского народа; - приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.
Для решения поставленных задач использую следующие
методы и приёмы
:
Наглядный

метод:
демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный

метод:
коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.
Игровой

метод:
игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры. В своей работе использую следующие
формы

работы:
художественно- творческая деятельность (изобразительная деятельность, лепка); художественная литература, народный фольклор; проведение занятий, развлечений; подготовка консультаций для родителей и воспитателей. В своей работе использую следующие
дидактические пособия
: - настольный театр; - пальчиковые игры; - кукольный театр; - иллюстрационный материал; - пособия мнемотехники (мнемотаблицы и мнемодорожки) - иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям. Работая с малышами, я составила
картотеки:
- русских народных игр для детей младшего дошкольного возраста; - русских народных песенок, потешек, прибауток, закличек; - пальчиковых гимнастик для детей младшего дошкольного возраста, основанных на фольклорном материале. В моей работе стали традиционными
фольклорные занятия
: «В гости в сказку», «Ладушки у бабушки»,«Сорока-Белобока», «Теремок»; развлечения и физкультурные досуги «Колобок», «Птичий двор», «Мишка - шалунишка». «К белке в гости». Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития коммуникативных навыков. Это даёт мне возможность привнести в непосредственно образовательную деятельность с детьми элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда НОД проходит не в традиционной форме учебной деятельности, а как яркое общение с детьми, ведь на глазах у ребят разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, играют, танцуют и т. д. При внесении настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда и некоторого баловства. В этом я вижу приоритет фольклорных з а н я т и й. Раскрепощённость, возможность реализовать себя в работе, ориентировка на индивидуальный почерк - действенное претворение в жизнь
принципа

демократического обучения
. На фольклорные занятия распространяются общие
дидактические принципы
: -принцип развивающего и воспитывающего обучения; -систематичности и последовательности, наглядности, индивидуального подхода к детям; - принципы активности усвоения и применения знаний. Проводя занятия с детьми, по всем видам деятельности, на каждое подбираю интересную игровую мотивацию с использованием динамических пауз и физминуток, использую приёмы обеспечения интереса детей, в результате чего, малыши проявляют интерес к произведениям устного народного творчества, в повседневной жизни используют потешки, песенки. А также дети эмоционально отзывчивы, откликаются на эмоции близких людей, сопереживают персонажам сказок. Реагируют на музыкальные произведения, мир природы, учатся овладевать средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Учитывая особенности возраста, я начала работу по использованию малых фольклорных форм с использования их для установления эмоционального контакта, а в дальнейшем и эмоционального общения с детьми в разные режимные моменты. Утреннюю гимнастику, физ. минутки, ходьбу по коррекционным дорожкам, оздоровительный бег, прогулки - всё это провожу, сопровождая чтением стихов, потешек, песенок на фольклорной основе.
На непосредственно образовательной деятельности
, для создания игровой мотивации, использую сюжеты из сказок, заучивание потешек, сюрпризные моменты с привлечением героев сказок.
Развитие сенсорных эталонов и конструктивной деятельности
организую с применением игровых приёмов с присутствием сказочного героя, и с элементами фольклора, что придаёт обучению яркую, эмоциональную окраску, способствует эффективному усвоению как математического, так и литературного материала. Так же использую
произведения

устного

народного

творчества

одевании,

кормлении,

укладывании

спать,

процессе

игровой

деятельности
. Фольклорные произведения, стихи сопровождаю действиями, и наоборот, действия сопровождаю чтением, обыгрывая их. Чтение потешки, в которой упоминается имя ребёнка, вызывает у него радость, желание слушать и повторять её. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся словосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют прислушаться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего.
Особое значение я придаю малым фольклорным формам в ходе занятий, на которых ставятся обучающие задачи, чисто речевые или развивающие ориентировку в пространстве, действия руки. Проводя народные игры с детьми, я убедилась, что воспитательные возможности народной игры огромны, с её помощью развивается у детей память, внимание, сообразительность, быстрота интеллектуальных и физических реакций, сноровка и общительность, дружелюбие, а также гармоничное душевное состояние. Я узнала и записала много народных игр для малышей, которые использую в своей работе, помня о том, что двигательная функция у ребёнка - ведущая с рождения до школы. Малыши любят играть в «Заинька, походи…», «Курочка Хохлатка», «Зайка серенький сидит», «Гуси-гуси». Для развития мелкой моторики использую
игры

пальчиками
на фольклорном материале. Они очень нравятся детям и к концу года дети знают их много, потому, что мы проговариваем их как на занятиях, так и в свободной деятельности. Такие игры как «Мы делили апельсин», «Мы капусту рубим, рубим…», «Этот пальчик дедушка…» и многие другие помогают детям не только развивать мелкую моторику, но и память, создают хорошее настроение, учат проговаривать слова чётко, слаженно, внятно. Спокойная, доброжелательная обстановка, доверительные отношения располагают детей к общению. Для развития речи, которая является основным средством общения, для развития её активности, я использую в своей работе опыт В.А. Деркунской.
Игры-фантазии
с использованием произведений Н.А. Римского-Корсакова помогли детям участвовать в коллективном сочинительстве. Расширению словарного запаса детей, развитию воображения, снятию напряжения помог опыт работы П.А. Жуковой. Игры-драматизации, такие как «Курочка Ряба», «Медведь и пчёлы», «Встреча с колобком» помогают формированию эмоциональной отзывчивости к сверстникам, расширению эмоционального словарного запаса, вызывают у детей интерес к сказке, к ряженью, развивают выразительность движений, умение сопереживать сначала герою сказки, а потом и сверстникам. Идеальными образцами такой формы служат народные художественные произведения: загадки, русские народные сказки, прибаутки, пословицы, потешки.
Содержание

потешек
позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Ценность их состоит в том, что слово можно соединить с действием ребёнка. Их содержание динамично, богато глаголами. Потешки легко можно инсценировать, используя атрибуты. Произведения устного народного творчества, в том числе и потешки, построены на множественных повторах. Повторяются отдельные слова, словосочетания,
предложения, четверостишия. Это способствует запоминанию слов, а затем и активному их употреблению. С помощью потешек у детей сложилось положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приёму пищи, укладыванию спать.
З а г а д к а
- это упражнение для детского ума. Она развивает сообразительность. Когда я загадываю детям загадки, то обязательно выставляю на стол игрушки. Дети быстро отыскивают глазами отгадку, потому что она стоит перед ними. Так же использую картинки и загадки в непосредственно образовательной деятельности.
Заклички
ценны тем, что очень быстро запоминаются, и дети проговаривают их при любом удобном случае хором: «Дождик, дождик, поливай - будет хлеба каравай» или «Солнышко - ведрышко, выгляни, высвети!». Трудно представить мир ребёнка без сказки.
Сказка
, придя к человеку в детстве, остаётся с ним навсегда. Каждый день я читаю детям сказки. По моим эмоциям и мимике дети понимают их содержание. Через сказку дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, укладом жизни, учатся преодолевать трудности, быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Для усвоения детьми слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с ними красочные иллюстрации к сказкам, подчеркиваю при этом колорит предметов быта, одежды, обстановки, в которой действуют герои. Систематически работаю над оснащением
предметно-развивающей среды
, которая помогает усваивать предложенный материал, радует детей.
В книжном уголке
- выставка книг и иллюстраций к русским народным потешкам, песенкам, сказкам, а также пальчиковый театр, шумовые инструменты, постоянно оснащаю предметно-развивающую среду, н-р: персонажами пальчиковых театров «Колобок», «Курочка - Ряба», «Теремок» и т.д.; русскими народными шумовыми инструментами. В группе создан и действует
«Уголок

ряженья»
с элементами русских народных костюмов. Сказки, пословицы, песни, обряды - это образец духовного служения людям, который даёт им эстетическое наслаждение, несет определений объём жизненно важной информации. Здесь очень важна
работа,

проводимая

родителями.
Я рекомендую родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, при этом на родительских собраниях и индивидуальных беседах показываю, как это можно сделать. Оформляю для них консультации, повышающие уровень знаний родителей о народном фольклоре и дающие практические навыки рассказывания. Например: папки «Пальчиковая гимнастика» (на фольклорном материале); «Русские народные игры для малышей».Родители активно участвуют в изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам.

результате

проведённой

работы
я отметила, что к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей стала выше речевая активность, больше словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают стихи, потешки, песенки и с удовольствием их рассказывают. Воспринимают небольшие сказки, рассказы без наглядного сопровождения, называют героев сказок. Для тех детей, которые участвуют в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуются невербальными средствами общения, понимают инструкции при 2-3-х повторениях и нуждаются в незначительной помощи в виде подсказок, а также не проявляют активности и инициативности при общении со сверстниками и взрослыми я разрабатываю рекомендации для воспитателей, для дальнейшей их работы над развитием речи детей. Большое внимание уделяю современным подходам к воспитанию детей, создаю условия, обеспечивающие ребёнку психологический комфорт, его всестороннее развитие. Ориентируюсь на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики и новинки методической литературы, в этом мне очень помогли
курсы повышения квалификации
в ГБОУДПО «Института развития образования Сахалинской области» по дополнительной профессиональной программе «Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»в 2015 году. Принимаю активное участие в организационно-педагогической работе ДОУ: участвую в проведении праздников,развлечениях,досугах МБДОУ №2 «Кораблик». Усовершенствуя работу по направлению «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» занимаюсь
самообразованием.
В своей педагогической деятельности, я планирую продолжать работу реализации принципа «от простого к сложному». Непосредственно образовательную деятельность с детьми проводить в необычной обстановке, со сменой мезосцен, ввести интеграцию во все виды деятельности с детьми по различным направлениям воспитательной работы (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры). В перспективе своей деятельности вижу необходимость продолжить работу по развитию речи детей средствами устного народного творчества.

Актуальность темы:

Цель:

Задачи:

  1. работа с родителями

Этапы:

1 этап (диагностический)

2 этап (прогностический)

3 этап (практический)

4 этап (обобщающий)

5 этап (внедренческий)

Литература:

этапы

Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

Диагностика

Ознакомление с темой

Изучить литературу:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Работа с детьми

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок».

Материал на блог

Театрализованная постановка.

Сообщение на сайте МКДОУ

Материал на блог

Материал на блог

Материал на блог

Материал на блог

Октябрь-апрель

ППРС группы

Сообщение на сайт ДОО

Работа с родителями

Материал на блог

Материал на блог

Проведение мониторинга

Анализ результата мониторинга

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Актуальность темы: Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные) .

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

· Изучить разнообразные формы работы:

  1. совместная деятельность воспитателя с детьми;
  2. индивидуальная работа с детьми;
  3. свободная самостоятельная деятельность детей;
  4. работа с родителями
  • Совершенствовать условия для саморазвития
  • Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития

Этапы:

1 этап (диагностический)

2 этап (прогностический)

3 этап (практический)

4 этап (обобщающий)

5 этап (внедренческий)

Литература:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

План работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год

этапы

Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

Диагностика

Проведение диагностики и заполнение индивидуальных карт воспитанников

Сообщение на Педсовете: «Анализ результатов диагностики» (Аналит. справка)

Ознакомление с темой

Изучить литературу:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Консультация для родителей(папка-передвижка

Работа с детьми

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок».

Материал на блог

Театрализованная постановка.

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Сообщение на сайте МКДОУ

Материал на блог

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

Развлечение «Широкая Масленица»

Материал на блог

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Материал на блог

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Материал на блог

Октябрь-апрель

ППРС группы

Пополнение группы играми и атрибутами

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Сообщение на сайт ДОО

Работа с родителями

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Материал на блог

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Папка-передвижка для родителей

Презентация мероприятия на сайт ДОУ

Открытый показ нод во второй младшей группе.

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

Материал на блог

Проведение мониторинга

Подведение итогов работы по теме самообразования

Подготовка материала «Опыт работы» с методической разработкой по теме самообразования.

Анализ результата мониторинга

Публикация материалов по изучению темы в Интернет-ресурсах.

Представление материала на педагогическом совете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2017-18 учебный год

Воспитателя Иголкиной В.А.

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Актуальность темы: Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные) .

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

  • Изучить разнообразные формы работы:
  1. совместная деятельность воспитателя с детьми;
  2. индивидуальная работа с детьми;
  3. свободная самостоятельная деятельность детей;
  4. работа с родителями
  • Совершенствовать условия для саморазвития
  • Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития

Этапы:

1 этап (диагностический)

2 этап (прогностический)

3 этап (практический)

4 этап (обобщающий)

5 этап (внедренческий)

Литература:

План работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год

этапы

Форма работы

Практические результаты

1 этап

Сентябрь

Диагностика

Проведение диагностики и заполнение индивидуальных карт воспитанников

Сообщение на Педсовете: «Анализ результатов диагностики» (Аналит. справка)

2 этап

Ознакомление с темой

Изучить литературу:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Консультация для родителей(папка-передвижка

3 этап

Октябрь

Работа с детьми

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок».

Материал на блог

Ноябрь

Театрализованная постановка.

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Сообщение на сайте МКДОУ

Материал на блог

Февраль

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

Развлечение «Широкая Масленица»

Материал на блог

Март

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Материал на блог

Апрель

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Материал на блог

Октябрь-апрель

ППРС группы

Пополнение группы играми и атрибутами

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Сообщение на сайт ДОО

Январь

Работа с родителями

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Материал на блог

Апрель

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

4 этап

Март

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Папка-передвижка для родителей

Презентация мероприятия на сайт ДОУ

Май

Открытый показ нод во второй младшей группе.

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

Материал на блог

5 этап

Май

Проведение мониторинга

Подведение итогов работы по теме самообразования

Подготовка материала «Опыт работы» с методической разработкой по теме самообразования.

Анализ результата мониторинга

Публикация материалов по изучению темы в Интернет-ресурсах.

Представление материала на педагогическом совете.


error: