Должностная инструкция классного руководителя общеобразовательного учреждения. Функциональные обязанности классного руководителя Официальный документы права и обязанности классного руководителя

На плечи классного руководителя ложится координация процесса воспитания и образования вверенного ему класса в средней школе. Он отвечает за полученные учениками результаты учебно-воспитательной деятельности, корректирует ее организацию и помогает обучающимся. Деятельность классного руководителя описывается в должностной инструкции.

Должностную инструкцию классного руководителя по ФГОС на 2018-2019 год регламентирует приказ Минобрнауки от 3.02.2006 №21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками». В ней указываются общие требования к специалисту, его обязанности и функции, права и мера ответственности.

Что включает должностная инструкция классного руководителя?

Классный руководитель назначается на должность по приказу директора школы. Эту должность может занимать педагог, получивший среднее или высшее специальное образование. Должностные обязанности классного руководителя широки: он управляет образовательно-воспитательным процессом, взаимодействует с семьями учеников и внешними организациями, готовит документацию, представляет интересы детей. При составлении должностной инструкции специалисту следует учитывать положения, закрепленные по ФГОС.

В своей работе классный руководитель должен основываться на:

  • личностно-ориентированном подходе;
  • актуальной в образовательной учреждении концепции воспитания;
  • результатах анализа явлений жизни;
  • толерантности;
  • учете материального и социального положения семей учеников;
  • учете уровня воспитания и семейных обстоятельств детей.

Структуру работы классрука можно представить в таком виде:

  • организационная, аналитическая и прогностическая деятельность в воспитательном процессе;
  • контроль жизнедеятельности класса;
  • изучение и использование современных приемов воспитания.

Работа классного руководителя может проходить в таких формах, как беседы, обсуждения, дискуссии, игры, дебаты, тренинги, встречи с различными людьми, экскурсии, социально значимая трудовая деятельность, соревнования, творческая активность детей. В рамках обязанностей классного руководителя по закону об образовании он проводит с родителями беседы, лекции, собрания, внеклассные мероприятия.

Таблица 1. Должностные обязанности классного руководителя согласно инструкции

Требуемые образование и навыки

Основы подростковой психологии и физиологии, методы работы с одаренными и сложными детьми, нормы действующего законодательства РФ в сфере образования, Конвенция о правах ребенка, локальные акты. Педагогу необходимо иметь развитые навыки коммуникации, а также:

  • планировать работу и прогнозировать ее результаты;
  • ставить и добиваться краткосрочных и долгосрочных целей;
  • выстраивать гармоничные отношения с детьми, коллегами и родителями;
  • стимулировать инициативность детей, поддерживать их;
  • проводить воспитательные мероприятия;
  • применять нравственно-эстетические технологии в работе.

Цели и задачи работы

Целями работы выступают:

  • работа с учениками для гармонизации отношений в образовательном пространстве, раскрытия их потенциала;
  • в обязанности классного руководителя по закону об образовании 2018 входит построение гармоничных отношений в классе;
  • создание продуктивных отношений с родителями, администрацией и другими педагогами.

Классрук контролирует соблюдение санитарно-гигиенических норм, проводит инструктаж по технике безопасности, рассказывает о здоровом образе жизни, оптимизирует учебную нагрузку, применяет здоровьесберегающие технологии.

Индивидуальная работа с учениками

Ведение дневника наблюдений. Выделение групп учеников по интересам и способностям, определение «группы риска». Диагностика психофизического развития детей, очерчивание их умений и навыков, оценка интеллектуальных, спортивных и творческих способностей.

Посещение семей, ведение личных дел, профилактика девиантного поведения. Способствование раскрытию потенциала и гармоничному развитию учащихся.

Проведение работы с классным коллективом

Функции классного руководителя по ФГОС включают:

  • контроль посещения и успеваемости учащихся, проверка дневников, ведение уставной документации, взаимодействие с учителями предметниками, повышение мотивации учеников;
  • проведение мероприятий для создания благоприятной среды в классе, оценка внутреннего климата в коллективе;
  • проведение различных классных мероприятий, привлечение детей к факультативам и кружкам;
  • контроль организации классного самоуправления, организация трудовой деятельности (дежурств, уборка территории).

Работа с родителями и внешней средой

Систематическая работа с родителями, анализ семейно-бытовых условий, повышение педагогических знаний родителей, вовлечение семьи во внеклассную деятельность, проведение родительских собраний.

Воспитательное воздействие

Гармоничное развитие личности ребенка, просветительская деятельность, беседы и пр.

Повышение квалификации

Постоянное саморазвитие, путем прохождения курсов повышения квалификации, изучения литературы, участия в обмене педагогическим опытом, конкурсах, конференциях, семинарах.

Права и мера ответственности

К правам классного руководителя относятся:

  • контроль академических успехов детей;
  • получение информации об их психофизиологическом развитии;
  • работа с родителями по приглашению в школу;
  • присутствие на уроках учителей-предметников;
  • привлечение учеников к дисциплинарной ответственности;
  • поощрение учеников за их успехи;
  • инициация совершенствования работы;
  • использование методической поддержки педагогов и администрации;
  • защита собственной чести и достоинства.

За неисполнение или недобросовестное исполнение обязанностей классруку грозит административная ответственность.

Возлагаемые на классного руководителя функции закрепляются в Уставе школы.

Примерная структура должностной инструкции классного руководителя

Структура должностной инструкции классного руководителя по ФГОС строится по тому же принципу, что и другие должностные инструкции. Основными разделами будут:

  • общие положения,
  • должностные права и обязанности,
  • ответственность.

В общем разделе содержится краткое описание квалификационных требований и описание должности классного руководителя. В этот раздел включают такие пункты:

  • полное название должности, к какой категории сотрудников она относится;
  • порядок назначения и увольнения;
  • порядок подчиненности: директору школы и завучу по УВР;
  • кто будет выполнять обязанности классного руководства при отсутствии сотрудника;
  • какими законами и нормативными актами руководствуется сотрудник в своей работе;
  • квалификационные требования.

В разделе «Должностные обязанности и права» классного руководителя указываются пункты, рассмотренные выше. При этом Уставом школы перечень обязанностей может меняться, тогда раздел инструкции корректируется.

В разделе, посвященному ответственности классного руководителя, кратко перечисляются виды ответственности:

  • за несоблюдение должностной инструкции, невыполнение распоряжений директора, нарушение школьных правил – дисциплинарная ответственность;
  • физическое или моральное насилие над учениками – освобождение от должности;
  • за неаккуратность в ведении документации – взыскание согласно с организационными документами школы;
  • нанесение ущерба имуществу школы – материальная ответственность согласно гражданского или трудового законодательства.

Для облегчения работы персонала предлагаем скачать пример должностной инструкции классного руководителя.

Особенности должностных обязанностей классного руководителя

Высокая ответственность работы сопряжена и с определенными трудностями, с которыми сталкивается педагог при выполнении обязанностей классного руководителя в школе по ФГОС .

Одной из ключевых трудностей является то, что в должностной инструкции указаны формы, методы и виды работы педагога, однако не упоминаются затраты времени, необходимые для такой работы. Поэтому зачастую классруки страдают от нехватки времени, в то время как по трудовому договору классное руководство выступает дополнительной обязанностью, которая выполняется в рабочее время. Однако временные затраты зачастую оказываются обратно пропорциональными прибавке к зарплате за ведение классного руководства. Чтобы выполнять функции классного руководителя с большей эффективостью, рекомендуем пройти дистанционный курс повышения квалификации:

Как показывает практика, полноценное классное руководство нельзя совмещать с основной деятельностью. Что входит в обязанности классного руководителя и почему оно требует 35–40 часов в неделю? Это:

  • проверка дневников и дисциплины – не менее часа каждый день;
  • ведение школьной документации, организация творческой и трудовой деятельности – не менее часа в день;
  • участие в конкурсах, соревнованиях, уборке и пр.

Привычной практикой является назначение на должность классного руководителя учителя-предметника. Однако в некоторых учебных заведениях с классного руководителя полностью или частично снимается учебная нагрузка. При этом педагога называют классным наставником, тьютором, куратором.

Второй видимой проблемой, которая всплывает при анализе функциональных обязанностей классного руководителя, является размытость формулировок инструкции, а также введение в отдельных учреждениях таких обязанностей, которые снижают мотивацию педагогов. Например, сбор денег, разглашение личной информации и пр.

Некоторые трудности могут возникнуть и при взаимоотношениях с администрацией школы и коллегами, когда:

  • классный руководитель в соответствии должностными обязанностями по ФГОС и внутренним порядком школы заменяет отсутствующих коллег;
  • разрабатывает и согласовывает учебный план на год или четверть;
  • отчитывается перед администрацией о проделанной работе.

Как видно, классный руководитель выполняет такие функции, как мотивация, организация, контроль воспитательно-учебного процесса в пределах вверенного ему класса, создание гармоничных отношений с детьми, педагогами и семьями, организация внеурочной деятельности детей. Однако для успешного выполнения таких функций, деятельность сотрудника должна быть грамотно организована и справедливо оплачена.

Узнать больше о системе классного руководства и обязанностях классного руководителя можно в статьях:
1.

  • Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, направленной на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного процесса.
  • Классный руководитель, как административное лицо, назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы.
  • Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора школы/ заведующий учебной частью.
  • Основные задачи и содержание работы классного руководителя.
    1. Содействовать созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого учащегося и условий для развития навыков коммуникативной культуры учащихся.
    2. В соответствии с возрастными интересами учащихся и требованиями Устава школы способствовать обновлению содержания жизнедеятельности класса. Участвовать в создании органов самоуправления учащихся.
    3. Участвовать в реализации федеральной экспериментальной программы «Школа как центр интеграции основного, дополнительного и домашнего образования», проектах «Дети в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург в детях», «Школьная библиотека-Дом детской книги», «Совместное планирование достижений учащихся», вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
    4. Использовать разнообразные приемы, методы и средства воспитательной работы, способствуя расширению интересов и форм познания, пробуждению в детях активных исследовательских интересов. Изучать индивидуальные особенности, интересы учащихся и содействовать созданию благоприятных условий для развития и нравственного формирования личности ребенка.
  • Режим работы классного руководителя.
    1. Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Кодекса законов о труде Российской Федерации, излагаемых в ст.130.
    2. Час классного руководителя (классный час) - один раз в неделю (формы проведения классного часа могут быть самыми разнообразными: тематический классный час, классное собрание, подготовка к общеклассному или общешкольному делу, подготовка к экскурсии, подведение итогов экскурсии и т. п.).
    3. Количество воспитательных мероприятий – в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы.
    4. Количество классных родительских собраний – в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы.
    5. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
    6. С целью организации работы классных руководителей и оказания им методической помощи в работе создаётся методическое объединение.
    7. Координацию деятельности классных руководителей и контроль за их работой осуществляет заместитель директора школы заведующий учебной частью.
  • Классный руководитель должен уметь:
    1. общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;
    2. видеть и формировать свои воспитательные цели;
    3. составить план воспитательной работы в собственном классе;
    4. организовывать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер, классный час и т. д.;
    5. организовать и провести родительское собрание;
    6. пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами и корректно использовать их в воспитательной работе.
  • Должностные обязанности
      Классный руководитель:
    1. ведет журнал успеваемости учащихся (электронная и бумажная версия);
    2. осуществляет контроль по оформлению классных журналов (электронная и бумажная версия) по всем учебным дисциплинам в соответствии учебно-тематическим планированием;
    3. ведет личные дела учащихся и следит за их оформлением;
    4. организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных;
    5. организует дежурство по классу, школе и другим общественным помещениям;
    6. заботится о внешнем виде учащихся;
    7. работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости учащихся;
    8. создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т.д.);
    9. способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения учащихся, корректирует и регулирует их;
    10. контролирует учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;
    11. оказывает помощь учащимся в процессе адаптации к обучению;
    12. способствует участию учащихся школы в городских и международных конкурсах, олимпиадах по предметам («Медвежонок», «Кенгуру» и др.)
    13. заботится о здоровье учеников, вовлекает их в физкультурную, спортивную деятельность;
    14. проводит тематические классные часы периодичностью 1 раз в неделю, собрания, беседы с учащимися;
    15. обеспечивает защиту и охрану прав учащихся, особенно уделяя внимание "трудным" детям;
    16. осуществляет профориентационную работу с учащимися 9-11ых классов, способствующую самостоятельному и осознанному выбору учащимися дальнейшей профессии с учетом их способностей и жизненных планов;
    17. организует и проводит родительские собрания периодичностью 1-2 раза в триместр. Работает с родителями индивидуально, привлекает родителей к организации внеклассной деятельности;
    18. несет персональную ответственность за обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время внеклассных мероприятий. Сопровождает учеников во время экскурсий и других внеклассных и внешкольных мероприятий. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
  • Документация и отчётность.
    1. Ведет карту индивидуального развития ребенка, с учетом его психофизических возможностей, постоянно повышая уровень вовлеченности ребенка в учебный процесс, способствуя повышению эффективности усвоения учебного материала(1 раз в неделю пополнят ИКР работами учащихся по всем учебным дисциплинам). Систематически стимулирует интеллектуальные усилия ребенка. Создает условия для повышения уверенности ребенка в собственных силах и воспитания определенной независимости взглядов.
    2. Ежедневно выясняет причину отсутствия учеников, оперативно информируя администрацию школы и родителей об отсутствии ученика. Письменно фиксирует отсутствие ученика с указанием причины отсутствия в соответствующем журнале и классном журнале. Создает условия для усвоения ребенком пропущенного учебного материала.
    3. До 01 числа начала каждого триместра сдает завучу школы отчет по результатам исследований состояния социально-психологического микроклимата в детской группе.
    4. Один раз в учебное полугодие (декабрь, апрель - старшая школа, март -начальная школа) организует и проводит презентацию детских достижений, привлекая к обсуждению полученных результатов родителей учащихся школы как внешних экспертов образовательной программы и педагогических партнеров школы.
    5. До 25 числа окончания каждого триместра/полугодия осуществляет сбор качественных характеристик учащихся класса от учителей-предметников, обобщает и сдает аналитическую справку завучу школы.
    6. Ежемесячно совместно с учениками формирует портфолио. До 01числа начала каждого триместра представляет завучу на проверку портфолио учащихся. В конце учебного года на итоговом родительском собрании выдает родителям учащихся портфолио (накопленные за год творческие и контрольные работы учащихся).
    7. Ежегодно до 10 сентября выдает родителям «Табель прогресса учащегося» (по всем учебным дисциплинам) с целью выработки единых механизмов взаимодействия между взрослыми и детьми.
    8. Создает условия для написания учащимися школы обязательных сочинений: «Какой я вижу школу в новом учебном году», «Мой идеал учителя»-сентябрь; «Детская моих будущих детей», «Мой остров Гдетотам» - октябрь; «Мои достижения и достижения моих одноклассников» - май. До 25.09 и 25.05 сочинения сдает сочинения завучу для проведения анализа состояния учебно-воспитательного процесса школы, определения задач и путей решения выявленных проблем.
    9. Два раза в год (до 05 декабря и до 05 мая) готовит родителям письма о достижениях детей в образовательной деятельности. Письма сдаются завучу школы с целью уточнений и дополнения в полученной информации об учащихся школы для последующего их отправления родителям.
    10. Несет ответственность за своевременное оформление всех разделов классного журнала в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению этого рода документов:
      • до 05 сентября заполняет страницы классного журнала: «Общие сведения об обучающихся», «Лист здоровья», «Сведения о занятиях во внеурочное время»;
      • в первую неделю каждого триместра проводит инструктаж по технике безопасности;
      • за день до окончания каждого триместра выставляет итоговые оценки на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся»;
      • до 01 числа начала каждого триместра проверяет наличие записи о выполнении учебной программы в триместре за подписью преподавателя-предметника;
      • до 28.05 проверяет в журнале по каждому предмету наличие итоговых годовых оценок;
      • до 01.06 заполняет Личные дела учащихся и сдает на проверку завучу школы.
    11. Ежемесячно сдает классные журналы на проверку завучу школы.
    12. Один раз в неделю проверяет и оценивает ведение дневников учащимися класса.
    13. Один раз в неделю участвует в оперативных совещаниях, проводимых завучем школы.
    14. Ежегодно до 28 августа сдает планы воспитательной работы на предстоящий учебный год. Ведет воспитательную работу с учениками по плану, утвержденному администрацией школы.
    15. До 01 числа каждого месяца сдает отчет (по установленной в школе форме - чек-лист) о проделанной работе за прошедший месяц с одновременным подписанием акта выполненных работ для начисления заработной платы.
    16. Дежурит в школе по графику, организуя свободное время детей во время школьных перемен в целях безопасности жизни, здоровья детей и разумного их отдыха.
    17. В случае нетрудоспособности своевременно ставит в известность Администрацию школы.
    18. Создает условия для прохождения итоговой аттестации за курс основной (9кл.) и средней школы (11кл.): подготовка необходимой документации для сдачи экзаменов, решение организационных вопросов (оперативно информирует учеников и родителей о ходе итоговой аттестации, присутствует во время аттестации с учениками и оказывает им моральную поддержку). Контролирует готовность учеников к сдаче итоговой аттестации.
    19. В пределах профессиональной компетенции проводит работу с родителями. В случае конфликтной ситуации с учеником или родителями немедленно ставит в известность Администрацию школы для выработки совместного оптимального решения проблемы.
    20. Должностные обязанности классного руководителя являются неотъемлемой частью договора с НОУ «Частная общеобразовательная школы «Унисон».
    21. Должностные обязанности могут быть изменены администрацией школы в одностороннем порядке. В этом случае классный руководитель должен быть поставлен в известность за неделю до вступления изменений в силу. Права классного руководителя. Классный руководитель имеет право:
    22. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы и других общественных органах школы.
    23. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
    24. Знакомиться с документацией общеобразовательного учреждения.
    25. Получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей.
    26. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе (без права входить в класс во время урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в течение урока).
    27. Приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение.
    28. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, нарушающие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательного учреждения.
    29. Поощрять учащихся в порядке, установленном в школе.
    30. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних.
    31. Определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с учащимися и их родителями.
    32. Повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы.
  • Классный руководитель не имеет права:
    1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т. д..
    2. Использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика.
    3. Злоупотреблять доверием ребёнка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.
    4. Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребёнка.
    5. Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
  • Ответственность классного руководителя.
    1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и других правил, закрепленных в организационных документах школы, законных распоряжений директора, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законами РФ.
    2. За несвоевременное и неаккуратное оформление, ведение и хранение документов, а также за их утрату классный руководитель несет ответственность, предусмотренную локальными документами школы.
    3. Виновный в причинении школе ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством РФ.
    4. Классный руководитель может быть освобожден от обязанностей в соответствии с законодательством РФ за применение, в том числе однократное, методов психического или физического насилия над личностью учащегося.
  • Классный руководитель должен знать:
    • Конституцию Российской Федерации;
    • документы правительства России и органов управления образованием по вопросам образования;
    • Конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену;
    • основы доврачебной медицинской помощи;
    • основы гражданского законодательства;
    • педагогику детскую;
    • возрастную и социальную психологию;
    • психологию отношений: индивидуальные и возрастные особенности детей;
    • возрастную физиологию;
    • школьную гигиену;
    • педагогическую этику;
    • теорию и методику воспитательной работы;
    • программы и учебники;
    • средства обучения и их дидактические возможности;
    • основы трудового законодательства;
    • правила и нормы охраны труда;
    • техники безопасности и противопожарной защиты.
  • Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала. А ещё хороший классный руководитель всегда будет защищать права и интересы детей, строя воспитательный процесс на принципах гуманистической педагогики. Стать Человеком ученику поможет классный руководитель, если его деятельность будет носить развивающий характер. Читайте в нашей статье о содержании работы классного руководителя.

    Функции и обязанности классного руководителя

    Каково значение классного руководителя? Он - основной организатор учебно-педагогического процесса в школе; должностное лицо, которое назначает директор школы для того, чтобы организовать воспитательную работу с учениками.

    Сегодня существует несколько видов классного руководства:

    • педагог-предметник, который одновременно осуществляет классное руководство
    • классный руководитель, который освобождён от других видов деятельности и выполняющий только лишь воспитательную работу с учениками класса
    • куратор в классе, который курирует определённый набор работ в классе
    • тьютор, покровительствующий классу или направляющий учащихся при выполнении ими определённого вида деятельности.

    Функции классного руководителя:

    • воспитание
    • организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива
    • координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями)
    • управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.

    Классный руководитель - лицо, имеющее определённые права и обязанности:

    • быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика
    • осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий
    • взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, библиотекарем, школьным психологом, медработниками, специальными службами делам детей, родителями учеников
    • вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и с помощью различных методов
    • содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе
    • получать помощь от коллектива сотрудников школы
    • вести индивидуальную работу с учениками и их родителями
    • не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей
    • проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики
    • организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников
    • помогать каждому конкретному ученику в решении проблем
    • осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.

    «Совет. Хороший классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования».

    Система работы

    В последнее время одно из основных требований к организации и осуществлению грамотной профессиональной деятельности классного руководителя - ведение работы системного типа и с классом, и с каждым учеником в отдельности. Такая работа должна быть направлена на развитие индивидуальности каждого учащегося и, благодаря этому, неповторимости и успешности всего класса. Важнейшее задание классного руководителя - это забота о взаимопонимании между ним и учениками, благоприятном социально-психологическом климате в ученическом коллективе.

    Классный руководитель ведёт системную работу на основе:

    • воспитательной программы (концепции), принятой в образовательном учреждении
    • анализа результатов деятельности, а также положительных и отрицательных проявлений жизни
    • педагогики
    • актуальных задач воспитания
    • принципа толерантности.

    «А известно ли Вам, что хороший классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства?».

    Система работы классного руководителя состоит из:

    • аналитической, прогностической, организационной деятельности в сфере воспитания;
    • контроля над повседневной жизнью класса
    • использования современных методов воспитательной работы.

    Внедряя как общеизвестные, так и инновационные методы и формы работы с воспитанниками, классный руководитель должен понимать, что чем их больше и чем они интересней для учеников, тем лучше. Это могут быть беседы и обсуждения, дискуссии и дебаты, игры и тренинги, экскурсии и интересные встречи, конкурсы и турниры, разные формы общественно-полезного и творческого труда и прочее.

    Успешная работа классного руководителя предполагает и тесную связь с родителями учеников. Работу с родителями можно осуществлять с помощью следующих форм:

    • родительское собрание
    • совместные мероприятия для учеников и родителей (праздники, соревнования, игры, турниры)
    • родительские лектории по актуальным проблемам педагогики.

    Смотрите видео, в котором классрук делится опытом ведения воспитательной работы

    Каким должен быть классный руководитель

    Классный руководитель - это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который является для учащихся:

    • духовным образцом человеческой культуры
    • защитником от безнравственности
    • инициатором сплочения ученического коллектива
    • фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика
    • помощником ребёнка
    • консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников
    • человеком, помогающим осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества
    • консультантом по профориентации
    • координатором совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника
    • человеком, позитивно влияющим нравственно-психологический климат в ученическом коллективе.
    1. Эффективно общаться с учениками, педагогами и родителями.
    2. Уважать детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности.
    3. Правильно понимать и реализовывать цели воспитания.
    4. Планировать свою деятельность.
    5. Организовывать воспитательные мероприятия.
    6. Использовать методики психологической диагностики учеников, умело использовать их результаты в работе.
    7. Внедрять нравственно-эстетические технологии в педагогический процесс, направленные на развитие духовности учащихся.

    Самообразование

    «А знаете ли вы, что сущность самообразования заключается в умении организовать самостоятельную работу по совершенствованию себя, в том числе и в профессиональном плане?».

    Классный руководитель может повышать уровень образования, используя такие формы :

    1. Курсы повышения квалификации, конференции, семинары.
    2. Самостоятельная образовательная работа.

    Выбирая тему самообразования, классному руководителю следует выработать алгоритм работы , который должен включать в себя:

    1. Выбор тематики.
    2. Определение целей и задач работы, выделение объекта и предмета.
    3. Подробное изучение литературных источников по избранной тематике.
    4. Разработку последовательного плана деятельности.
    5. Практическое использование результатовсвоих опытов и экспериментальной деятельности.
    6. Анализ проведённой работы, формулирование выводов, рекомендаций, направлений дальнейшей деятельности.
    7. Оформление работы и презентация отчёта перед педагогическим коллективом.

    Документы классного руководителя

    Немаловажно умение классного руководителя работать с информацией, её систематизировать и хранить.

    Общий список документов классного руководителя:

    1. Годовой план по воспитательной работе.
    2. Внесение информации в классный журнал.
    3. Таблица сведений о родителях.
    4. Перечень членов родительского комитета.
    5. Краткое описание содержания родительских собраний (протоколы).
    6. Расписание и содержание уроков учителей разных предметов (с целью изучения воспитательных моментов).
    7. Сценарии воспитательных мероприятий, классных часов.
    8. Диагностические методики.
    9. Сведения о проведении индивидуальной работы с проблемными учениками.
    10. Паспорт класса.
    11. Журнал проведения инструктажей по технике безопасности и правилам дорожного движения.
    12. Отчёты по воспитательной работе.
    13. Сведения о посещаемости учащихся, их успеваемости, прилежанию, состоянию здоровья.
    14. Информация о внеурочной деятельности учеников.
    15. Личные дела школьников.

    Классный руководитель сегодня - это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на , формировать их души, вести к свету.

    Кратко о должности классного руководителя, его функциях и обязанностях по ФГОС

    ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) содержат в себе требования, выставляемые к процессам реализации образовательных программ, а также требования к деятельности классного руководителя. При составлении должностной инструкции следует учитывать закрепленные в ФГОС положения.

    Перед классным руководителем ставится задача организовать учебно-воспитательную работу класса. Чаще всего эти функции возлагаются на учителя-предметника. В отдельных учебных заведениях классный руководитель не имеет вообще или имеет минимальную учебную нагрузку, тогда он называется классным наставником, тьютором, классным куратором.

    Функции, которые возлагаются на классного руководителя, закрепляются в Уставе школы. Официально перед классным руководителем ставится задача организовать учеников, но на практике этот процесс сводится к оказанию помощи в самоорганизации учеников, к поддержке их инициатив и творческих порывов. Еще к функциям классного руководителя можно отнести:

    • организацию учебной работы класса;
    • организацию внеучебной жизни класса;
    • социальную помощь и защиту учеников;
    • взаимодействие с родителями учеников.

    Примерная структура должностной инструкции

    Для всех должностей, которые есть в штатном расписании школы, разрабатываются должностные инструкции. При этом структура у всех должностных инструкций унифицированная. За основу можно взять следующий вариант, когда инструкция состоит из разделов, посвященных:

    Не знаете свои права?

    • общим положениям,
    • должностным обязанностям,
    • правам,
    • ответственности.

    При разработке должностной инструкции классного руководителя такая структура документа вполне допустима. Далее в статье расскажем, какую информацию стоит помещать в каждый раздел.

    Общий раздел инструкции

    Первый раздел инструкции содержит в себе краткое описание должности и квалификационные требования, которые выставляются к кандидату на должность классного руководителя. Так, сюда включают следующие пункты:

    • полное наименование должности (классный руководитель), и к какой категории сотрудников эта должность относится;
    • порядок назначения на должность и увольнения (решение принимает директор школы, издавая соответственный приказ);
    • порядок подчиненности: классный руководитель может подчиняться непосредственно директору школы или заучу по УВР;
    • на кого возлагается классное руководство во время отсутствия сотрудника;
    • чем руководствуется в своей работе классный руководитель: законами (в частности ФЗ «Об образовании» от 29.12.12.2012 № 273-ФЗ) и другими нормативными актами, Конвенцией по правам ребенка, Уставом школы и др.;
    • квалификационные требования: как правило, сотрудник должен иметь высшее педагогическое образование и опыт работы с детьми как минимум на протяжении года, но не обязательно в качестве классного руководителя.

    Должностные обязанности классного руководителя

    Этот раздел должностной инструкции может содержать в себе следующие должностные обязанности, возлагаемые на классного руководителя:

    • вести журнал успеваемости;
    • оформлять личные дела учеников;
    • организовывать классный коллектив, что проявляется в выдаче поручений, работе с активом класса, формировании обязанностей дежурных, организации творческих мероприятий;
    • организовывать дежурства;
    • организовывать порядок питания учеников;
    • формировать денежный фонд для обеспечения классных нужд и распоряжаться средствами из него;
    • контролировать посещаемость, выяснять причины пропусков;
    • работать с дневниками учеников;
    • создавать условия для расширения кругозора учеников, круга их интересов;
    • способствовать формированию благоприятного климата в коллективе, укреплению дружественных отношений;
    • помогать адаптироваться ученикам в начале учебного процесса;
    • проводить классные часы;
    • обеспечивать защиту прав учеников, их интересов;
    • проводить профориентационную работу с учениками старших классов;
    • проводить классные собрания с родителями.

    Уставом школы или другими документами на классного руководителя могут возлагаться и другие обязанности, тогда этот раздел инструкции корректируется.

    Права классного руководителя

    В этом разделе отображаются те права, которыми наделяется классный руководитель для беспроблемного исполнения своих должностных обязанностей. Практически во всех учебных учреждениях классный руководитель может:

    • присутствовать на уроках учителя-предметника, проводимых в подконтрольном классе, но при этом нельзя прерывать занятие или делать во время урока замечания учителю;
    • изучать, как проходит воспитательный процесс на уроках, проводимых учителем-предметником;
    • привлекать к дисциплинарной ответственности учеников из своего класса согласно документам школы, регулирующим данный процесс;
    • поощрять учеников из своего класса согласно нормативным документам школы;
    • активно сотрудничать с коллегами, участвовать в педагогическом совете школы, вносить предложения по улучшению процесса обучения;
    • сотрудничать с медицинскими работниками, работниками соцслужб и инспекций по делам несовершеннолетних;
    • повышать свою квалификацию.

    Это не исчерпывающий перечень прав, он может при необходимости быть расширен или видоизменен.

    Ответственность классного руководителя

    Раздел, где вкратце перечисляются виды ответственности, к которым может быть привлечен классный руководитель, и основания для этого. Стандартно здесь прописывают, что классного руководителя могут:

    • за несоблюдение должностной инструкции, нарушение школьных правил, невыполнение распоряжения директора школы и другие нарушения - привлечь к дисциплинарной ответственности;
    • за применение физического или морального насилия к ученикам - освободить от должности, что не считается мерой дисциплинарной ответственности;
    • за причинение ущерба имуществу школы - привлечь к материальной ответственности по правилам гражданского или трудового законодательства.

    Классное руководство - это еще одно направление деятельности учителя-предметника, и должностная инструкция помогает разграничивать обязанности, наделяет учителя дополнительными правами и в то же время дополнительными функциями. При этом должностные инструкции для классного руководителя и для учителя-предметника не должны пересекаться, что учитывается при их разработке.

    Добавлен на сайт:

    Должностная инструкция классного руководителя [наименование общеобразовательной организации]

    Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

    1. Общие положения

    1.1. Классный руководитель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

    1.2. На должность классного руководителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

    1.3. На должность классного руководителя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

    Не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

    Не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

    Не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

    Не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

    Не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

    1.4. Классный руководитель должен знать:

    Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

    Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

    Конвенцию о правах ребенка;

    Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

    Педагогику, психологию, возрастную физиологию;

    Школьную гигиену;

    Методику преподавания предмета;

    Программы и учебники по преподаваемому предмету;

    Методику воспитательной работы;

    Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

    Средства обучения и их дидактические возможности;

    Основы научной организации труда;

    Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

    Теорию и методы управления образовательными системами;

    Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

    Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

    Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

    Основы экологии, экономики, социологии;

    Трудовое законодательство;

    Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

    Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

    Правила по охране труда и пожарной безопасности;

    Основы общей психологии, педагогической психологии, общей педагогики, физиологии детей и подростков;

    Методы и навыки коммуникативного общения с обучающимися, социального психотренинга;

    Особенности воспитательной системы.

    1.5. Классному руководителю запрещается:

    Оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов классного руководителя;

    Использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

    1.6. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

    2. Функции

    Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

    2.1. Организация деятельности классного коллектива обучающихся.

    2.2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных обучающихся.

    2.3. Организация внеучебных занятий класса.

    2.4. Изучение личности и коррекция в воспитании обучающихся.

    2.5. Социальная помощь и защита обучающихся.

    2.6. Взаимодействие с родителями, другими педагогами, социальными работниками.

    3. Должностные обязанности

    Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

    3.1. Ведет журнал успеваемости обучающихся.

    3.2. Ведет "личные дела" обучающихся и следит за их оформлением.

    3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных.

    3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой и другим общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в уставе общеобразовательной организации.

    3.5. Организует порядок питания обучающихся.

    3.6. Формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).

    3.7. Осуществляет контроль за посещаемостью занятий.

    3.8. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости обучающихся.

    3.9. Создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора обучающихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т. д.).

    3.10. Способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения обучающихся, корректирует и регулирует их.

    3.11. Оказывает помощь обучающимся в процессе адаптации к обучению.

    3.12. Проводит тематические классные часы периодичностью [значение] раз в месяц, собрания, беседы с обучающимися.

    3.13. Обеспечивает защиту и охрану прав обучающихся, особенно уделяя внимание "трудным" детям и детям, оставшимся без попечения родителей, активно сотрудничая с социальным педагогом.

    3.14. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей.

    3.15. Осуществляет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору обучающимися дальнейшей профессии.

    3.16. Организует и проводит родительские собрания периодичностью [значение] раз в четверть.

    3.17. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

    3.18. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

    3.19. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

    3.20. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

    3.21. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

    3.22. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

    3.23. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

    3.24. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

    3.25. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

    3.26. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

    3.27. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

    3.28. [Другие должностные обязанности].

    4. Права

    Классный руководитель имеет право:

    4.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

    На сокращенную продолжительность рабочего времени;

    На дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

    На ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

    На длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

    На досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

    На предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

    На предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

    На предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

    На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

    4.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

    4.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

    4.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

    4.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководства).

    4.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

    4.7. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе.

    4.8. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.

    4.9. Поощрять обучающихся в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.

    4.10. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских организаций, инспекций по делам несовершеннолетних.

    4.11. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

    5. Ответственность

    Классный руководитель несет ответственность:

    5.1. За нарушение Устава общеобразовательной организации.

    5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

    5.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

    5.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

    5.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

    Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

    Руководитель кадровой службы

    [инициалы, фамилия]

    [подпись]

    [число, месяц, год]

    Согласовано:

    [должность]

    [инициалы, фамилия]

    [подпись]

    [число, месяц, год]

    С инструкцией ознакомлен:

    [инициалы, фамилия]

    [подпись]

    [число, месяц, год]

    error: