Если дают взятку. Получение и дача взятки: правовые последствия

  • Правовое регулирование интересов государственной и коммерческой службы
  • Ответственность за взяточничество
  • Отличие взятки от подарка
  • Освобождение взяткодателя от уголовной ответственности
  • Вымогательство и провокация взятки. Оперативный эксперимент
  • Возвращение взяткодателю предмета взятки

В процессе деятельности государственной и коммерческой организации ее руководителям и сотрудникам приходится сталкиваться с различного рода служебными правонарушениями – от нетяжких проступков до серьезных преступлений. Руководителю организации и руководителю кадровой службы необходимы элементарная грамотность в области уголовного права, чтобы избирать правильную линию своего поведения, удерживать сотрудников организации и ее руководство от действий, результатом которых может стать лишение свободы, судимость. Оптимальная расстановка кадров, проведение профилактических бесед, возможно, с приглашением юриста, изучение характеров и склонностей руководителей и работников фирмы, выяснение уровня их правовых знаний и отношения к уголовно-правовым запретам в сфере служебных правоотношений полезны всегда. В любом случае эти и другие профилактические меры, принимаемые по инициативе кадровых работников, помогают удержать людей от поступков, грозящих потерей репутации, а то и полным развалом организации. Знать, каким образом регулирует сферу коммерческой деятельности уголовный закон, какие действия предпринимателей влекут уголовную ответственность, как уголовный закон защищает права граждан, какие их действия запрещает под угрозой наказания, необходимо, чтобы не преступить закон.

Незнание уголовного закона не освобождает от ответственности. Так, за дачу взятки должностному лицу, за совершение последним незаконных действий предусмотрено наказание до восьми лет лишения свободы; за незаконную передачу денег лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации, – до двух лет лишения свободы.

За приобретение у фирмы “Стелла” офисного оборудования для муниципалитета генеральный директор этой фирмы предложил одному из руководителей муниципалитета оформить на семью последнего туристическую поездку на Кипр. В результате муниципалитет приобрел оборудование у фирмы “Стелла”. Несмотря на то что в данном случае отсутствовали другие “обиженные” продавцы и не было завышения цены оборудования, действия этих лиц были признаны в судебном порядке дачей и получением взятки.

Правовые отношения в сферах должностных преступлений и преступлений против интересов службы в коммерческих и иных негосударственных организациях регулируют в первую очередь следующие законы и подзаконные акты:

– Уголовный кодекс РФ;

Гражданский кодекс РФ;

– Федеральный закон от 12.08.95 № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” ;

– Закон РФ от 09.10.92 № 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле”;

– Федеральный закон от 31.07.95 № 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации”;

– Указ Президента РФ от 04.04.92 № 361 “О борьбе с коррупцией в системе государственной службы”;

– постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.00 № 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе”.

В п. 1 ст. 290 УК РФ “Получение взятки” говорится о получении должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Максимальное наказание за совершение деяния, предусмотренного п. 1 ст. 290 УК РФ, – лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Если же взятка получена должностным лицом за незаконные действия (бездействие), то наказание может быть назначено от 3 до 7 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. В случае получения взятки лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления его ожидает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Наличие отягчающих обстоятельств, например получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; неоднократно; с вымогательством взятки; в крупном размере, превышающем 500 установленных законодательно минимальных размеров оплаты труда, влечет лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с возможной конфискацией имущества.

За дачу взятки должностному лицу лично или через посредника (п. 1 ст. 291 УК РФ) предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет. Если же взятка дается должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) или неоднократно (п. 2 ст. 291 УК РФ), максимальное наказание для взяткодателя определяется законом в виде лишения свободы на срок до 8 лет.

Не всякий, принявший или передавший денежные ценности, имущество или услуги за выполнение или невыполнение каких-либо действий, за содействие, покровительство и т. д. будет привлечен к ответственности за взяточничество. Для этого необходимо, чтобы получатель денег был должностным лицом, понятие о котором раскрывается в примечании к ст. 285 УК РФ.

Так, при передаче денежной суммы за принятие решения о госпитализации дежурному врачу в больнице мы имеем дело со взяточничеством, а передача денег врачу за проведенную им операцию взяткой не признается и уголовной ответственности, как правило, не влечет.

К должностным закон относит лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Следует отметить, что такие функции могут выполняться и временно (например, стажеры органов прокуратуры), а также одновременно с основной работой (например, народные или присяжные заседатели в суде).

Представителями власти являются лица, осуществляющие законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работники государственных надзорных или контролирующих органов, наделенные распорядительными полномочиями в отношении граждан, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности. Таким образом, к представителям власти судебная и следственная практика относит: членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных органов субъектов РФ, членов Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судей, работников прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД России и ФСБ России, государственных аудиторов, государственных инспекторов и контролеров, военнослужащих при выполнении обязанностей, которые наделяют их распорядительными полномочиями (например, при охране ими общественного порядка).

Организационно-распорядительные функции исполняются, как правило, в рамках одной организации и могут включать в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п.

Ответственность по ст. 290 и 291 УК РФ может понести и такое должностное лицо, которое, не обладая полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя, в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе.

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, понимается, в частности, значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.

А. – заместитель главы администрации одного из территориальных образований – давал устные указания подчиненным ему должностным лицам не обращать внимания и не принимать мер к некоторым нарушениям при акционировании местного завода. За это Д. – руководитель завода – продал А. по явно заниженной цене новый автомобиль. А. был осужден как взяткополучатель, а Д. – за дачу взятки должностному лицу.

Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не рассматривается как использование должностного положения.

Если бы А. попросил бы прямо не подчиненных ему должностных лиц администрации соседнего территориального образования, с которыми он находился в дружеских отношениях, совершить “по дружбе”, из уважения те же самые действия, то ни его, ни Д. нельзя было бы привлечь к ответственности за взяточничество. Однако действия должностных лиц “соседней” администрации можно было бы квалифицировать как другие должностные преступления: злоупотребление или халатность.

Общим покровительством по службе считаются действия, связанные с незаслуженным поощрением, необоснованным внеочередным повышением в должности, и некоторые другие, не вызываемые необходимостью. Попустительством по службе является, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. Несмотря на четкое определение, данное судебными инстанциями, ответственность за взяточничество при попустительстве и покровительстве наступает довольно редко, в связи с трудностью доказывания указанных фактов на следствии и в суде.

Лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой или иной организации независимо от формы собственности либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, а также поверенные, представляющие в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности, не могут быть признаны должностными лицами и в случае незаконного получения ими ценностей либо пользования услугами за совершение действия (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым служебным положением подлежат ответственности по ст. 204 УК РФ “Коммерческий подкуп”.

Собственно взяткой согласно законодательному определению могут быть деньги, ценные бумаги, иные имущественные выгоды.

Такими выгодами могут быть бесплатное или льготное предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, производство ремонтных, реставрационных, строительных и иных работ. Также суд признал в качестве взятки устройство на работу родственника ректора одного из государственных институтов, поскольку этот родственник не имел навыков и образования, необходимых для работы, на которую его устроили, получал явно завышенную зарплату, реально не производил никаких действий по выполнению работы.

ГК РФ в ст. 575 установил запрет дарения государственным служащим, служащим органов муниципальных образований и ряду других лиц подарков, сумма которых превышает пять минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Из этого можно сделать вывод, что 5 МРОТ (в настоящее время – 1000 руб., с 1 июля 2001 г. – 1500 руб.) – это та граница, которая разделяет подарок от взятки. До того как вступило в силу указанное положение ГК РФ, нередко прекращались уголовные дела в отношении тех, кто передал или получил в качестве взятки незначительные ценности, например цветы, конфеты, недорогое шампанское. При этом более ценное спиртное считалось предметом уголовно наказуемой взятки. Такое прекращение дел мотивировалось именно незначительностью суммы, что с известной долей условности можно считать соблюдением указаний УК РФ об освобождении от уголовной ответственности в связи с малозначительностью преступления.

С появлением же нового гражданского законодательства правоприменительная практика была серьезно дезориентирована. По смыслу ст. 575 ГК РФ получается, что допускается дарение обычных подарков, стоимость которых не превышает 5 МРОТ, в частности, государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Следовательно, дарить в указанных пределах можно именно в связи с должностным положением служащего и исполнением им своих обязанностей, что, собственно, в чистом виде является взяткой.

В большинстве случаев правоприменительная практика ограничивает действие положений ГК РФ тем, что независимо от размера, незаконное вознаграждение должностного лица за выполнение им действия (бездействие) с использованием служебного положения должно расцениваться как взятка в следующих случаях:

– если имело место вымогательство этого вознаграждения;

– если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в том числе и правомерное, поведение должностного лица;

– если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия.

Дачей взятки была признана передача в подарок начальнику отдела ГИБДД коммерсантом С. авторучки стоимостью 700 руб. за указание выдать без “лишних проблем” отобранное накануне водительское удостоверение.

Законодатель считает преступным уже само получение и передачу каких-либо ценностей либо имущественных выгод за определенное поведение должностного лица. Поэтому правоведы-криминалисты по поводу дачи и получения взятки говорят, что данные преступления окончены в момент принятия должностным лицом взятки . Это означает, что, во-первых, даже после получения части взятки (100 руб. из 100 тыс.) преступления считаются оконченными на всю сумму (на 100 тыс.); во-вторых, для привлечения к ответственности по ст. 290 и 291 УК РФ не важно, совершены ли после получения ценностей (выгод) должностным лицом какие-либо действия, обусловленные принятым им вознаграждением. Следствию и суду важно лишь установить, что, получая деньги, имущество или иные ценности и выгоды, должностное лицо и взяткодатель знали, что они даются именно за определенные действия, пусть даже законные и объективно безвредные, и желали совершения этих действий (один – за взятку, другой – как правило, для своей пользы или выгоды). По закону уголовно наказуемо как заранее оговоренное получение ценностей либо имущественных выгод, так и взятка, следующая за совершением должностным лицом действий (бездействием) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, пусть даже передающий и получающий до этого ни о чем не договаривались и взятка последним даже не предполагалась.

Инспектор милиции Ф., работающий в разрешительной системе и уполномоченный оформлять документы и выдавать лицензии, при оформлении документов категорически отказался брать в подарок серебряный портсигар от открывавшего частное детективное агентство бизнесмена Б., поскольку все необходимые справки последний представил и никаких препятствий для выдачи лицензии не было. После получения лицензии благодарный Б. вновь пришел к Ф. и все же вручил ему портсигар, не встретив на этот раз сопротивления, так как Ф. решил, что после получения Б. лицензии этот подарок не может считаться взяткой. Однако и бизнесмена и инспектора осудили – соответственно за дачу и получение взятки.

Если же взятка была передана посреднику, отправлена по почте или на банковский счет должностного лица, но еще не была принята должностным лицом, действия взяткодателя квалифицируются как покушение на дачу взятки, а действие (бездействие) взяткополучателя также не образует состава оконченного преступления.

Получение должностным лицом денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействие), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, образует состав хищения путем обмана – мошенничества. Однако в этом случае необходимо доказать его умысел именно на хищение этих ценностей. Владелец ценностей, думавший, что давал взятку, являясь потерпевшим при хищении, в таких случаях одновременно несет ответственность за покушение на дачу взятки, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействие) указанным лицом.

Часто случается, что гражданин получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их. В этом случае так называемого “ложного посредничества” лицо, обманным путем присвоившее себе деньги или иные ценности под видом передачи их должностному лицу в качестве взятки, отвечает за подстрекательство к даче взятки и мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях также являются покушением на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

Довольно распространено мнение, что законом предусмотрены некоторые условия, при соблюдении которых взяткодатель может не понести ответственности за свои действия, если сообщит о них, признается. Однако это не всегда так.

Руководитель Департамента связи Л. при расследовании уголовного дела по обвинению его в получении взятки от сотрудника Департамента за назначение последнего на вакантную должность показал, что ранее неоднократно брал взятки за различные услуги от начальников отделов и сотрудников. Многие из них после задержания Л. сотрудниками милиции сами обратились с заявлениями о даче взяток, имевших место в прошлом. Некоторые же сотрудники сначала не признавали этого, но потом согласились написать заявление, поверив, что они будут освобождены от ответственности за дачу взятки. В суде освобождение от ответственности тех сотрудников, о преступлениях которых милиции было уже известно от Л. на момент подачи ими заявлений, было признано незаконным и их привлекли к ответственности за дачу взяток.

Согласно примечанию к ст. 291 УК РФ гражданин, давший взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если он добровольно сообщил органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Такое сообщение признается судами добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Однако не признается добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно правоохранительным органам: прокуратуре, органам внутренних дел. Органы исполнительной власти (как федеральные, так и местные) не имеют права возбуждать уголовные дела, поэтому сообщение им о даче взятки не является основанием для освобождения от уголовной ответственности.

Начальник отдела управления муниципального жилья М. сообщила руководителю управления К. о даче ею взятки заместителю префекта округа за визирование распоряжения о расселении квартир. Однако факт дачи взятки был зафиксирован сотрудниками милиции, поэтому М. была привлечена к уголовной ответственности, как и получивший взятку заместитель префекта округа.

Под вымогательством взятки, при наличии которого взяткодатель может быть освобожден от уголовной ответственности на основании примечания к ст. 291 УК РФ, подразумевается далеко не всякое условие, которое взяточник ставит перед тем, кто к нему обращается. К вымогательству судом, а значит, и следственными органами отнесено только требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку для предотвращения вредных последствий для его охраняемых законом интересов.

Начальник отдела нежилых помещений муниципалитета Ч. отказал руководителю коммерческой фирмы “Рондо” У. в просьбе сдать в аренду первый этаж здания, где расположено муниципальное учреждение, для организации там магазина из-за отсутствия у фирмы ряда необходимых документов. Чтобы получить разрешение на аренду, У. пообещал Ч. 800 долл. США. В момент передачи взятки оба были задержаны и впоследствии привлечены к уголовной ответственности за дачу и получение взятки, несмотря на то что адвокат У. заявлял, что его подзащитный был вынужден дать взятку, поскольку ее вымогали. Но У. хотел получить неположенное, его интерес не был законным и правоохраняемым. Поэтому отказ Ч. не ставил его в условия, при которых он был вынужден дать взятку для предотвращения вредных последствий или соблюдения своих интересов. Таким образом, отказ Ч. не был признан вымогательством взятки.

Необходимо помнить, что при квалификации преступлений российские правоохранительные органы руководствуются принципом “субъективного вменения”, означающим, что за основу оценки действий как взяткодателя, так и взяткополучателя берется его субъективное отношение к производимым действиям. Очень часто, даже не дав взятку должностному лицу (если оно не приняло предложенные ценности) или передав ценности не должностному лицу (в результате ошибки относительно его должностных полномочий и функций), можно быть привлеченным к уголовной ответственности за покушение на совершение преступления , предусмотренного ст. 291 УК РФ “Дача взятки”.

Следует также обратить внимание на то, что, хотя законом и предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности взяткодателя при соблюдении описанных выше условий, это освобождение вовсе не означает признания человека невиновным, так как наступает вследствие так называемых “нереабилитирующих” оснований для прекращения уголовного преследования. Это значит, что в рамках уголовного дела будет считаться, что лицо, давшее взятку, совершило преступление (по классификации УК РФ – средней тяжести или тяжкое), его вина доказана и признана им самим, но в силу ряда обстоятельств, свидетельствующих о слабой степени антисоциальной направленности и общественной опасности этого человека, он может быть исправлен без применения к нему мер наказания.

Исключение составляют случаи прекращения преследования в связи с отсутствием состава преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ, когда взятка передавалась под контролем правоохранительных органов с целью выявления и фиксации факта получения взятки должностным лицом. Возможна также обратная ситуация, при которой у взяткополучателя ответственность не наступает, так как деньги или ценности он получал с ведома правоохранительных органов для изобличения взяткодателя. Такое мероприятие именуется оперативным экспериментом и проводится на основании Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”.

При проведении оперативного эксперимента, как правило, происходит документирование событий (скрытая аудио- и видеозапись, передача помеченных или переписанных денег), после которых в рамках уголовного дела происходит официальное закрепление доказательств (осмотр или обыск в присутствии понятых, допросы, очные ставки, экспертизы). Основным правилом проведения оперативного эксперимента является искусственное создание таких условий, при которых у лица, в отношении которого проводится эксперимент, есть возможность свободного выбора между правомерным и преступным поведением. В случае нарушении этого правила речь может идти о провокации взятки, при которой уголовная ответственность наступает не для взяточника, а для провокаторов (как сотрудников органов правопорядка, так и для лица, дававшего взятку).

Статья 304 УК РФ “Провокация взятки либо коммерческого подкупа” устанавливает, что попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа является преступлением, за совершение которого максимальным наказанием является лишение свободы на срок до пяти лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Согласно статистическим данным довольно часто (примерно в 20 % случаев) уголовное преследование за взяточничество прекращается в отношении взяткополучателя в связи с имевшей место провокацией. Практически во всех таких случаях возбуждается уголовное преследование в отношении взяткодателя по ст. 304 УК РФ. Важно отметить, что совершить такое преступление может как должностное лицо (например, оперативный работник милиции, уверенный, что разоблачает действительного преступника), так и частное лицо (как правило, в случаях провокации с целью шантажа).

Провокацией, в общем смысле этого слова, является намеренное создание ситуации, которая подталкивает, вынуждает или способствует совершению потерпевшим (так как “взяткополучатель” в этом случае будет именно потерпевшим) выгодных провокатору (в том числе незаконных и преступных) действий. При провокации взятки провоцируется именно ее получение, а не дача. Искусственно созданные обстоятельства, в данном случае путем провокации, не могут служить доказательствами в получении взятки, они недопустимы этическими нормами и признаются преступлением, как любая иная фальсификация доказательств.

Созданием условий, которые в свою очередь должны создавать видимость получения должностным лицом денег или иного имущества в качестве взятки, может быть, например, попытка передачи денег или имущества при свидетелях, в условиях скрытого фотографирования, при записи на магнитофон сказанных при этом слов или при иных обстоятельствах, которые должны послужить впоследствии “доказательствами” получения взятки. Одно лишь словесное предложение взятки, даже если оно не будет являться провокацией, квалифицируется следственными и судебными инстанциями как подстрекательство к получению взятки.

Уполномоченный лицензионной комиссии Управления здравоохранения М. долгое время обоснованно отказывал коммерческому директору фирмы “Сильва” Ц. в выдаче лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. После того как к Ц. обратились сотрудники милиции с просьбой помочь в выявлении фактов взяточничества в управлении здравоохранения, тот в рамках оперативного эксперимента снова обратился к М. и после долгих уговоров склонил последнего к выдаче лицензии за взятку.

Несмотря на принятое следствием решение об освобождении Ц. от ответственности по ст. 291 УК РФ на основании примечания, суд не согласился с таким решением.
Ц. не покушался на работу системы госслужбы, не собирался с помощью взятки добиться нужного ему решения, он лишь выполнил просьбу сотрудников милиции, а следовательно, преступления – дачу взятки – не совершал (освободить от ответственности, согласно примечанию к ст. 291 УК РФ, можно только того, кто преступление совершил). В то же время в действиях Ц. есть все признаки подстрекательства к получению взятки, за что он и был осужден.

Важно подчеркнуть, что действия при провокации взятки совершаются умышленно с целью искусственного создания доказательств ее получения, чтобы использовать их впоследствии для “разоблачения” должностного лица, которое в данном случае выступает в роли потерпевшего, в получении взятки или для его шантажа. Провокация взятки отличается от действительной ее передачи двумя признаками.

Во-первых, при даче взятки преследуется иная цель: понудить должностное лицо совершить те или иные действия в интересах дающего (или воздержаться от действий). При провокации этой цели нет.

Во-вторых, провокация всегда совершается без согласия должностного лица (т. е. вопреки его воле). Отсутствие согласия может выражаться в прямом отказе взять предлагаемый предмет, искреннем возмущении, вызове свидетелей, сообщении в милицию; но могут быть и такие случаи, когда деньги или имущество передаются потерпевшему без его ведома (подкладываются в карман, автомашину, шкаф или ящик; деньги переводятся на его счет в банк и т.п.). Существенным для квалификации действий как провокации взятки является то, что согласие потерпевшего на получение взятки не имело места, т. е. не было выражено ни в какой форме.

Следственная и судебная практика показывают, что полностью доказанное разоблачение взяткополучателя встречается, как правило, лишь в том случае, когда должностное лицо само выступает с требованием или вымогательством взятки. Если в ответ на такое предложение соответствующие службы организуют (как правило, с привлечением гражданина, к которому обращался взяточник) оперативный эксперимент и проведут его без нарушений законодательства, в действиях милиционера и гражданина никакого состава преступления не будет, поскольку никто не подталкивал должностное лицо к совершению преступления. Должностное же лицо будет отвечать как взяткополучатель.

При проведении оперативного эксперимента, а также в случае добровольного сообщения взяткодателя или наличия вымогательства взятки часто возникает вопрос о возвращении взяткодателю, в отношении которого уголовное преследование прекращено, денег, имущества или других ценностей, переданных в качестве предмета взятки.

До недавнего времени этот вопрос разрешался судом и правоохранительными органами однозначно: имущество во всех случаях обращалось в доход государства. Взяточничество (как дача, так и получение взятки) рассматривалось как преступная деятельность, посягающая на нормальное функционирование государственного (муниципального) аппарата, а не на собственность.

В настоящее время, в связи с возрастающим приоритетом экономических отношений в обществе, основой которых являются отношения собственности, Верховным Судом РФ сделано исключение из изложенного правила при оставлении незыблемыми описанных выше положений о том, что изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства, а также о том, что освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по мотивам вымогательства взятки или добровольного заявления о даче взятки не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления.

Так, признано, что в доход государства не могут быть обращены деньги и другие ценности при соблюдении следующих условий. В случае, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки и при этом до передачи ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем (т. е. в рамках оперативного эксперимента) с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. Тогда деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки, подлежат возвращению их владельцу. Их возвращение лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, возможно только при условии, что дача взятки была обусловлена необходимостью предотвращения вредных последствий.

Мошенник Х., изготовивший поддельные загранпаспорта и выдавший их за настоящие, добытые им якобы за взятку для обратившихся к нему Ш. и Р., признан виновным в хищении (мошенничестве), а также в соучастии (в форме подстрекательства) в даче взятки. Передавшие ему деньги для “взяток” Ш. и Р. признаны виновными в покушении на дачу взятки, а деньги обращены в доход государства.

Нормативная база

  • Гражданский кодекс Российской Федерации, ст. 575
  • Уголовный кодекс Российской Федерации, гл. 23, 30, 31, ст. 204, 285, 290, 291, 304
  • Закон Российской Федерации от 09.10.92 № 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле” (по сост. на 05.07.99)
  • Федеральный закон от 31.07.95 № 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации” (по сост. на 07.11.00)
  • Федеральный закон от 12.08.95 № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” (по сост. на 30.12.99)
  • Указ Президента Российской Федерации от 04.04.92 № 361 “О борьбе с коррупцией в системе государственной службы”
  • Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.00 № 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе”

Вместо эпиграфа:

УК РФ, статья 291, Дача взятки.

1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника:

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо

исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие:)

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или, если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Я хочу снова поднять тему откатов, взяток и комиссионных, так как данный вопрос у некоторых людей стоит очень остро. Буквально вчера я разговаривал с представителем одной крупной компании, который доказывал мне, что на рынке его услуг никто не получает ни одного крупного заказа без отката. Откат составляет в среднем двадцать процентов от суммы услуги, и перечисляется по безналичному расчёту в счёт оплаты липовых договоров на счета, которыми пользуется заказчик или его доверенное лицо (посредник).

Консультант или любой другой человек, получающий заказ за взятку, расписывается в бизнес-импотенции. Это уже не бизнес, а криминальная деятельность. И тут нет промежуточных цветов, только белый и чёрный. Количество денег в кармане у преступника - не показатель его успешности, как бизнесмена. Слово «бизнесмен» подходит только для белых (я имею в виду не расу, а легальность). Так как, если весь твой бизнес полетит в тартарары при условии соблюдения законности, то как это можно назвать «бизнесом»? Это преступная деятельность.

Оправданий можно привести массу. Например: «всё равно эти бабки уведут», «я же не себе беру», «все так делают», «тогда я могу просто закрывать предприятие», «а мне по фигу, я думаю только о себе», «я это делаю скрепя сердце, для пользы дела, а так я честный», «если не я, то конкурент, зачем его кормить?», «у нас страна такая, все воруют», «мир сразу не изменишь», «с менталитетом не поспоришь», «бесполезно что-либо менять, система такая», и т.д., и т.п.

Вот как начинается эта ловушка. «Бизнесмен» чувствует лёгкие деньги, наведя некоторые связи. Ему намекают на взятку, а у него на тот момент проблемы с деньгами, так что о «понятиях» (таких как УК, или элементарная порядочность) он мгновенно забывает. Получает заказ, предоплату, «откатывает». Делает на радостях заказ - цикл действия закончен. О том, что это действие преступно и карается лишением свободы он как-то даже и не думает - когда это русский мужик крестился до грома? Пока «мусора не приняли», никто и не преступник. Так, озорник.

Дальше, больше. Если не дай бог «откатный» заказ был самым крупным в истории фирмы (или одним из крупных), то «бизнесмен» выстраивает структуру фирмы под обслуживание таких заказов. Отдела маркетинга и отдела PR нет, а зачем? Основные бабки приходят от заказов, поставляемых взяточниками. Когда обороты достигают действительно больших цифр, ловушка захлопывается.

Выйти из схемы без перестройки всей системы невозможно, или, если более точно, очень сложно. Искать заказы честно не умеем. Голова «заточена» под криминальные схемы. Неэтичность порождает цинизм и даже физические болезни (не верите, посмотрите на распространённость язвы желудка, инфарктов и инсультов в среде «серых» и «чёрных»). Бороться с взяточничеством и коррупцией в масштабах общества невозможно, так как у самого «рыло в пуху». Двигать параллельно масштабные программы по маркетингу и связям с общественностью невозможно - может всплыть криминал, и программа только навредит. Так и сидит «бизнесмен», смотрит из тёмного угла, в который сам себя загнал, трёт больную грудь. «Я лучше потихонечку нарублю свои миллиончики, зачем высовываться? Опасно это...». Опасно это стало с тех самых пор, как ты погряз в дерьме, дружище.

Путь наверх труден, но возможен. Тут надо учесть несколько вещей. Требуется действительно принять для себя решение не заниматься больше криминалом. Нужно научиться вести бизнес без потерь оборота, а вернее увеличить оборот за счёт обеления. И нужно обезопасить себя.

Как писал Л. Рон Хаббард, человек ворует по двум причинам. Первая – потому что он не умеет зарабатывать честно. Вторая – он слегка не в себе. Третьей нет.

Почему вы даёте взятки (если это так)? Потому что не умеете зарабатывать такие же деньги честно? Сформулируйте ответ сами для себя. Или по второй причине?

Некоторые мои друзья бравируют тем, что они никого не обманывают в бизнесе. За исключение государства. Во-первых, деньги ничьи. Во-вторых, государство само всех столько раз кинуло, что не грех и у него откусить. Эта ущербная философия до добра не доведёт, так как у государства по-прежнему остаются средства воздействия.

Мы работаем в государстве, как отдельные программы в операционной системе. Как Word в Windows. Если нас чем-то начинает не устраивать операционная система, мы её меняем, но обойти её не реально. Она всё равно какая-то, но нужна. Linux, DOS – но в чём-то надо работать. То же самое и с бизнесом. Вы не сможете работать вне страны, какой бы эта страна не была. Не нравится Россия – езжайте в Зимбабве, но это будет какое-то государство, с какой-то законодательной базой и налогами. Если кто-то в силу места рождения, проживания, условий выбрал вести бизнес в России, надо следовать её законодательству.

Как ни крути, страна – это партнёр в бизнесе. Кто-то скажет, что это партнёрство навязано. Пусть подумает ещё раз. Он регистрировал бизнес в этой стране по собственной воле. И фактом регистрации подтвердил, что согласен следовать местному законодательству.

Конечно, некоторые просто не думали об этом в момент регистрации. Это не аргумент, не так ли? Мы женимся, не думая о последствиях. Рожаем детей, не думая о последствиях. Устраиваемся на работу, не думая о последствиях. Учреждаем предприятие, не думая о последствиях.

В результате мы имеем такие неприятные вещи как разводы, презрение детей, внезапные увольнения, а некоторые неожиданно садятся в тюрьму, попадают в огромные долги, практически в рабство и т.д. Короче – развлекаются, как хотят. Ни в чём себя не ограничивают.

Конечно, у нас есть готовый рецепт. Есть способ разорвать порочный круг и вздохнуть свободно. Ведь насколько приятно ни от кого не прячась, развернуть на весь свет маркетинговые крылья и не думать о секретности!

Но есть подвох. Никто, у кого ситуация стала критическая, ещё не справился с ней полностью без помощи.

Конечный продукт – честный, счастливый и богатый бизнесмен, управляющий стабильным, саморазвивающимся бизнесом.

Разве это того не стоит?

P.S. Так как же обезопасить себя, если вы даёте взятки? Ответ: “Никак”. Обезопасить себя можно, но только выйдя из этой игры. Помните фразу Джима Керри из фильма “Лжец, лжец”, когда он, будучи адвокатом, вынужден был говорить один день только правду? “Перестань нарушать закон, парень!!!”

Сегодня мы поговорим о том, что и как делать, если с вас требуют взятку. Также рассмотрим, как привлечь взяточника к уголовной ответственности и узнаем куда можно обратиться, когда у вас вымогают взятку. Лицо, подкупившее чиновника, освобождается от ответственности в следующих случаях:

1. При добровольном сообщении о совершенном преступлении в органы МВД.

Необходимо отметить, что если признание совершается в связи с тем, что органам власти стало известно о факте получения взятки, в качестве повинной оно уже не рассматривается и может лишь смягчить наказание.

2. В случае вымогательства - если чиновник требует денег под угрозой причинения ущерба законным интересам лица.

Так, наиболее популярным способом является волокита (задержка товаров на таможне, длительное неперечисление налоговых вычетов и т.д.) Вместе с тем, угроза чиновника совершить правомерные действия, которые идут в разрез с интересами взяткодателя, не может считаться вымогательством.

В соответствии со ст. 290 УК РФ: «Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе». В переводе на общедоступный язык это означает, что чиновник желает получить за выполнение своих служебных обязанностей, кроме заработной платы, еще какое-либо вознаграждение и не от государства, а от нас с вами...

Действующие лица в коррупционной схеме

1. «Его величество» чиновник, иначе - должностное лицо. Должностным лицом признается служащий любого ранга государственного либо муниципального органа, учреждения, выполняющий организационно-распорядительные функции. То есть дворник дядя Вася, что служит при министерстве, не может быть субъектом данного преступления, так как распоряжается только своей метлой, а вот его непосредственный руководитель начальник АХЧ, к примеру, вполне, так как в его власти принять племянника дяди Васи на работу или нет.


2. Вы. Кстати, если вы даете взятку, то вы также автоматически переходите в разряд преступников (ст. 291 УК РФ). Но есть одно НО, если вы добровольно сообщите о факте дачи взятки, то повинную голову меч не сечет и вас, так и быть, не будут привлекать к уголовной ответственности (прим. к ст. 291 УК РФ).

3. Посредник. Не всегда участвует в процедуре мздоимства. Как правило, привлекается осторожными взяточниками, так как последние считают, что если денег руками сами не трогали, то и доказать факт получения взятки невозможно. Возможно. А вот ответственность за преступление, совершенное группой лиц, то есть когда число преступников больше одного, гораздо серьезней (лишение свободы от семи до двенадцати лет), чем преступление, совершенное соло (либо штраф, либо лишение свободы до пяти лет).

Чем берут взятки

Самый простой ответ: «Всем!». Всем, что представляет ценность:

· предметы: деньги, машины, ювелирные изделия, бытовая техника, квартиры, дачи, строительные материалы, земельные участки

«безвозмездные услуги» по: строительству, лечению, туристическому отдыху и так далее.

· «берут» также завышенными гонорарами за книги, лекции, «левыми» устройствами на работу себя, родственников и друзей, когда человек только числиться на работе и исправно получает зарплату, но его никто и никогда не видел на рабочем месте. Не исключаются также кредиты на льготных условиях, ссуды и прощение долга.


Как вымогают взятки

· открыто не говорят, а как бы невзначай намекают на то, что вопрос может быть решен только этим чиновником и никем иным.

· сразу начинают с отказа: «я не могу», «это же нарушение закона», «я не уполномочен» и так далее. Однако все в этом человеке: жесты, мимика, говорят о том, что все вопросы решаемы, дело только в цене. Это напоминает женское кокетство, когда женщина говорит «Нет!», но думает «Да!».

· якобы случайно вам демонстрируются цифры на компьютере, калькуляторе и даже на снегу (во время совместного перекура с сотрудником одного из ведомств таким образом автору была озвучена цена вопроса).

· вам предлагают заключить договор с компанией, подконтрольной чиновнику, но не имеющей никакого отношения к решению вашего вопроса. Предметом сделок может быть что угодно: поставка туалетной бумаги по завышенной цене, мифические «информационные услуги» и так далее.

· особо жадные чиновники нередко предлагают передать долю в уставном капитале успешного юридического лица, обратившегося за «помощью» в качестве платы за свои услуги. Доля передается, как правило, родственникам, либо друзьям.




Что делать если вымогают взятку

У вас есть как обычно два выхода: давать или не давать. Если вы решили выбрать первое, то еще раз внимательно перечитайте начало статьи. Давать взятки не только плохо, но и уголовно наказуемо. Итак, вы решили не давать взятку. И снова у вас два выхода:

1. Поняв, что от вас требуют, вы, вежливо распрощавшись со своим визави, пообещав ему напоследок подумать над его предложением, навсегда забываете о том, для чего пришли к нему. Другой вариант - терпеливо сносить плановые (и не очень) проверки с особым пристрастием со стороны ведомства вашего вымогателя и в душе проклинаете все наше государство.
2. Постарайтесь назначить еще одну встречу и прямиком в местное отделение УБЭП, ФСБ, УСБ (если вымогатель - сотрудник МВД) или прокуратуру. Подаете заявление о том, что у вас вымогают взятку, сообщив, за что, должность и личность взяточника, сумму взятки, время и места ее передачи, иные сведения, которые, по-вашему мнению, могут пригодиться сотрудникам правоохранительных органов.


При этом вы подписываете документ о том, что предупреждены об ответственности за заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ). Далее, как правило, следует разработка операции, в которой вы будете играть основную роль. Вас снабжают средствами аудио видеофиксации, а купюры, предназначенные для передачи помечают специальным маркером, либо снимают с них ксерокопии. Перед операцией с вами проводят подробный инструктаж о том, как вести себя при передаче денег.

Если «взяткодатель» делает все как оговорено, то обычно проблем с поимкой за руку чиновника не случается. Далее ваше участие в уголовном процессе проходит в статусе свидетеля. Нередко на свидетелей оказывается давление в виде угроз физической расправы над самим свидетелем, либо его близкими, в этом случае свидетель имеет право на государственную защиту (ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» №119-ФЗ).


Подарок и взятка. В чем отличие?

Согласно ст. 575 ГК РФ, частные лица вправе преподносить госслужащим подарки, стоимость которых не превышает 3000 руб. При этом подарок признается взяткой вне зависимости от его стоимости, если он является платой за злоупотребление служебным положением. Таким образом, чиновника вполне можно отблагодарить за добросовестное и оперативное выполнение своих обязанностей.

НЕКОТОРЫЕ КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТКИ:


* разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь чиновника состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что решить вопрос он может только в случае передачи ему денег или оказания какой-либо услуги; никакие "опасные" выражения при этом не допускаются;


* в ходе беседы чиновник, заявляя об отказе решить тот или иной вопрос ("не смогу помочь", "это незаконно", "у меня нет таких возможностей"), жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте) сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумага, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткодателю;


* чиновник может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом оставить посетителя одного в кабинете, оставив при этом открытыми ящик стола, папку с материалами, портфель; вымогатель взятки может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.

Признаки вымогательства подкупа аналогичны признакам вымогательства взятки.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ИЛИ ПРОВОКАЦИИ ВЗЯТКИ (ПОДКУПА):
- вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы вымогателем трактоваться либо как готовность, либо как категорический отказ дать взятку или совершить подкуп;


- внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);


- постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы или, если это невозможно, предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;
- поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки или совершения подкупа;


- не брать инициативу в разговоре на себя, больше слушать, позволяя потенциальному взяткополучателю "выговориться", сообщить как можно больше информации.


ЧТО СЛЕДУЕТ ВАМ ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ВЫМОГАТЕЛЬСТВА?


Принять решение согласно своей гражданской позиции, своим нравственным принципам, совести и жизненному опыту. В связи с этим у Вас возникает два варианта действий.
Первый вариант - прекратить всяческие контакты с вымогателем, дать понять ему о Вашем отказе пойти на преступление и смириться с тем, что важный для Вас вопрос не будет решен, а вымогатель будет и дальше безнаказанно измываться над людьми, окружать себя сообщниками и коррупционными связями.

Второй вариант - встать на путь сопротивления взяточникам и вымогателям, исходя из четкого понимания, что только всем миром можно одолеть это зло, что человек должен в любых ситуациях сохранить свое достоинство и не становиться пособником преступления.
Второй вариант в большей степени согласуется с нормами права и морали, согласно которым зло должно быть обязательно наказано. Но каждый человек как свободная личность принимает сам решение, какой путь он избирает.


Если Вы избираете второй вариант. Вам следует:


- по своему усмотрению обратиться с устным или письменным сообщением о готовящемся преступлении в один из правоохранительных органов по месту Вашего жительства:
- в органы прокуратуры;
- в органы Следственного комитета РФ;
- в органы внутренних дел;
- в органы безопасности.


В случаях вымогательства взятки со стороны сотрудников правоохранительных органов, Вы можете:


- обратиться непосредственно в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пресечением преступлений, совершаемых их сотрудниками;
- попасть на прием к руководителю правоохранительного органа, куда Вы обратились с сообщением о вымогательстве у Вас взятки;
- написать заявление о факте вымогательства у Вас взятки или коммерческого подкупа, в котором точно указать: кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, учреждение) вымогает у Вас взятку или кто из представителей коммерческих структур толкает Вас на совершение, подкупа, какова сумма и характер вымогаемой взятки (подкупа), за какие конкретно действия (иди бездействие) у Вас вымогается взятка или совершается коммерческий подкуп, в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная дача взятки или должен быть осуществлен коммерческий подкуп.


Вас должны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме, при этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.


Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения.
В правоохранительном органе полученное от Вас сообщение (заявление) должно быть зарегистрировано и доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.


Вы имеете право выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься исполнением Вашего заявления, о характере принимаемых мер и требовать приема Вас руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации, по вопросам, затрагивающим Ваши права и законные интересы.
В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе Вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (районных, областных, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в органы прокуратуры Российской Федерации, осуществляющие прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов.


Как поступить в случае вымогательства?

Несмотря на то, что вымогательство исключает привлечние взяткодателя к уголовной ответственности, факт злоупотребления служебным положением достаточно трудно доказать. По этой причине гражане рискуют понести ответственность за дачу взятки в любом случае. Какие варианты поведения существуют в такой ситуации и какие последствия они за собой влекут?

1. Не платить и не обращаться в органы МВД. Это решение является тупиковым, поскольку граждананиу придется или отказаться от реализации задуманных планов или сносить многочисленные проверки "с пристрастием".

2. Отдать деньги. Кроме риска быть осужденным за дачу взятки, существует вероятность превратиться в "постоянного спонсора". Практика показывает, что многие чиновники не ограничиваются разовыми подношениями. При наличии возможности они начинают организовывать регулярные контрольные мероприятия и предлагают постоянное платное "покровительство".

Реальный пример: предприниматель дал взятку налоговику в размере 15000 руб. за отмену штрафа в 30000 руб. Через некоторое время после совершения этой выгодной сделки, чиновник напомнил о себе и предложил никогда не проводить проверок на фирме за ежемесячную плату. Предприниматель отказался, после чего получил крупный штраф, от которого снова откупился. После того как сумма взяток превысила 100000 руб., он все таки обратился в МВД и чиновник был привлечен к ответственности.

Необходимо подчеркнуть, что явка взяткодателя с повинной влечет за собой только освобождение от уголовной ответственности. Переданные ценности взыскиваются в доход государства и возврату не подлежат.

3. Не платить и обратиться в МВД. Этот вариант самый предпочтительный, хотя и он не является панацеей. Заявление подается в органы ОБЭП, УБОП или прокуратуру, после чего разрабатывается операция по поимке преступника с поличным, которая подразумевает использование денег потерпевшего. Переданные купюры являются вещественными доказательствами по делу и будут изъяты сотрудниками МВД.

Согласно закону, деньги должны быть возвращены владельцу, но сроки для совершения этого действия, к сожалению, не указаны. На практике гражданам приходится ждать своих денег достаточно длительный срок. Кроме этого, встречаются случаи, когда сотрудники МВД "ошибочно" указывают в протоколе меньшие суммы или "теряют" их в ходе следствия. В результате потерпевшие вынуждены обжаловать действия правоохранительных органов и оплачивать дорогостоящее представительство суде.

Обращение в МВД – это наиболее эффективный способ защитить свои права при вымогательстве взятки. Но прежде чем подавать заявление, необходимо обратиться к опытному адвокату, который предоставит компетентную юридическую консультацию и поможет избежать недоразумений при общении с сотрудниками полиции.

Более подробно узнать об правильном алгоритме действий, если с вас требуют взятку, можно у наших юристов совершенно бесплатно по прямым ссылкам, расположенным на этой странице

error: