Конституции рсфср, cccр, россии. справка. д) утверждение изменений границ между союзными республиками. определяет основные мероприятия в области обороны и обеспечения государственной безопасности; вводит военное или чрезвычайное положение по всей стране;

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Тот факт, что исполнительная и судебная власть в какой-то степени подчинена. был основан на принципе, что советы депутатов являются высшими депозитариями. популярной воли в соответствии с избирательной системой, предусмотренной Конституцией. Он состоял из двух палат и 500 депутатов, избираемых каждые пять лет в территориальных округах и. граждане. Он конституционно отличается между высшими органами государственной власти - Верховным Советом России. Союза и высших советов федеративных республик - и органов Администрации.

В советской конституционной системе терминология государств не используется на основе. Различие Монтескье определяет законодательную, исполнительную и судебную ветви как полномочия. специфичны. Также не существует разделения правовой системы в двух сферах регулирования. правовое: публичное право и частное право, характерное для правовой системы государств. капиталисты. Автономные республики, суды территорий, регионов и городов, суды. автономных районов, судов автономных районов, народных окружных судов. а также военные суды Вооруженных Сил.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Автономная некоммерческая организация

Высшего профессионального образования

"Евразийский открытый институт

кафедра социально-гуманитарных, психолого-педагогических и правовых дисциплин

Его следует отметить как признанные права; Право на труд, Право на пенсию, Право на образование и провидец. признание равенства между мужчинами и женщинами. В статье 124 подчеркивается секуляризм Союза республик, обеспечивается право граждан не пропагандироваться. антирелигиозная.

Решает другие вопросы, отнесенные к ведению союза сср, кроме тех, которые относятся к исключительному ведению съезда народных депутатов ссср. верховный совет ссср принимает законы ссср и постановления

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств было подписано президентом России Борисом Ельциным и государственным секретарем Бурбулис. В интервью газете Московские новости, Бурбулис говорит, разработка этого документа и процесс подписания в те дни.

по дисциплине "История отечественного государства и права"

Конституция СССР 1936 г.

Выполнил: студент 3 курса

группы ЗЮР-112П

Киракосян Марлен Саргисович

Проверил: Евсеенко И.Д.

Грузия. Ахалцихе

  • Введение
  • 1. Принятие конституции
  • Заключение

Введение

За период с 1924 г. до 1936 г. (после принятия первой Конституции СССР и до принятия второй) в стране произошли существенные экономические, политические и социальные изменения. Многоукладная экономическая структура была реконструирована с целью усиления государственного планового сектора. Были ликвидированы остатки "эксплуататорских классов", изменился социальный состав интеллигенции и рабочего класса (в его среде появилось много выходцев из деревни). Первые Конституции устанавливали права трудящихся на пользование землей участие в рабочем контроле и управлении производством, в использовании свободы мнений, союзов, собраний, избирательных прав. Следует отметить, что тогда разграничивались статусы различных категорий лиц: "граждане”, "трудящиеся”, "нетрудовые элементы”. Декретировалось лишение отдельных лиц и некоторых групп прав, которые могли их использовать в ущерб революции. Но авторы первых Конституций не собирались увековечивать подобные ограничения.

Наша цель состояла в том, чтобы провести консультации с президентами Украины Леонидом Кравчуком и Казахстаном Нурсултаном Назарбаевым. На референдуме, проведенном в Украине 1 декабря того же года, население говорит о резком «нет» к участию в каком-либо Союзе. Рассматривалась возможность формирования конфедерации. Президент Кравчук был неумолим и утверждал, что не имеет полномочия для решения проблемы интеграции в союз, настаивая на том, оставить этот вопрос вне повестки дня.

Стоит отметить, что Назарбаев не ехать в Минск, но отправился в Москву, чтобы встретиться с Михаилом Горбачевым и заверил нас, что он собирается уйти. Азартно мы обсудили ситуацию и Леонид Кравчук заявил, что он предложил Горбачеву образуют Содружество Независимых Государств, но проект не получил одобрения. После краткого анализа мы приходим к выводу, что термин Содружество Независимых Государств не в противоречии с результатами референдума, то есть воля украинского народа.

По мере прекращения сопротивления эксплуататоров предполагалось распространение норм Конституции на все население. Новая история человечества привнесла с собой уникальное, неизвестное ранее явление государственной жизни - Конституцию. Первые такие акты, как известно, были созданы в США и европейских странах. В настоящее время это явление распространено уже гораздо шире, нежели чем на заре своего появления. Для нашего государства актуальной конституция стала в начале двадцатого столетия, когда царский режим вынужден был предпринять определенные шаги в направлении акта, закрепляющего основные права и свободы граждан, четко регулирующего и определяющего границы и формы государственной власти. Советский период России показывает уже большую роль Конституции в правовой жизни страны.

С) установление основных начал землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами

Мы стараемся развивать эту идею, а затем нам понадобятся следующая основная формула: Украина, Беларусь и Россия, государство, возбужденного во время стресса Советского Союза, что Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование как субъект международного права и как геополитическая реальность. Это была точная формула до максимума, и мы ее одобрили. Результатом стал текст, состоящий из 14 глав: 10, посвященных правовым аспектам и 4, организационным.

конституция советский союз социалистический

И если можно поспорить о фактической действенности советских конституций, то нельзя отрицать значимости, придаваемой ей как государственной элитой, так и международной роли этого документа на конкретном этапе государственного развития. Это будет документ, свидетельствующий о том, о чем мечтали и продолжают мечтать миллионы честных людей в капиталистических странах, уже осуществлено в СССР". (из Доклада В.И. Сталина на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 г. О конституции 1936 г. СТАЛИН И.И. «Вопросы ленинизма», одиннадцатое издание. - М.: ОГИЗ. - 1947 г. Именно так высказывался о создаваемой в 1936 году конституции СССР Сталин.

Устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания

И почему события происходили именно на этом канале? Во-вторых, мы предотвращаем гражданскую войну путем обмена советским наследием. Есть те, кто говорит, что это вряд ли разразится, однако у нас есть пример бывшей Югославии. В-третьих, впервые в мировой истории отдельных государств, а именно Украина, Беларусь и Казахстан отказался от ядерного оружия и согласились вывести их со своей территории. В настоящее время мир живет под постоянной угрозой неконтролируемого распространения ядерных технологий и конфликтов вокруг стран, которые тайно разрабатывают проекты в этой области.

В связи с проводимой в начале XX веке работой по созданию ряда Конституций в нашей стране, определяется актуальность данной темы не только с точки зрения развития исторических аспектов правовой науки, но и с точки зрения учета опыта прошлого в современных подходах к развитию правовой системы. В частности и конституционного права.

Вы упомянули позицию президента Украины Леонида Кравчука. И что думали президенты Беларуси и России? Он также не пытался избежать ответственности за решения. Как приняли участие председатель Верховного Совета Беларуси в обсуждении нового Союзного договора и реализованных недостатков, таких, как появление наднациональных органов или неоднозначных определений полномочий. По его мнению, опасность заключалась в отсутствии компромиссной формулы. Сначала он поддерживал Кравчука в своем «нет Союзу».

Мы хотели спасти Россию, поддерживать экономические связи с федеративными республиками. Кравчук, однако, был очень грубым и сказал, что не знает, кто такой Горбачев. Итак, к 8 декабря Горбачев первым узнал, что больше не имеет власти страны. Его заслуги неоспоримы, но он не мог избежать кровопролития в прибалтийских республиках. Пять из советских республик даже не участвовали в референдуме.

Актуальность темы заключается в том, что Конституции СССР 1936 года обусловлена тем, что для изучения исторических этапов развития государства и права России, имеет огромное значение исследование ее документов и представителей, чем и является данная конституция. Без изучения этапов развития Советской конституции, нельзя понять тот объем работы и масштабов развития исторической мысли государства и права России, который был вложен в разработку и принятие Конституции СССР 1936 года.

Юридически решения были законными. Ни один национальный или международный орган не выступал против подписания Договора из-за этических соображений. Но, в стороне, мы должны руководствоваться правилами логики. Но эта катастрофа была связана с унизительным и криминальным отношением Советского государства к своим гражданам. Теперь, спустя 20 лет, мы должны повторно проанализировать эти события и попытаться понять, почему учебники истории почти во всех бывших республиках, как правило, относятся к советской эпохе, как «период колониальной зависимости».

Целью данной работы является изучение политической обстановки в стране в 30-е годы ХХ века ход создания и содержание конституции 1936 года.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач :

рассмотреть основные этапы создания Конституции СССР 1936 года

проанализировать содержание и характерные особенности Конституции СССР 1936 года

Каково ваше видение Евразийского союза и создание уникального экономического пространства между Россией, Белоруссией, Украиной и Казахстаном? Поддержка всех интеграционных усилий, предпринимаемые Владимир Путин, потому что они отвечают духу и с содержанием Договора стоит помнить, однако, что новые формы интеграции будут плодотворными, если они есть на севере идеи совместного развития, Подделывание альянсов, направленных против третьих стран, никогда не было успешным.

Дает согласие на сессии либо отклоняет кандидатуры членов кабинета министров ссср и членов совета безопасности ссср, дает согласие на освобождение от должности указанных лиц

Фальсификации истории. Сталин и борьба за демократические реформы. Это очень важная статья, которую мы хотим широко распространять вокруг нас. Учитывая длину статьи, мы предлагаем завершить публикацию в трех частях. На самом деле, это мое собственное оцепенение, следуя результатам моих исследований, которые привели меня к написанию этой статьи.

определить сущность и значимость Конституции СССР 1936 года

1. Принятие конституции

С ликвидацией многоукладности в экономике в стране исчезла эксплуатация человека человеком. Изменился классовый состав населения: значительно вырос рабочий класс, новым, существенно иным классом стало колхозное крестьянство. Сформировалась многочисленная интеллигенция, почти на 90% состоявшая из выходцев из рабочих и крестьян. По объему промышленной продукции СССР вышел на 2-ое место в мире после США, а по структуре промышленного производства СССР на уровень развитых стран мира. В годы "перестройки" об общественном строе СССР говорилось что он ничего общего не имел с научным социализмом, что это был социализм "феодальный”,"казарменный”,"бюрократический" и т.д. Это типичная схоластика. Продуктивнее не пытаться подобрать ярлык из небогатого набора идеологических терминов, а представить себе то жизнеустройство, которое реально сложилось в СССР, в конкретных, четко определяемых понятиях. Советское государство за период 1924-1936 г. г. прошло большой период развития, как следствие, произошли существенные изменении в политической, экономической, социальной сферах. Если период НЭПа предполагал определенное отступление от принципа государственной монополии на собственность, были допущены послабления относительно возможности существования частной формы собственности, то наметившаяся централизация и укрепление власти исключали подобное положение дел. Произошла ликвидация "эксплуататорских классов", поменялся социальный состав интеллигенции и класса рабочих увеличилась доля выходцев из деревни. Определенные изменения произошли и в среде крестьянства. Обозначилась новая правящая элита со своей бюрократией и идеологией. В национально-государственном строительстве также наблюдались серьезные изменения. Структура и система органов государственного управления также претерпела значительные изменения. Положения конституции 1924 г. уже не отражали существующего положения дел, что и предопределило необходимость принятия нового Основного закона.1

Издает общесоюзные акты об амнистии

Позорный секретный доклад Крущева и клеветы о «сталинском» периоде Советского Союза, который он распространил, позволил лжи антикоммунистической пропаганде подняться до ранга абсолютной истины, и миллионы пролетариев так отчаялись. коммунизма и их борьбы за более справедливое общество, избавление от эксплуатации человека человечеством было отправлено на перекрестках.

Сегодня нам нужно вернуть в дух масс, эксплуатировавших «коммунистический дух» уверенность в возможности лучшего будущего, нового мира, превосходного мира, коммунистического мира. Немногие исследования проводятся с точки зрения исторического материализма. Тот из Гровера Ферра, убежденный марксист, является одним из них.

Предложение ЦК ВКП было полностью одобрено VII съездом Советов Союза ССР, проходившем с 29 января по 6 февраля 1935 г. ЦИК было поручено избрать Конституционную комиссию, а следующие выборы в органы советской власти провести на основе новой избирательной системы. Конституционная комиссия была создана под председательством И.В. Сталина. Также были образованы 12 подкомиссий: по общим вопросам, экономическая, финансовая, правовая, по избирательной системе, судебных органов, центральных и местных органов власти, народного образования, труда, обороны, внешних дел и редакционная, состоявшая из председателей подкомиссий. История государства и права России: Учебник /под редакцией Титова Ю.П. - М., 2000. с. 366-367

В переводе и публикации этого исследования наш коллектив вносит свой вклад в борьбу с криминализацией коммунизма и преследует одну из задач, которые он поставил перед собой: вовлечь коммунистов Франции в размышления с точки зрения исторического материализма на достижения наших предшественников, чтобы уроки их успехов и их неудачи освещали нашу борьбу.

Воинствующий коммунистический коллектив - октябрь. Девятнадцатый партийный съезд. Действия Берии в направлении демократических реформ. Выводы и будущие исследования. Дополнительная библиография для второй части. Это утверждение и статья будут следовать за многими людьми и шокировать других. Все это хорошо известно в России, где широко распространено уважение, даже восхищение Сталина.

В разработке проекта принимали участие множество видных партийных, общественных, военных деятелей, научных работников, представителей республик: Калинин (заместитель председателя Конституционной комиссии), Бухарин, Орджоникидзе, Бубнов, Крыленко, Яковлев, Тухачевский, Акулов. В мае проект документа был подготовлен, а 12 июня 1936 г. опубликован, после чего в течение полугода происходило его обсуждение. Обсуждение принимало различную форму: на заседаниях секций и депутатских групп Советов, на собраниях трудящихся, на пленумах Советов. Итоги обсуждения были подведены на чрезвычайных республиканских, краевых, областных и районных съездах Советов, проходивших со второй половины октября до 23 ноября. Проект Конституции был одобрен съездами Советов после обсуждения и рассмотрения поправок. Участие в обсуждении приняло 50 млн. человек, что составляло 55% взрослого населения СССР в то время. В конституционную комиссию поступило 154 тыс. поправок, предложений, замечаний и дополнений к отдельным главам и статьям проекта.

Юрий Жуков, главный российский историк, который выдвигает парадигму «Сталинского демократа» и чья работа является самым важным источником этой статьи но не единственный - является основной фигурой в Академии наук. Его работы широко известны в России. Кроме того, значительная часть вторичных источников, используемых для этой статьи, доступна только на русском языке, а также, конечно, все первичные источники.

Скорее, это попытка донести до нерусских читателей результаты нового исследования «сталинского» периода и самого Сталина, основанного на советских архивах. Представленные факты совместимы с рядом парадигмы советской истории, а также помогать опровергать ряд других интерпретаций. Они будут совершенно неприемлемы - по сути, скандальные - тем, чьи политические и исторические перспективы основаны на ложных и идеологически обоснованных представлениях о «холодной войне», «советском тоталитаризме» и «сталинском терроре».

25 ноября 1936 г. в Москве началась работа Чрезвычайного VIII съезда Советов Союза ССР, где и развернулось обсуждение проекта. После доклада Сталина в прениях выступили 56 делегатов. Для выработки окончательного варианта конституции с учетом внесенных поправок и предложений съездом была избрана редакционная комиссия, которая внесла ряд изменений в первоначальный вариант текста. В общем было принято 47 поправок и дополнений, затрагивавших 30 статей. Значимые дополнения касались Совета Национальностей и Верховного Совета СССР. Устанавливались прямые выборы в Совет Национальностей, уравнивалось число депутатов обоих палат. Данные изменения способствовали демократизации представительного органа страны. Земля закреплялась за колхозами не только в бессрочное, но и в бесплатное пользование. Ст.10 дополнена правом граждан наследования личной собственности. Поправка ст.35 о том, что депутаты Совета Национальностей избираются также и по национальным округам позволила полнее учитывать интересы малых народностей. Поправка к ст.65 касалась того, что СНК СССР ответствен не только перед Верховным Советом, но в период между сессиями и перед Президиумом Верховного Совета СССР, что расширило компетенцию Президиума Верховного Совета СССР. Также было увеличено с 4 до 11 число заместителей председателя Президиума, что увеличивало представительность и равноправие союзных республик.

Хрущевская характеристика Сталина как могучего голодного диктатора, ведущего к наследованию Ленина, была создана для того, чтобы служить целям номенклатуры коммунистической партии в те годы, но она представляет собой сходство и разделяет многие предположения, с дискурсом канон Сталина, унаследованный от холодной войны, который служил пропаганде капиталистических элит, утверждая, что борьба коммунистов и, следовательно, всякой борьбы за власть пролетариата неизбежно приводит к определенному ужасу.

Он также служит аргументам троцкистов о том, что поражение Троцкого, «настоящего революционера», могло произойти только по вине диктатора, который, как утверждается, нарушил все принципы, за которые революция боролись. Видение Сталина, описанное в этом эссе, согласуется с рядом противоречивых исторических парадигм. Антиревизионистское и постмаоистское коммунистическое толкование советской истории считало Сталина авторитарным и логичным наследником, а в некоторых отношениях несовершенным, наследием Ленина.

2. Высшие органы государственного управления и власти

С принятием Конституции СССР 1936 г. прекратили свое существование съезды Советов. В качестве высшего общесоюзного органа государственной власти был учрежден Верховный Совет СССР. Существенно расширилась компетенция общесоюзных органов. Так, ст.14 поручала высшим органам власти СССР "контроль за исполнением Конституции и обеспечение соответствия конституций союзных республик с Конституцией СССР". К ведению Верховного Совета СССР было отнесено обеспечение государственной безопасности, управление банками, промышленностью, сельским хозяйством. У союзных республик было изъято право на издание своих кодексов законов, право решения вопросов трудового законодательства, законодательства о суде все эти полномочия передавались общефедеральным органам, что означало усиление централизации управления. Верховному Совету СССР была присвоена важная контрольная функция право назначать следственные и ревизионные комиссии, что позволяло ему контролировать деятельность всего государственного аппарата. К ведению Верховного Совета СССР относились утверждение изменения границ между союзными республиками и их административно-территориальное устройство.

Высшим органом государственной власти по Конституции СССР 1936 года является Верховный совет СССР. Он же является единственным законодательным органом СССР.

Верховный совет СССР избирается гражданами СССР по избирательным округам сроком на 4 года по норме 1 депутат на 150 тысяч населения. Сессии Верховного совета СССР созываются Президиумом Верховного совета два раза в год. Верховный совет СССР избирает Президиум Верховного совета СССР. Он также избирает мандатную комиссию которая подтверждает полномочия депутатов Верховного совета СССР.

Верховный совет СССР назначает, когда он сочтет необходимым, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу. Е.И. Козлов, О.Е. Кутафин, Конституционное право России. М. 1995. С. 34.

Президиум Верховного совета СССР в соответствии с Конституцией СССР 1936 года обладает следующими полномочиями:

дает толкование законов СССР;

проводит всенародный опрос (референдум);

в период между сессиями Верховного совета освобождает от должности и назначает на должность отдельных министров;

присваивает почетные звания СССР.

осуществляет право помилования граждан, осужденными органами СССР;

Назначает и отзывает дипломатических представителей в иностранных государствах;

принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных прием дипломатических представителей иностранных государств.

Верховный Совет СССР постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти СССР. Верховный Совет СССР избирается тайным голосованием из числа народных депутатов СССР Съездом народных депутатов СССР и ему подотчетен. Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей,равных по своему численному составу. Палаты Верховного Совета СССР равноправны. Палаты избираются на Съезде народных депутатов СССР общим голосованием депутатов. Совет Союза избирается из числа народных депутатов СССР от территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций с учетом численности избирателей в союзной республике или регионе. Совет Национальностей избирается из числа народных депутатов СССР от национально-территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций по нормам: 1 депутатов от каждой союзной республики, 4 депутата от каждой автономной республики, 2 депутата от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа. Съезд народных депутатов СССР ежегодно обновляет до одной пятой части состава Совета Союза и Совета Национальностей. Каждая палата Верховного совета СССР избирает Председателя палаты и двух его заместителей. Председатели Совета Союза и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком. Совместные заседания палат ведут Председатель Верховного Совета СССР либо поочередно председатели Совета Союза и Совета Национальностей.

1) назначает выборы народных депутатов СССР и утверждает состав Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР;

2) образует и упраздняет министерства СССР и другие центральные органы государственного управления СССР;

3) дает согласие на сессии либо отклоняет кандидатуры членов Кабинета Министров СССР и членов Совета безопасности СССР, дает согласие на освобождение от должности указанных лиц;

4) избирает Верховный Суд СССР, Высший арбитражный суд СССР, назначает Генерального прокурора СССР, утверждает коллегию Прокуратуры Союза ССР, назначает Председателя Контрольной палаты СССР;

5) регулярно заслушивает отчеты образуемых или избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых им должностных лиц;

6) обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории СССР, устанавливает основы законодательства Союза ССР и союзных республик;

7) осуществляет в пределах компетенции Союза ССР законодательное регулирование порядка реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений;

8) дает толкование законов СССР;

9) устанавливает общие начала организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления; определяет основы правового статуса общественных организаций;

10) представляет на утверждение Съезда народных депутатов СССР проекты перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР; утверждает государственные планы экономического и социального развития СССР, государственный бюджет СССР; осуществляет контроль за ходом выполнения плана и бюджета; утверждает отчеты об их выполнении; в случае необходимости вносит изменения в план и бюджет;

11) ратифицирует и денонсирует международные договоры СССР;

12) осуществляет контроль за предоставлением государственных займов, экономической и иной помощи иностранным государствам, а также за заключением соглашений о государственных займах и кредитах, получаемых из иностранных источников;

13) определяет основные мероприятия в области обороны и обеспечения государственной безопасности; вводит военное или чрезвычайное положение по всей стране; объявляет состояние войны в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;

14) принимает решение об использовании контингентов Вооруженных Сил СССР при необходимости выполнения международных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

15) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;

16) учреждает ордена и медали СССР; устанавливает почетные звания СССР;

17) издает общесоюзные акты об амнистии;

18) имеет право отменять акты Кабинета Министров СССР в случае несоответствия их Конституции СССР и законам СССР;

19) отменяет постановления и распоряжения Советов Министров союзных республик в случае несоответствия их Конституции СССР и законам СССР;

20) в период между Съездами народных депутатов СССР принимает решение о проведении всенародного голосования (референдума СССР);

21) решает другие вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, кроме тех, которые относятся к исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР. Верховный Совет СССР принимает законы СССР и постановления.

Законы и постановления, принятые Верховным Советом СССР, не могут противоречить законам и другим актам, принятым Съездом народных депутатов СССР.

Вывод : Высшие органы крупнейших частей Союза ССР-Советских Социалистических республик и автономных республик-копируют систему высших органов государственной власти Союза, чем обеспечивает воплощение принципа централизации и иерархического подчинения властных структур. Также на уровне социалистических республик происходит продолжение вертикали исполнительной власти: систему общесоюзных и союзно-республиканских министерств и государственных комитетов дополняют республиканские министерства и государственные комитеты.

3. Содержание Конституции 1936 г.

5 декабря 1936 г. постатейным голосованием, а затем в целом проект Конституции СССР был единогласно утвержден съездом.

В конечный вариант Конституции 1936 г. вошло 13 глав, 46 статей.

Итак, в текст конституции вошло 13 глав. Это:

Глава I. Общественное устройство;

Глава II. Государственное устройство;

Глава III. Высшие органы государственной власти союза советских; социалистических республик;

Глава IV. Высшие органы государственной власти союзных республик;

Глава VI. Органы государственного управления союзных республик;

Глава VII. Высшие органы государственной власти автономных советских социалистических республик;

Глава VIII. Местные органы государственной власти;

Глава IX. Суд и прокуратура;

Глава Х. Основные права и обязанности граждан;

Глава XI. Избирательная система;

Глава XII. Герб, флаг, столица;

Глава XIII. Порядок изменения конституции.

Глава 1 Конституции утвердила существование в СССР двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Конституция предусматривала две формы социалистической собственности государственную (всенародное достояние) и колхозно-кооперативную. Земля ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах являются государственной собственностью, т.е. всенародным достоянием (ст.6 Конституции). Собственность колхозов и кооперативных организаций составляют общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, общественные постройки. Земля закреплялась за колхозами в бесплатное и бессрочное пользование, т.е. навечно (ст.8 Конституции).

В главе II Конституции "Государственное устройство” закрепляются принципы федерализма, добровольность объединения равноправных союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик.

Ведению СССР подлежали:

а) представительство СССР в международных сношениях, заключение, ратификация и денонсация договоров СССР с другими государствами, установление общего порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами;

б) вопросы войны и мира;

в) принятие в состав СССР новых республик;

г) контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик с Конституцией СССР;

д) утверждение изменений границ между союзными республиками;

е) утверждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик;

ж) организация обороны СССР, руководство всеми Вооруженными Силами СССР, установление руководящих основ организации войсковых формирований союзных республик;

з) внешняя торговля на основе государственной монополии;

и) охрана государственной безопасности;

к) установление народнохозяйственных планов СССР;

л) утверждение единого Государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, установление налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных;

м) управление банками, промышленными и сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями общесоюзного подчинения; общее руководство промышленностью и строительством союзно-республиканского подчинения;

н) управление транспортом и связью общесоюзного значения;

о) руководство денежной и кредитной системой;

п) организация государственного страхования;

р) заключение и предоставление займов;

с) установление основных начал землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами;

т) установление основных начал в области просвещения и здравоохранения;

у) организация единой системы народнохозяйственного учета;

ф) установление основ законодательства о труде;

х) установление основ законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, основ гражданского и уголовного законодательства;

ц) законодательство о союзном гражданстве; законодательство о правах иностранцев;

ч) установление основ законодательства о браке и семье.

То есть в сравнении с предыдущим основным законом СССР, налицо усиление тенденции на расширение прав Союза.

В главах III-VIII рассмотрена система органов власти и управления.

Высшим органом власти в СССР являлся Верховный Совет СССР, исключительно он осуществлял законодательную власть (ст.30 Конституции) и который избирался сроком на четыре года.

В Основном законе 1936 года происходит утверждение принцип верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы управления. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей (ст.33 Конституции). Обе палаты Верховного Совета СССР: Совет Союза и Совет Национальностей были равноправны.

Высшим органом власти в период между сессиями ВС СССР являлся подотчетный ему Президиум, избиравшийся на совместном заседании обеих палат. Он давал толкование законов СССР, издавал указы, производил референдум по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик; отменял постановления СНК СССР и СНК союзных республик в случае их несоответствия закону; в период между сессиями Верховного Совета СССР освобождал от должности и назначал наркомов СССР с последующим утверждением Верховным Советом СССР; награждал орденами и присваивал почетные звания СССР; осуществлял право помилования; назначал и сменял высшее командование Вооруженных Сил СССР; в период между сессиями ВС СССР объявлял состояние войны; объявлял общую и частичную мобилизацию; ратифицировал международные договоры; назначал и отзывал полномочных представителей СССР в иностранных государствах (ст.48-50).

Аналогично высшим органам власти и управления СССР строилась система высших органов власти и управления союзных и автономных республик. Местными органами государственной власти являлись Советы депутатов трудящихся, избиравшиеся сроком на 2 года. Исполнительными и распорядительными органами Советов были избираемые ими исполкомы. Они были подотчетны как избравшему их Совету, так и исполнительному органу вышестоящего Совета.

Глава IX Конституции "Суды и прокуратура" закрепляла, что правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.

На Верховный Суд СССР возлагался надзор за судебной деятельностью судебных органов СССР, а также судебных органов союзных республик в пределах, установленных законом.

Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет. В состав Верховного Суда СССР входят председатели Верховных Судов союзных республик по должности (ст.103-105).

Краевые и областные суды, суды автономных областей, окружные суды избирались краевыми, областными или окружными Советами депутатов трудящихся или Советами депутатов трудящихся автономных областей сроком на пять лет.

Народные суды избирались гражданами района сроком на 3 года. Все остальные звенья судебной системы избирались соответствующими Советами сроком на 5 лет.

Статья 112 Конституции провозгласила принцип: судьи независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел во всех судах СССР открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права на защиту.

Глава XI Конституции закрепила избирательную систему СССР. Статья 134 закрепляла: выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся: Верховный Совет СССР Верховные Советы союзных республик, краевые и областные Советы депутатов трудящихся, Верховные Советы автономных республик, Советы депутатов трудящихся автономных областей, окружные, районные, городские и сельские (станицы, деревни, хутора, кишлака, аула) Советы депутатов трудящихся производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

То есть, фактически впервые был утвержден принцип "один человек один голос”. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Депутатом мог стать гражданин, достигший возраста 23 лет. Право выдвижения кандидатов в депутаты давалось общественным организациям. Каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе, и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей (ст.134-137 Конституции). Изменения Конституции СССР, в соответствии с положениями главы 13 Конституции, могли быть произведены лишь по решению Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов в каждой из палат.

Вывод : Конституция переименовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся и отменила ограничения избирательного права для лиц, которые в прошлом эксплуатировали чужой труд.

4. Значение Конституции СССР 1936 г.

Конституция СССР 1936 г. имеет ряд особенностей. Она провозглашала Союз социалистическим государством. Вводила понятие политической основы государства Советов депутатов трудящихся. Исходила из победы социалистических форм собственности, вводила понятие экономической основы общества. Вводился принцип плановой экономики. Закреплялось союзное государственное устройство, по форме федеративное. Устанавливала всеобщее,равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, отменялись ограничения по участию в выборах отдельных категорий лиц по классовому или социальному признакам. Устанавливала новую систему государственной власти вместо Всесоюзного съезда Советов, ЦИК СССР и Президиума ЦИК Верховный Совет СССР и Президиум Верховного Совета СССР; аналогичные органы в союзных и автономных республиках; на местах вместо съездов Советов Советы депутатов трудящихся: краевые, областные,районные и т.д. Конституция 1936 г. закрепила более полный перечень социально-экономических, политических и личных прав граждан. Конституция закрепляла социальное и политическое равноправие граждан, а также равноправие женщины и мужчины. Она предусмотрела ряд политических прав и свобод. Ни одна из предшествующих конституций ничего не говорила о партиях вообще, в том числе о Коммунистической партии, занявшей правящие позиции. В Конституции 1936 г. был сделан первый шаг к оформлению однопартийной системы в стране. В ст.126, говорившей о праве на объединение в общественные организации, предусматривалось: "наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков).

Вывод : Конституция СССР закрепляла основные положения государственного устройства и прописывала права и свободы граждан. Но помимо этого (а формальные прокламации мало что способны дать для страны) конституция имела большую идеологическую значение. В день принятия конституции на площадях Москвы и крупных городов проводились митинги, демонстрации, трудящиеся всей страны с радостью воспринимали новость о новой Конституции. Как сообщалось в прессе,"ораторы в кратких, взволнованных речах говорили о счастье и радости жить в эти дни. Славили имя великого творца конституции, мудрого вождя, учителя и друга товарища Сталина". "Великая радость! Митинги на московских предприятиях". - "Правда". 06. 12.1936. В демонстрации, проходившей на Красной площади, приняло участие около 1 млн. человек. Идеологическая пропаганда действительно способствовала подъему духа и настроения у обычных людей, что давало толчок к дальнейшему развитию государства.

5. Определение социалистической сущности

Конституция СССР 1936 г. провозгласила, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Эта экономическая основа утвердилась в течение переходного периода как результат полной ликвидации капиталистической системы, хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации. Подчеркивая плановый характер социалистической экономики, Конституция установила, что народнохозяйственная жизнь страны определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня жизни трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности. Тем самым, Конституция отразила полную победу социализма в экономике и связанное с этим развитие планового начала в руководстве хозяйством в соответствии с требованиями основного экономического закона социализма. Конституция закрепила также, изменившуюся социальную структуру советского общества, состоящего теперь из двух дружественных трудящихся классов рабочих и крестьян и неразрывно связанной с ними социальной прослойки трудовой интеллигенции. Эта такая структура общества, в которой полностью отсутствуют эксплуататорские классы, коренным образом изменила всю картину классовых отношений. Конституция соответственно утвердила полное равенство прав и обязанностей граждан СССР.

Законодательно закрепив новый экономический базис общества и его социально-экономическую структуру, Конституция СССР 1936 г. последовательно провела социалистические начала и в области политической надстройки. Выше уже говорилось, что новая Конституция отразила начавшийся процесс перерастания государства диктатуры пролетариата в общенародное социалистическое государство. Свое выражение этот процесс нашел уже в самом определении государства.

"Союз Советских Социалистических Республик, говорилось в ст.1, есть социалистическое государство рабочих и крестьян". Записи о том, что оно продолжает оставаться государством диктатуры пролетариата, в Конституции СССР 1936 г. не было (хотя не было и записи о том, что оно перестало быть государством диктатуры пролетариата). Для сравнения напомним, что все конституции переходного периода определяли Советское государство как государство диктатуры пролетариата. Конституция РСФСР 1918 г., например в ст.9 утверждала: "Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской власти.

Закрепляя политическую основу СССР и определяя, тем самым, характер государственной власти, новая Конституция исходила из того, что теперь, с победой социализма,”вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся”.

Закрепляя полновластие трудящихся в лице их представительных органов, Конституция не содержала положений о политическом господстве одного класса рабочего класса, что, как известно, составляет главный признак диктатуры пролетариата.

Новая Конституция СССР существенно изменила систему органов Советского государства, прежде всего представительных органов. Система съездов Советов районных, городских, областных (краевых),республиканских, всесоюзных и избираемых ими на периоды между этими съездами исполнительных комитетов, оправдавшая себя в сложных условиях острой классовой борьбы в переходный период, с победой социализма уже не соответствовала новой исторической обстановке. Конституция СССР 1936 г. установила, что все звенья советской системы Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые и областные Советы, Советы автономных областей, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся избираются непосредственно гражданами. Проводя разграничение между органами государственной власти и органами государственного управления, Конституция СССР 1936 г. исходила из необходимости сосредоточить "законодательную власть" на союзном уровне в руках только одного органа Верховного Совета СССР, сохранив подотчетность и подконтрольность органов государственного управления представительным органам. В ст.65 Конституции было сказано, что СНК СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен. Ст.71 Конституции предусмотрела и право запроса депутатов Верховного Совета СССР к СНК СССР и к народным комиссарам. Конституция установила, что местные Советы депутатов трудящихся руководят деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивают охрану государственного и общественного порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан,руководят местным хозяйственным и культурным строительством, устанавливают местный бюджет. Все представительные органы власти на местах стали постоянными, периодически созываемыми на сессии.

Социалистический демократизм Конституции СССР 1936 г. ярко проявился в главе об основных правах и обязанностях граждан. Конституция значительно расширила демократические права и политические свободы, отменила все ограничения, связанные с классовой принадлежностью граждан, существовавшие в стране в переходный от капитализма к социализму период.

Победа социализма расширила материальные гарантии прав и свобод, что также нашло отражение в Конституции, которая закрепила за всеми гражданами как политические права и свободы свобода слова, печати, митингов и собраний, право избирать и быть избранным, так и социальные права на труд, на отдых, на бесплатное образование и медицинское обслуживание, на материальное обеспечение в старости и в случае болезни или потерю трудоспособности. Конституция гарантировала полное равенство прав граждан независимо от их имущественного положения, социального или национального происхождения. Равенству политических и социальных прав и свобод граждан соответствовали их равные обязанности соблюдать Конституцию СССР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность. Важное политическое значение имела ст.126 Конституции СССР 1936 г., в которой впервые в истории Советской Конституции была законодательно зафиксирована руководящая роль Коммунистической партии Советского Союза. Эта конституционная формулировка опиралась на весь многолетний опыт победоносной борьбы трудящихся Советского Союза под руководством ленинской партии за социализм, повышение роли партии в жизни страны, признание этой роли миллионными массами трудящихся.

Вывод : Конституция СССР 1936 г. законодательно закрепляла важнейшие завоевания победившего социализма, основные принципы и устои социалистического общества.

Заключение

Конституция СССР 1936 г. имеет ряд особенностей. Она провозглашала Союз социалистическим государством. Вводила понятие политической основы государства Советов депутатов трудящихся. Исходила из победы социалистических форм собственности, вводила понятие экономической основы общества. Вводился принцип плановой экономики. Закреплялось союзное государственное устройство, по форме федеративное. Устанавливала всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, отменялись ограничения по участию в выборах отдельных категорий лиц по классовому или социальному признакам. Устанавливала новую систему государственной власти вместо Всесоюзного съезда Советов, ЦИК СССР и Президиума ЦИК Верховный Совет СССР и Президиум Верховного Совета СССР; аналогичные органы в союзных и автономных республиках; на местах вместо съездов Советов Советы депутатов трудящихся: краевые, областные, районные и т.д. Конституция 1936 г. закрепила более полный перечень социально-экономических, политических и личных прав граждан. Конституция СССР 1936 г. имела большое историческое и международное значение как первая конституция победившего социализма. Следствием этого, стала принятие после второй мировой войны конституции социалистического типа в странах мировой социалистической системы. Государственное устройство страны определялось как федеративное (союзное) объединение республик. Давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, неперечисленные полномочия оставались за союзными республиками. Последним предоставлялось право выхода из состава СССР, конституции союзных республик должны были соответствовать Конст. СССР, в случае их расхождения действовал союзный закон. Конституция провозглашала единое гражданство. Высшим органом власти в СССР становился Верховный совет СССР, наделенный законодательной властью и состоявший из двух палат: Совета Союза (избирался по территор. округам) и Совета Национальстей (избир. по союзным автон. республикам, областям и нацин. округам) Обе палаты признавались равноправными, работали в сессионном порядке.

Правительство (СНК СССР) формировалось на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. СНК издавал постановления и распоряжения на основе действующих законов, принятых Верховным Советом. В конституции давался перечень союзных (обороны, иност. дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного тран-та, тяжелой и оборонной промышленности) и союзно-республиканских (пищевой, легкой, лесной пром-ти, земледелия, финансов и т.д.) народных комиссариатов. По аналогии с союзными органами центральной власти и управления строилась система органов союзной республики. Отмечено значение документа для "социалистического строительства" государства. В предвоенный период она в определенной мере способствовала энтузиазму трудящихся, так необходимого и оказавшего огромное значение в накоплении средств для последующей борьбы с фашистской Германией. На международной арене этот документ придавал цивилизованный фасад зданию всего СССР. Помимо всего прочего, Конституция 1936 г. является одним из этапов движения нашего государства от тоталитаризма к более демократическому и прогрессивному государственному режиму.

1 . Вывод : Конституция СССР 1936 года заложила основы командно-административной системы управления, в значительной степени подняв значение исполнительной власти.

2 . Вывод : Конституция СССР 1936 г. или, как ее еще называли,"Сталинская Конституция", являлась во многом декларативным документом, прикрывавшим многочисленные нарушения законности в условиях тоталитарного режима.

3 . Вывод : Конституция социалистического типа стала явлением международного характера, завоеванием и достижением трудящихся масс, имеющее всемирно-историческое значение

4 . Вывод : Конституция СССР 1936 г. имеет большое историческое и международное значение как первая конституция победившего социализма. После второй мировой войны конституции социалистического типа приняты и действуют в странах мировой социалистической системы. Таким образом, конституция социалистического типа это явление международного характера, это завоевание трудящихся масс, имеющее всемирно-историческое значение.

Список используемой литературы

1. История государства и права России

2. Е.И. Козлов, О.Е. Кутафин. Конституционное право России

3. Журнал Русская правда

4.Ю. Аксютин. Сталинская конституция 1936 года

5. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права

6. Абрамов А.В. История России

7. Ковалёв Б.Н. История отечественного государства и права

8. Степанов И.М. Развитие Советской Конституции

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общественное устройство по Конституции 1936 года. Преамбула и общественное устройство по Конституции 1977 года. Высшие органы государственной власти и управления СССР. Государство и личность. Советы и избирательная система. Правосудие и прокуратура.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2015

    Изучение исторических этапов развития государства и права России, значение исследования ее документов. История создания, развития, содержания, характерных черт и основных положений Конституции Союза Советский Социалистических Республик 1936 года.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2014

    Рассмотрение истории разработки, особенностей принятия, содержания, характерных черт (отмена собственности капиталистической и помещичьей, устранение от прав эксплуататоров, закрепление демократического государственного строя) Конституции СССР 1936 года.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2010

    Создание Конституции СССР 1936 года: предпосылки ее принятия, разработка и утверждение. Основные положения Конституции: общественное и государственное устройство СССР, органы государственной власти, права и обязанности граждан, избирательная система.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2009

    Разработка Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года и её основополагающие идеи. Характеристика правового регулирования прав, свобод и обязанностей. Форма правления и государственный режим. Высшие органы власти и управления по Конституции США.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2015

    История Конституции Советского государства. Положение о невозможности учреждения единоличной президентской власти. Ответственность депутатов перед избирателями. Создание "коллективного президента" в лице Президиума Верховного Совета и его право.

    презентация , добавлен 11.09.2011

    Изучение основных прав и обязанностей граждан согласно Конституции Союза Советский Социалистических Республик, виды преступлений и наказаний по Судебникам 1497 и 1550 годов. Характерные особенности, историческое и международное значение документов.

    контрольная работа , добавлен 31.05.2014

    Разработка и принятие конституции РСФСР 1918 года. Характеристика основных принципов и общие положения Конституции 1918 г. Проблема равноправия граждан. Конституция 1918 г. как правовая основа для изменения структуры старой власти и законодательства.

    реферат , добавлен 27.01.2011

    Разработка и принятие Конституции 1977 года, предпосылки. Содержание Конституции: структура, основные положения, нововведения. Права и свободы граждан как важный аспект Основного Закона. Спорные вопросы, национально-государственное устройство СССР.

    реферат , добавлен 29.03.2013

    Создание советской конституции на фундаменте марксистско-ленинской теории государства и права, главные этапы ее развития. Предпосылки возникновения новой конституции. Анализ Конституции Советского Союза 1977 года, ее основные достоинства и недостатки.

12 декабря 2008 года исполнилось 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.

Первая Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года в связи с образованием РСФСР.

После установления советского строя контрольные функции в соответствии с принципом «Вся власть Советам!» были сосредоточены в высшем органе советской власти. Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделен Президиум ВЦИК.

Вторая Конституция принята второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года (в связи с образованием СССР). Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками.

Третья Конституция («сталинская») принята Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года. Она окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль, в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отмены противоречащих Конституции актов союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.

Четвертая Конституция («брежневская») принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. Она сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР.

После распада СССР в новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года). В Декларации закреплено новое название - Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России. В 1993 году Президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами законодательного органа России - Федерального Собрания.

Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Конституция провозгласила формирование новой системы государственно-политического устройства, подведя черту под советским периодом истории России. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. Вся полнота государственной власти в стране осуществляется Президентом Российской Федерации совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент ‑ Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной власти, действующих самостоятельно. Президент как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

5 ноября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ выступил с инициативой о внесении поправок в Конституцию. Изменения увеличивают срок полномочий главы государства с 4 до 6 лет, а Госдумы - с 4 до 5 лет, и вводят новую ежегодную обязанность правительства РФ предоставлять отчет о своей работе в Госдуму.

21 ноября 2008 года поправки в Основной закон были одобрены Государственной Думой, 26 ноября - Советом Федерации. Новые сроки будут применены к Президенту и Госдуме, которые будут избраны после вступления в силу поправок. После одобрения Советом Федерации поправки в Конституцию направляются на рассмотрение законодательных собраний субъектов Федерации. В случае одобрения их двумя третями регионов поправки вернутся в верхнюю палату, которая вновь соберется на заседание и утвердит решение регионов. После повторного принятия решения Советом Федерации дается семь дней на его обжалование в Конституционном Суде. Если обжалования не происходит, поправки направляются на подпись Президенту.

В Конституции меняются статьи 81 и 96, которые касаются соответственно главы государства и Госдумы. Это первые содержательные поправки в основной закон страны с момента его принятия 12 декабря 1993 года. Единственные изменения, которые ранее вносились в Конституцию ‑ это технические поправки, связанные с изменением числа и названий российских регионов, которые все упомянуты в тексте Конституции РФ.

error: